Введение
На современном этапе развития образования школьников ставится задача формирования у них исследовательской компетентности. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования произошло расширение понятийного поля. В повседневный оборот вошли такие понятия, как исследовательская деятельность, проектная деятельность, исследователь и многие другие. Научное сообщество также обратило внимание на появление новых феноменов в сфере российского образования. Активно стали издаваться научные статьи и монографии, отражающие результаты их изучения. Так, в статье Е.В. Бережновой выделяется отличительный признак человека-исследователя, который заключается в производстве (педагогического) знания [1]. В свою очередь, мы в более ранних работах представили понятие ученик-исследователь, как субъект образования, который в процессе учебной деятельности производит прикладное знание, обладающее субъективной новизной [2].
Литературный обзор. Формирование проектной-исследовательской деятельности обучающихся является предметом научных изысканий довольно давно. Предпосылками можно считать работы М.В. Ломоносова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского. И более поздние труды отечественных ученых В.И. Андреева, Ю.К. Бабановского, Л.И. Казанцевой, Г.В. Макотровой, В.А. Сластёнина и других.
Однако в последние десятилетия проектно-исследовательская деятельность стала вновь центром внимания ученых. Методологические основы исследовательской деятельности, академическая культура и другие наиболее общие и основополагающие феномены представлены в работах Е.Л. Ерохиной [3], Г.В. Тереховой.
Методы и технологии проектно-исследовательской деятельности освещены в ряде статей. Так, Ю.А. Прытков [4] изучает возможность использования информационных технологий в научной деятельности начинающих исследователей. Г.В. Терихова [5] концентрируется на методике ТРИЗ для формирования методологических аспектов исследовательской детальности школьников. Библиотека, как средство развития информационной культуры студентов изучается А.А. Федосовой [6]. Е.А. Бырылова в качестве средства развития исследовательской культуры обучающихся рассматривает научную лабораторию [7].
Отдельный кластер работ посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности при изучении различных предметов. Так, Н.В. Сторожева раскрывает возможность использования исследовательского подхода при изучении биологии [8]. Л.Г. Пащенко рассматривает организацию исследовательской деятельности в области физической культуры [9]. А.А. Ишкабулов формирует исследовательскую деятельность школьников на уроках географии [10]. Е.И. Мычко и А.В. Сапунов описывают технологии формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории [11].
Таким образом, анализ результатов научных исследований, представленных в настоящее время в работах различных авторов, позволяет говорить о все возрастающем интересе ученых и практиков к различным аспектам проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Материалы и методы
В свете полученных данных теоретического анализа научных источников, возникает закономерный вопрос об отношении субъектов образования к проектно-исследовательской деятельности школьников. Ответ на данной вопрос определил проблему нашего дальнейшего эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить специфику проявления отношения педагогов и родителей к проектной деятельности школьников.
Задачи эмпирического исследования:
- Определить отношение педагогов образовательных организаций к проектной деятельности школьников.
- Выявить отношения родителей обучающихся к проектной деятельности школьников.
База исследования: образовательные организации Северо-Западного региона Российской Федерации
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 386 респондент. Из них: 206 педагогов образовательных организаций; 180 родитель обучающихся.
Методы эмпирического исследования:
- Опросник «Отношение к проектной деятельности педагогов».
- Опросник «Отношение к проектной деятельности родителей обучающихся»
Результаты исследования и их обсуждение
Остановимся подробнее на результатах изучения отношения педагогов к проектной деятельности школьников. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты изучения отношения педагогов к проектной деятельности школьников
Fig. 1. The results of studying the attitude of teachers to the project activities of schoolchildren
Анализ полученных ответов педагогов показал, что большинство учителей относятся к проектной деятельности школьников положительно и понимают ее смысл и эффективность. Педагоги отмечают роль проектно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности и критичности мышления учащихся, их познавательного интереса и повышения учебной мотивации.
Приведем высказывания педагогов, которые затрудняются обозначить свое отношение к проектной деятельности в школе: идея хорошая, но недостаточно подготовлены учителя, нужен опыт и время.
Отрицательное отношение к проектной деятельности в школе высказала небольшая часть педагогов: пустая трата времени; дети не готовы к такой деятельности, все делают учителя; дополнительная нагрузка на учителей; нет сопровождения и четкой организации проектной деятельности.
