Детерминанты выбора тематики проектов школьниками

Авторы
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
ГБОУ Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
ГБОУ Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
69-74
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье раскрываются причины интереса обучающихся к проектно-исследовательской в школе, специфика и методика использования проектной деятельности на занятиях со школьниками. Отмечается, что открыт вопрос определяющий причины выбора тематики проектов самими обучающимися. Решение обозначенной проблемы стало целью данного исследования. В проведенном исследовании были использованы опросные методы. Выборку составили 137 учащихся 9-11 классов. Результаты исследования показали, что существуют группы обучающихся, которые высказывают нейтральное, отрицательное или положительное отношение к проектной деятельности. Полученные данные позволяют говорить о преобладании положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности в школе. К основным детерминантам выбора тема проекта школьниками можно отнести их собственный интерес к проблеме исследования и к личности учителя, с которым проект реализуется, а также приобретенные умения и опыт. В качестве не менее значимых причин указывались связь с будущей профессией или с дополнительной возможностью подготовке к ЕГЭ. Уточняется, что критерием успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальные полученные умения и положительная оценка коллектива.
Ключевые слова
проектная детальность, исследовательская деятельность, обучающиеся, детерминанты содержания образования.
Полный текст HTML

Введение

На современном этапе развития российского образования наблюдается повышение значимости проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Подобную тенденцию мы можем проследить на трех уровнях: государственном, академическом и практическом.

Введение

На современном этапе развития российского образования наблюдается повышение значимости проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Подобную тенденцию мы можем проследить на трех уровнях: государственном, академическом и практическом.

Государственный уровень реализации проектно-исследовательской деятельности в школе определяется, прежде всего, государственным заказом, который выражен в федеральных образовательных стандартах. И в стандартах предыдущего поколения, и в новых ФГОС, введенных с сентября 2022 года развитию исследовательской компетентности школьников уделяется огромное внимание.

Обеспечение реализации государственно заказа с точки зрения науки определило академический уровень значимости реализации проектно-исследовательской деятельности в школе. Интерес научного сообщества существенно возрос в последние годы, что выражается в увеличении количества научных статей и диссертаций по данной тематике.

Практический уровень значимости проектно-исследовательской деятельности школьников определяется запросом самих обучающихся на практическую полезность данной деятельности. В одной из предыдущих статей нами было предложено понятие ученик-исследователь, как субъект образования, который в процессе учебной деятельности производит прикладное знание, обладающее субъективной новизной.

Литературный обзор

Проектно-исследовательская детальность школьников в последнее время все чаще становится предметом научных исследований. Фундаментальная основа данных исследований связана с активностью человека в процессе его жизнедеятельности и рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых [1]. Проектная деятельность как форма активности проявляется не только в применении знаний, даваемых учителем, но – «в способности преобразовывать мир, преодолевать собственную ограниченность» (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Позиции ученых, связанные с методологией и феноменологией проектной деятельности представлены в работах Е.Л. Ерохиной [2], реализацией технологий и методов реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в работах А.К. Клепче, М.С. Лошкаревой [3; 4]. Проектное мышление характеризуется отношением к решению той или иной проблемы как к проекту, оно ориентировано на результат, а не на процесс, соответственно предоставляет свободу выбора средств достижения заданного результата. Максимальная эффективность процесса может быть достигнута эффективной постановкой проблемных задач, которая осуществляется с учетом дидактических правил и законов логики. Важным является выделение многослойности проектной деятельности:

  • базовый слой ценностный;
  • научный (психолого-педагогический);
  • технологический (методический).

Вместе с тем, вопрос изучения отношения к проектно-исследовательской деятельности и выбору ее тематики обучающимися остается до сих пор недостаточно изученным. Таким образом, проведенный анализ современных исследований позволяет говорить о значимости изучения проблемы проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и с точки зрения определения детерминант выбора тематики проектов самими школьниками [5]. Данный аспект стал целью нашего дальнейшего эмпирического исследования.

