Введение
В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании имеет вполне логическое обоснование. Особенно это касается дисциплин естественно - научного цикла, так как именно при изучении этих предметов происходит целостное формирование единой картины мира.
Мы рассматриваем вариативные возможности интеграции информационно-коммуникационных технологий и инновационных (и традиционных) педагогических технологий для стимуляции когнитивного интереса обучающихся. Особую роль играет создание условий дальнейшего формирования самостоятельности и креативности обучающихся, нестандартному мышлению и многовариативности решения различных жизненных ситуаций. Все это ведет к повышению эффективности обучения и самообучения, и, в целом, качества образования.
Новый вектор применения информационных технологий на уроках химии в России связан с распространением программы «Intel» (2011 г.). Этот этап ознаменовался технологической поддержкой при использовании разрозненных попыток компьютерных технологий в образовательном процессе.
Свое внимание мы остановили на возможностях работы с приложением Plickers для получения моментальной обратной связи от обучающихся в преподавании химии.
Актуальность и целесообразность данного направления в нашем исследовании определяется распространением «клипового мышления» у обучающихся, когда целостность восприятия информации и самой жизни воспринимается как цепочка малосвязанных ситуаций. Это приводит к определенной «заторможенности» обучающихся на одной идее и проблеме длительного внимания в ходе продолжительного времени. Само понятие «clip» (в пер. с английского языка) определяется как фрагмент текста, отрывок из видео или фильма[1].
При изучении дисциплин естественно-научного цикла эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов в использовании ИКТ: готовые электронные продукты; мультимедийные презентации; ИКТ в сочетании с методом проектов; ресурсы сети Интернет; компьютерное тестирование.
Материалы и методы
Анализ результатов применения коммуникативных технологий (на примере приложения Plickers) в обучении химии был произведен согласно плану «Заседания Всероссийского методического объединения учителей химии». Данное мероприятие традиционно (с 2018 г.) проходит в рамках изучения методических дисциплина для студентов по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль: Химия. В этом проходило с 1 декабря по 15 декабря 2022 года (ведущий преподаватель – Космодемьянская Светлана Сергеевна, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.ИМ. Бутлерова КФУ). Заседания методических объединений проводят студенты – «учителя химии» общеобразовательных учреждений, которые окончили сами студенты. Тематика проведения заседаний ВсеросМО+ (Всероссийское методическое объединение с международным участием) в этом году было посвящено методическим особенностям применения элементов педагогических технологий на уроках химии и во внеурочное время[2].
В рамках одного из «заседаний» мы подготовили и провели фрагмент урока химии по применению элементов коммуникационных технологий для формирования предметных и метапредметных компетенций у обучающихся на уроках химии.
Литературный обзор
Анализ передового педагогического опыта[3] подтверждает целесообразность применения информационных технологий для достижения педагогических цели и задач [1]:
- Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
- Мотивация учебно-воспитательного процесса путем повышения качества, выявления и использования стимулов активизации познавательной деятельности обучающихся.
- Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
Выделяют различные способы применения приложения Plickers: фронтальный опрос в начале урока, анализ динамики работы учителя (результаты мониторинга знаний доводятся до администрации образовательного учреждения) [2].
В своем фрагменте урока мы применили Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики через работу QR-кодов[1].
Plickers отличается от остальных тем, что позволяет учителям получать формирующие данные в режиме реального времени и иногда даже без использования устройств учеников. Это делает его удобным инструментом. Учитель может использовать приложение Plickers на своем iPhone или iPad, а студенты пользуются карточками с QR-кодами [3].
Учитель химии может использовать Plickers на планшете или смартфоне в связке с ноутбуком. При этом камерой планшета (телефона) необходимо сканировать карточки с QR-кодами, предлагаемые участниками учебно-воспитательного процесса, по их мнению, правильными ответами (см. рис. 1).
Учитель химии создает банк вопросов с эталонными ответами и загружает их в приложение для дальнейшего применения при сканировании ответов обучающихся и получения статистики[1].
Результаты исследования и их обсуждение
На заседаниях ВсеросМО+ обсуждалась тема, которая находит отклик в каждом учителе – применение элементов педагогических технологий на уроках химии. Поэтому каждый студент («учитель химии») определил для себя одну педагогическую технологию, в рамках которой был разработан фрагмент урока / внеклассного мероприятия по химии для дальнейшей демонстрации.
Вначале учитель выступает перед своими коллегами и дает краткую аннотационную справку по выбранной теме урока, специфике класса (уровень обученности или профиль обучения), учебно-методическому комплексу и выбранным этапа урока или внеклассного мероприятия по химии с применением указанной педагогической технологии.
Далее учитель проводит фрагмент урока химии, выбирая заранее и аргументирую аудиторию – это может быть (на выбор студента) ученический класс (8-11-е классы) или мастер-класс перед слушателями курсов повышения квалификации учителей химии.