Таким образом, результаты исследования показали положительное отношение к проектной деятельности обучающихся у подавляющего большинства педагогов. Отрицательные ответы были связаны, преимущественно, с высокой профессиональной загрузкой и низкими навыками руководства и организации нового вида деятельности.
Рассмотрим результаты изучения отношения родителей к проектной деятельности школьников. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты изучения отношения родителей к проектной деятельности школьников
Fig. 2. The results of studying the attitude of parents to the project activities of schoolchildren
Положительное отношение родителей к проектной деятельности в школе подтверждается ответами о том, что данная деятельность развивает самостоятельность, расширяет кругозор, развивает исследовательские способности детей, помогает выйти за пределы школьной программы, более глубоко погружает в изучаемую область знаний, учит отбирать и систематизировать информацию, необходимый навык для обучения в вузе. Скорее положительно, если ребенок будет успевать делать уроки и посещать кружки.
Приведем аргументы родителей, которые затрудняются высказать свое отношение к проектной деятельности в школе: не до конца понимают, зачем это нужно и ничего не знают про проектную деятельность; не совсем понятно, что требуется от ребенка; не понимают долю участия педагога в проектной деятельности и переживают, что им придется сидеть с ребенком, а как делать проект, не знают.
Отрицательное отношение родителей к проектной деятельности в школе связано с загруженностью их детей и непониманием того, что развивает проектная деятельность у выпускников школы. Так же есть мнение некоторых родителей о ненужности такой деятельности, если за нее не ставят оценку. Можно предположить, что для родителей показателем успешности ребенка на сегодняшний день является оценка, а не развитие необходимых навыков для дальнейшей жизни и обучения.
Таким образом, результаты показали преобладание положительного отношения родителей обучающихся к проектной-исследовательской деятельности школьников. Отрицательные ответы, в основном, связаны с недостатком информированности или опыта участия родителей в подобной детальности.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
- Анализ научных исследований показал наличие возрастающего интереса к проблеме проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный факт поставил перед необходимость изучения отношения к проектной деятельности субъектов образования.
- Результаты изучения отношения педагогов к проектной деятельности школьников показало преобладание преимущественно положительной направленности. Отдельные отрицательные отзывы были связаны с высокой профессиональной загрузкой педагогов и с проблемами организационного характера.
- Преимущественно положительное отношение к проектной деятельности обучающихся было выявлено у родителей школьников. Отдельные отрицательные ответы были связаны с выбором родителей занять своих детей чем-то, на их взгляд, более полезным. Также необходимо отметить наличие у ряда респондентов четкой направленности на высокие отметки по узкому кругу предметов без желания развивать у своих детей какие-бы то ни было исследовательские навыки.
Таким образом, результаты полученного исследования говорят о наличии положительного отношения субъектов образованиям к реализации проектно-исследовательской деятельности. Данный факт ставит перед необходимостью дальнейшего научного сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся и методической поддержки педагогов и родителей школьников.
Бережнова Е.В. Культура педагога-исследователя // Вестник "ӨРЛЕУ" – KST. 2013. № 1 (1). С. 10-14. EDN: XTZXOH
Писаренко И., Костина Л., Карпова М., Шиничева И. Культура исследователя в проектной деятельности обучающихся основной школы // Norwegian Journal of development of the International Science. 2021. № 63-2. С. 32-35. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG
Ерохина Е.Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 298-301. EDN: TZZXNT
Прытков Ю.А. Использование новых информационных технологий в научной работе начинающих исследователей // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Пятигорск, 19 февраля 2017 г. М.: Перо, 2017. С. 77-81. EDN: YHECUR
Терехова Г.В. Формирование аспектов методологической культуры школьника-исследователя на основе ТРИЗ // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 05 февраля 2009 г. Челябинск: Цицеро, 2009. С. 141-142.