Материалы и методы

Результаты теоретического анализа позволили говорить об актуальности проблемы отношения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности в школе, что и определило проблему нашей дальнейшей работы.

Цель эмпирического исследования: определить детерминанты выбора тематики проектов учащимися 9-11 классов.

Задачи эмпирического исследования:

  1. Выявить отношение обучающихся к проектно-исследовательской деятельности в школе.
  2. Определить причины выбора тематики проектов обучающимися.

База исследования: образовательные организации Северо-Западного региона Российской Федерации.

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 137 учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов школ.

Поскольку преследовалась цель проведения первичного эмпирического среза, дифференциация по полу и возрасту не проводилась. Подобное разделение при увеличении выборки и проведении статистического анализа данных может стать предметом дальнейших научных исследований.

Методы эмпирического исследования:

  1. Опросник «Отношение к проектной деятельности школьников»;
  2. Опросник «Причины выбора темы проектов обучающимися».

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим результаты изучения эмоционального отношения к проектной деятельности школьников. Данные представлены на рисунке 1.

18
Рис. 1. Результаты изучения отношения школьников к проектной деятельности
Fig. 1. The results of studying the attitude of schoolchildren to project activities

Анализ ответов респондентов показал, что подавляющее большинство учащихся положительно относятся к проектно-исследовательской деятельности в школе. Ребята отмечали заинтересованность тематике выбранных проектов, интерес к данной области знания или связь с будущей профессией. Многие обучающиеся рассматривают проектную деятельность как старт-ап и фундамент своей будущей жизни.

Около 9% респондентов высказали неопределенное отношение к проектной деятельности. Данный тип отношения может быть связан с нежеланием тратить много времени и сил при выборе темы и содержание проектной деятельности. В данной ситуации ребята часто перекладывают ответственность за результат на другого человека, чаще всего учителя.

Вместе с тем, присутствовали ответы учащихся явно указывающие на их отрицательное отношение к проектной деятельности в целом. Примером подобного отношения могут быть высказывания типа: «Надо это делать, я и делаю», «Не хочу это делать», «Хочу сменить тему» и т.д. По нашему мнению, подобные ответы могут быть связаны с негативным опытом проектной деятельности, недостаточной организацией данного процесса, отсутствием видимых результатов, низкой мотивацией со стороны самих учеников, одноклассников и педагогов-руководителей и пр.

Таким образом, результаты исследования показали наличие положительного отношения к проектной-исследовательской деятельности у учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ.

Далее рассмотрим результаты изучения детерминант выбора тематики проектов обучающимися. Данные представлены на рисунке 2.

19
Рис. 2. Результаты изучения детерминант выбора тематики проектов школьниками
Fig. 2. The results of the study of the determinants of the choice of project topics by schoolchildren

Рассмотрим более подробно ответы обучающихся на вопрос о причинах и предпосылках выбора тематики проектов в школе. Более половины респондентов объяснили свой выбор личным интересом к теме проектно-исследовательской деятельности. По нашему мнению, данный факт существенно повышает заинтересованность учеников и повышение их мотивации к данному виду деятельности, что, в свою очередь, приводит к положительному эмоциональному отношению к проектной деятельности в целом.

Около 20% учеников написал, что не ориентируется на собственные интересы при выборе темы проектной деятельности. Более значимым для подростка здесь является личность учителя. Он либо выбирает учителя, а тема в таком случае вообще не имеет значения. Либо выбирает тему, которую предложил учитель, тем самым снимая с себя всякую ответственность за выбранную сферу проекта.

Более осознанный выбор темы проектной деятельности продемонстрировали 19% обучающихся. Они отметили связь тематики проектов с будущей профессией, когнитивным развитием или успехами в ученой деятельности (ЕГЭ).

Лишь 4% учащихся недовольны темой или вообще не хотят заниматься проектно-исследовательской деятельностью в школе. Данные результаты согласуются с оценкой общего отношения к проектной деятельности, результаты которой представлены нами выше.