В своей работе по уроку химии «Строение электронных оболочек атомов химических элементов» (8 класс) мы применили проектор, ноутбук и телефон. Для обучающихся была определена инструкция по работе с выданными карточками и спецификой работы с приложением Plickers. Ссылка «Live view» определяет специальный режим показа вопросов, которым можно управлять со своего мобильного телефона (см. рис. 2).
В телефоне мы открыли приложение Plickers и непосредственно выбранный класс (список класса), в нашем случае – список группы.
Далее идет выбор вопросов из базы данных, подготовленной заранее с эталонными ответами. Удобное приложение позволяет применять вопросы непосредственно из приложения чрез кнопку «Create» или библиотеки приложения.
Участники, отвечая на вопросы, поднимают карточки, направляя вверх ту сторону многоугольника, на которой выведен правильный (по их мнению) ответ (см. рис. 3).
Мы направляли на поднятые «учениками» карточки и получали готовый ответ, так как приложение Plickers в реальности автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу.
В ходе проведения урока химии мы отметили тот факт, что ученик, в принципе, может поменять свой ответ. При этом Plickers учтёт только один – самый последний ответ. Как результат – мы получаем базовую статистику распределения ответов на ноутбуке.
Заканчивая контроль знаний обучающихся по определенному разделу химии, мы провели обобщение полученных результатов и наметили пути дальнейшего корректирования нашей педагогической деятельности. В целом, мобильный опрос обычно используется несколько раз в течение занятия для оценки знаний студентов, оценке того, насколько хорошо все понимают содержание курса. Полагаем, что мобильный опрос является элементом формирующего оценивания, и может использоваться педагогом на любом предмете. При использовании в качестве инструмента, мобильного опроса с помощью приложения Plickers, учитываются его функции инструмента для сбора данных, которые могут документировать доказательства надежности и валидности для скрининга, диагностики, разработки новых учебных задач.
По окончанию фрагмента урока химии был представлен самоанализ с выводом методических особенностей применения информационно-коммуникационных технологий на примере приложения Plickers. Участники заседания также провели анализ фрагмента, отметив достоинства и недостатки данного урока химии. Проведенный далее соцопрос показал заинтересованность студентов, будущих учителей химии, в использовании данного приложения в производственной (педагогической) практике и своей профессиональной деятельности.
При подведении общих итогов проведения 3-х заседаний Всероссийского методического объединения учителей химии с международным участием (ВсеросМО+) данный фрагмент урока химии был также отмечен как один из эффективных.
Заключение
Таким образом, были определены основные этапы алгоритма применения приложения Plickers на уроках химии: создание вопросов и классов; внесение вопросов (с эталонными ответами) в базу данных; вывод страницы приложения асайт Plickers на вкладке Live View через проектор; инструктуирование обучающихся техники применения карточек с выбором вариантов правильного ответа по приложению Plickers; сканирование ответов и анализ результатов статистики.
В дальнейшем авторы данного исследования будут продолжать выявление методических особенностей применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии для студентов, изучать последствия использования мобильных программных приложении на общую академическую успеваемость студентов.
Останний Д.О., Михайлов Е.И. Технология интерактивного тестирования Plickers // Юный ученый. 2018. № 1 (15). С. 33-41. EDN: YOWRIW
Mularella M. Polling Your Students With Plickers // Shrewsbury EdTech. 11 November, 2015. URL: https://spsedtech.wordpress.com/2015/11/11/polling-your-students-with-plickers/ (дата обращения: 15.12.2022).
Chem R.J. Clickers versus Plickers: Comparing Two Audience Response Systems in a Smartphone-Free Teaching Environment // Journal of Chemical Education. 2020. Vol. 97. No. 8. Р. 2342-2346. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c00464
Ostannii DO, Mikhailov EI. Tekhnologiya interaktivnogo testirovaniya Plicker = Plickers Interactive Testing Technology. Unyj ucenyj. 2018;(1):33-41. (In Russ.). EDN: YOWRIW
Mularella M. Polling Your Students With Plickers. Shrewsbury EdTech. November 11 2015. URL: https://spsedtech.wordpress.com/2015/11/11/polling-your-students-with-plickers/
Chem RJ. Clickers versus Plickers: Comparing Two Audience Response Systems in a Smartphone-Free Teaching Environment. Journal of Chemical Education. 2020;97(8):2342-2346. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c00464
Космодемьянская С.С., Джемшидова Н.Д. Методические особенности применения приложения Plickers в преподавании химии // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 1. № 1. С. 16-21. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_16 EDN: LKESZA
Kosmodemyanskaya S.S., Dzhemshidova N.D. Methodological features of using the Plickers application in teaching chemistry. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):16-21. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_16 EDN: LKESZA