Федосова А.А. Моделирование процесса развития информационной культуры исследователя в библиотеке учреждения высшего образования // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (38). С. 153-160. EDN: XCSJQJ
Бырылова Е.А. Студенческая лаборатория как способ формирования культуры исследователя // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образовании: сб. статей науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 04 июня 2019 г. СПб.: Астерион, 2019. С. 169-174. EDN: MHUYLC
Сторожева Н.В. Возможности использования исследовательского подхода на уроках биологии при проведении практических работ // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5. С. 55-57. EDN: MVSDLJ
Пащенко Л.Г. Современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области физической культуры // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 72-80. EDN: VPZUBH
Ишкабулов А.А. Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО // Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 47-51. EDN: YSJBOJ
Мычко Е.И., Сапунов А.В. Технология формирования учебно-исследовательской культуры в сельской школе Калининградской области на уроках истории западной России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 5. С. 10-15. EDN: OYONTZ
Berezhnova EV. Kul'tura pedagoga-issledovatelya = Culture of the educator-researcher. Vestnik "ӨRLEU" - KST. 2013;(1):10-14. (In Russ.). EDN: XTZXOH
Pisarenko I., Kostina L., Karpova M., Shinicheva I. The culture of the researcher in the project activities of primary school students. Norwegian Journal of development of the International Science. 2021;(63-2):32-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG
Erokhina EL. Methodological approaches to teaching the basics of the subjects of research activities of academic culture. Kazan Pedagogical Journal. 2015;(4-2):298-301. (In Russ.). EDN: TZZXNT
Prytkov YuA. Ispol'zovanie novykh informatsionnykh tekhnologii v nauchnoi rabote nachinayushchikh issledovatelei. = The use of new information technologies in the scientific work of novice researchers. In: Integratsiya nauki i praktiki v sovremennykh usloviyakh: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Integration of science and practice in modern conditions: materials of the VIII Intern. scientific-practical. conf., February 19 2017, Pyatigorsk. Moscow: Pero Publ.; 2017. p. 77-81. (In Russ.). EDN: YHECUR
Terekhova GV. Formirovanie aspektov metodologicheskoi kul'tury shkol'nika-issledovatelya na osnove TRIZ = Formation of aspects of the methodological culture of a student-researcher based on TRIZ. In: Metodologiya pedagogiki: aktual'nye problemy i perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Methodology of Pedagogy: Actual Problems and Prospects: Proceedings of the Intern. scientific-practical. Conf., February 05 2009, Chelyabinsk. Chelyabinsk: Tsitsero Publ.; 2009. p. 141-142. (In Russ.).
Fedosova A. Modeling the development process of a researcher’s information culture in the library of a higher education institution. Bulletin Of The Belarusian State University of Culture and Arts. 2020;(4):153-160. (In Russ.). EDN: XCSJQJ
Byrylova EA. Studencheskaya laboratoriya kak sposob formirovaniya kul'tury issledovatelya = Student laboratory as a way to form a researcher's culture. In: Podgotovka pedagogov v kontekste innovatsionnykh izmenenii v vysshem obrazovanii: sb. statei nauch.-prakt. konf. = Training of teachers in the context of innovative changes in higher education: sat. articles scientific and practical. conf., June 04 2019, Saint Petersburg, Saint Petersburg: Asterion Publ.; 2019. p. 169-174. (In Russ.). EDN: MHUYLC
Storozheva NV. Vozmozhnosti ispol'zovaniya issledovatel'skogo podkhoda na urokakh biologii pri provedenii prakticheskikh rabot = Possibilities of using the research approach in biology lessons during practical work. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2009;(5):55-57. (In Russ.). EDN: MVSDLJ
Paschenko LG. Modern challenges of organizing research activities in the field of physical training and sports among school students. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2016;(1):72-80. (In Russ.). EDN: VPZUBH
Ishkabulov AA. Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti i issledovatel'skoi kul'tury na urokakh geografii po FGOS OOO = Activation of cognitive activity and research culture in geography lessons according to the Federal State Educational Standard. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2018;(4):47-51. (In Russ.). EDN: YSJBOJ
Mychko EI, Sapunov AV. Tekhnologiya formirovaniya uchebno-issledovatel'skoi kul'tury v sel'skoi shkole Kaliningradskoi oblasti na urokakh istorii zapadnoi Rossii = The technology of formation of educational and research culture in a rural school of the Kaliningrad region at the lessons of the history of Western Russia. Vestnik Immanuel Kant Baltic Federal University. 2012;(5):10-15. (In Russ.). EDN: OYONTZ
Шиничева И.Ю., Костина Л.М. Отношение педагогов и родителей к проектно-исследовательской деятельности школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 187-198. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_187
Shinicheva IYu, Kostina LM. Attitude of teachers and parents to the design and research activity of schoolchildre. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):187-198. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_187