Таким образом, в качестве детерминант выбора тематики проектно-исследовательской деятельности учащимися 9-11 классов можно выделить следующие:

  1. Собственный интерес учащихся к теме, области знания или проблеме проекта.
  2. Положительное отношение к педагогу.
  3. Направленность на собственное когнитивное развитие.
  4. Направленность на успешность в обучении или в будущей профессиональной деятельности.

Полученные результаты говорят о тесной связи у учеников 9-11 классов положительного отношения к проектной деятельности с тематикой реализуемых проектов. Данные могут быть использованы педагогами при планировании и реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Дифференциация результатов по репрезентативным признакам (пол, возраст, тип поселения) может стать предметом последующих исследований.

Список литературы

Гущина Ю.А. Возможности технологии проектной деятельности в развитии саморегуляции у младших подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 59-62. EDN: WZKSHN

Ерохина Е.Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 298-301. EDN: TZZXNT

Клепче А.К. Важность использования технологии проектной деятельности для достижения требований ФГОС СОО к личностным результатам обучения // Вестник научных конференций. 2022. № 3-3 (79). С. 65-66. EDN: CNUIPW

Лошкарева М.С., Маликова Л.О., Шибаев И.А. Составляющие теоретизации и уточнения идей проектной деятельности: проблемы, модели, принципы, условия, технологии // Новые информационные технологии в нефтегазовой отрасли и образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-конкурса, Тюмень, 16–17 февраля 2022 г. / отв. ред. О.Н. Кузяков, О.В. Баюк. Тюмень, 2022. С. 109-113. EDN: BYLYFZ

Pisarenko I., Kostina L., Karpova M., Shinicheva I. The culture of the researcher in the project activities of primary school students // Norwegian Journal of development of the International Science. 2021. № 63-2. P. 32-35. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG

References

Gushchina JA. Possibilities of project activity technology in the development of self-regulation in younger adolescents. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022;(76-2):59-62. (In Russ.). EDN: WZKSHN

Erokhina EL. Methodological approaches to teaching the basics of the subjects of research activities of academic culture. Kazan Pedagogical Journal. 2015;(4-2):298-301. (In Russ.). EDN: TZZXNT

Klepche AK. Vazhnost' ispol'zovaniya tekhnologii proektnoi deyatel'nosti dlya dostizheniya trebovanii FGOS SOO k lichnostnym rezul'tatam obucheniya = The importance of using the technology of project activities to achieve the requirements of the federal state educational standard of the soo for personal learning outcomes. Vestnik nauchnykh konferentsii. 2022;(3-3):65-66. (In Russ.). EDN: CNUIPW

Loshkareva MS, Malikova LO, Shibaev IA. Sostavlyayushchie teoretizatsii i utochneniya idei proektnoi deyatel'nosti: problemy, modeli, printsipy, usloviya, tekhnologii = Components of theorizing and clarifying the ideas of project activities: problems, models, principles, conditions, technologies. In: Kuzyakov ON, Bayuk OV. (eds.) Novye informatsionnye tekhnologii v neftegazovoi otrasli i obrazovanii: materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.-konkursa = New information technologies in the oil and gas industry and education: materials of the IX Intern. scientific-practical. conf.-competition, 16-17 February 2022, Tyumen. Tyumen; 2022. p. 109-113. (In Russ.). EDN: BYLYFZ

Pisarenko I, Kostina L, Karpova M, Shinicheva I. The culture of the researcher in the project activities of primary school students. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021;(63-2):32-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG

Для цитирования

Костина Л.М., Швецова Н.В., Шиничева И.Ю. Детерминанты выбора тематики проектов школьниками // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 2. С. 69-74. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_69  EDN: CWDPYL

For citation

Kostina LM, Shvetsova NV, Shinicheva IYu. Determinants of the selection of project subjects schoolchildren. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(2):69-74. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_69  EDN: CWDPYL

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_2_69

EDN

CWDPYL