Введение
Стремительное распространение технического прогресса влияет на многие сферы жизни современного человека: на производство, науку, образование. Одной из причин внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс стала трансформация установки «образование на всю жизнь» в установку «образование через всю жизнь» [1]. Поколение студентов, рожденных с цифровыми технологиями, приносит с собой значительно отличающийся подход к обучению. Они привыкли иметь доступ к множественным и мгновенным источникам информации, многозадачность и социальную связь с одноранговыми узлами через мобильные устройства. Сочетание мобильных технологий и цифровых когнитивных и социальных навыков нового поколения потребует новых решений в текущей концепции цифрового обучения.
В настоящее время в России проводится ряд проектов, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что, в то же время, увеличивает конкурентоспособность Российской Федерации, качество жизни населения, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В своем послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России В.В. Путин поставил задачу разработать программу развития экономики нового технологического поколения – цифровой экономики [1]. В декабре 2017 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был представлен проект «Цифровая школа», рассчитанный на период 2018-2024 гг. В рамках данного проекта в общеобразовательных организациях должна быть создана инфраструктура, которая получила название «Цифровая образовательная среда (ЦОС)» [1]. Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из комплекса информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Актуальность темы исследования заключается в том, что цифровая образовательная среда является одним из современных и востребованных способов организации учебного процесса и позволяет осуществлять обучение, не зависимо от места проживания обучаемого.
Результаты исследования и их обсуждения.
Информационно-образовательное пространство рассматривается как «неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [2]. Информационно-образовательное пространство выступает в качестве накопителя образовательной информации и путей взаимодействия с ней.
Создание дистанционного обучения является огромным преимуществом внедрения ИОС в сферу образования. Дистанционное образовательное пространство – это не только среда существования и распространения информации, но и средство осуществления коммуникации и обмена взглядами [3].
Дистанционное обучение развивает самостоятельную работу учащихся. Это помогает становлению индивидуального стиля обучения, умению найти, обработать, оценить, выбрать и использовать информацию. Цель современной образовательной системы состоит в том, что учащийся ответственен за своё образование, активно участвует организации своего образования и осуществлении обучения на протяжении всей жизни [4].
Особую роль в этом играет система электронного обучения. Под электронным обучением понимается использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения доступа к онлайновым учебным/учебным ресурсам. В самом широком смысле электронное обучение применяется в разных ракурсах, включая распределенное обучение, онлайн-дистанционное обучение, а также гибридное обучение. Электронное обучение, определяется как использование информационно-коммуникационных технологий в различных процессах образования для поддержки и улучшения обучения в высших учебных заведениях и включает в себя использование информационно-коммуникационных технологий в качестве дополнения к традиционным классным комнатам, онлайн-обучению или смешиванию двух режимов [5]. Электронное обучение призвано преодолеть технологические, социальные и педагогические аспекты, включая изменение мышления, а основные преимущества электронного обучения включают в себя гибкость, удобство, универсальность подходов к обучению.
В период развития цифровой экономики стали активно развиваться системы управления обучением, известные также как LMS (от англ. Learning Management System). LMS – это программное обеспечение, которое позволяет создавать онлайн-курсы, управлять ими и обучать людей, предоставлять доступ к материалам и многое другое[1]. Роль LMS приобрела известность в контексте программ и курсов STEM (наука, технология, инженерия и математика) за последнее десятилетие благодаря улучшенному доступу к широкополосному Интернету и достижениям в технологиях онлайн-обучения и обучения. Многие образовательные учреждения успешно используют LMS и продолжают исследовать эффективность использования различных типов LMS. Недавние исследования, посвященные STEM-образованию, показывают, что различные LMS и связанные с ними инструменты повышают вовлеченность учащихся, мотивацию, сотрудничество Кроме того, LMS позволяют преподавателям отслеживать результаты обучения, прогнозировать достижения, а затем использовать полученную информацию для адаптации и изменения методов обучения. LMS дает возможность создать единую базу электронных курсов и учебных материалов, а также автоматизирует работу по проверке тестов, сбору статистики и подготовке отчетов. Применение LMS возможно как дистанционно, так и в живой аудитории, что дает возможность смешанного образования [6].
Авторами данного исследования были рассмотрены некоторые системы управления обучением, используемые в России и был проведен их сравнительный анализ. Для выделения критериев нами был проведен опрос среди преподавателей школ и ВУЗов г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл (Приложение 1).
В опросе приняли участие 31 человек. Среди них преподаватели английского языка, информатики, лингвокультурологии, педагоги-психологи и учителя начальных классов. Стаж преподавания респондентов от 1 года до 40 лет.
93,5% респондентов пользуются электронными курсами для самообразования. Среди часто используемых платформ для самообразования можно выделить Stepik.org, Учи.ру и Просвещение.
Большое внимание респонденты уделяют удобству использования платформы и наглядности и доступности материала (87,1%). На информативность материала обращают внимание 71% респондентов. На научность и новизну представленного материала обращают внимание 64,5%.
Результаты представлены на рисунке 1.
Для создания электронных курсов LMS системами пользуются 35,5% опрошенных. Среди самых популярных LMS Moodle (87,1%) и LMS iSpring Learn (51,6%). Результаты представлены на рисунке 2.
Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment или сокращенно Moodle – бесплатная система управления обучением, самая популярная на сегодняшний день. По данным исследования Capterra (компания по поддержке программного обеспечения штат Виргиния), известно, что Moodle возглавляет список 20 самых популярных систем управления обучением в мире. Moodle – это бесплатный программный пакет, предназначенный для помощи преподавателям и студентам в качестве инструмента для обеспечения качественного обучения. Moodle прост в установке, обновлении и использовании, он может быть установлен на столько серверов, сколько задействовано, без дополнительных затрат, он не требует модификации на Unix, Linux, Windows, Mac OS и любых других системах.
LMS iSpring Learn является облачным сервисом. Это значит, что не нужно скачивать, устанавливать и настраивать программу. Достаточно просто подключиться к интернету и создать аккаунт.
Пользоваться iSpring Learn можно на любом устройстве: ноутбук, компьютер, мобильный телефон или планшет. Это позволяет заниматься в любое удобное время и в любом месте: на работе, на учебе, во время прогулки или в транспорте.
При выборе LMS системы для создания электронного курса большее внимание респонденты уделяют простоте использования (64,5%), гибкости настроек (64,5%), возможностям управления учебным контентом (58,1%) и доступности информации (54,8%). Результаты представлены на рисунке 3.
Исходя из опроса преподавателей и опираясь на статью «Обзор ТОП-9 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения»[1], мы выделили следующие критерии, по которым можно сравнивать системы управления обучением и выбрать наиболее благоприятную для использования:
- Доступность информации;
- Простота использования;
- Гибкость настроек;
- Управление учебным контентом;
- Управление пользователями;
- Общение между пользователями;
- Статистика и отчеты;
- Стоимость и лицензионная политика.
Согласно опросам можно выделить некоторые особенности, которые привлекают студентов в использовании Moodle:
- дискуссионный форум;
- взаимооценка;
- мгновенные сообщения;
- онлайн-викторины;
- вики;
- геймификация учебного материала и задач.
Упомянутые выше функции помогают студенту публиковать запросы, искать информацию по определенной теме, читать ежедневные сообщения и комментарии, проходить онлайн-викторины, участвовать в заданиях, связанные с проблемами и нахождением решений.
Заключение
Тематический анализ показывает, что Moodle является мощным инструментом, используемым для поддержки обучения различными способами. И преподаватели, и студенты извлекают выгоду из использования Moodle LMS. Наиболее распространенными инструментами являются «викторины» и «семинары» Moodle, а наиболее желаемыми средствами являются интерактивные средства, видеоролики, виртуальные туры, которые повышают познавательную активность студентов. Области, в которых наблюдается быстрый рост исследований, касательно Moodle – это разработка адаптивного контента, улучшение безопасности данных, изучение условий для использования онлайн-курсов и смешанных курсов, проектирование инструментов, повышающих гибкость их учебной среды.
Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Цифровая образовательная среда электронного обучения: методическое пособие. Курск, 2019. 64 с. URL: http://kiro46.ru/docs/mr_steo.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Дидактика в информационном обществе // Педагогика. 2009. № 10. С. 8-15. EDN: KZMTRV
Лобачев С.Л. Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М: МЭСИ, 1998. 104 с. EDN: SDMBVT
Яковлева Е.В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде // Молодой ученый. 2018. № 10 (196). С. 69-71. URL: https://moluch.ru/archive/196/48637/ (дата обращения: 15.09.2022). EDN: YSIDWO
Ekwonwune E.N., Edebatu D.C. Design and Implementation of an Online Course Management System // Journal of Software Engineering and Applications. 2019. № 12. P. 21-33. https://doi.org/10.4236/jsea.2019.122002
Кадирова Л.А., Абдукодирова П.Т. Сравнительный анализ систем управления обучением // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 334-337. EDN: YRAJLF
Durnoglazov EE, Kuznetsova EA, Sheverdin IV, Gorbulina TS, Kolesnichenko KA. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda elektronnogo obucheniya = Digital educational environment of e-learning. Курск, 2019. 64 p. (In Russ.). http://kiro46.ru/docs/mr_steo.pdf
Ivanova EO, Osmolovskaya IM. Didactics in the information society. Russian Education and Society. 2009;(10):8-15. (In Russ.). EDN: KZMTRV
Lobachev SL, Soldatkin VI. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii: informatsionnyi aspect = Distance Educational Technologies: Informational Aspect. Moscow: MESI Publ.; 1998. 104 p. (In Russ.). EDN: SDMBVT
Yakovleva EV. Distantsionnoe obuchenie v informatsionnoi obrazovatel'noi srede = Distance learning in the information educational environment. Molodoj ucenyj. 2018;(10):69-71. (In Russ.). EDN: YSIDWO
Ekwonwune EN, Edebatu DC. Design and Implementation of an Online Course Management System. Journal of Software Engineering and Applications. 2019;(12):21-33. https://doi.org/10.4236/jsea.2019.122002
Kadirova LA, Abdukodirova PT. Sravnitel'nyi analiz sistem upravleniya obucheniem = Comparative analysis of learning management systems. Molodoj ucenyj. 2018;(50):334-337. (In Russ.). EDN: YRAJLF
Бадретдинова Р.Р. Критерии использования системы управления обучением для создания электронных курсов // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 3. № 3. С. 8-14. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_8 EDN: XMATIG
Badretdinova R.R. Criteria for using a learning management system to create e-learning courses. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):8-14. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_8 EDN: XMATIG