Введение
Проблема определения нравственной позиции человека, нравственного развития личности, воспитания нравственных качеств является одной из актуальных вопросов для всего общества в целом. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру и не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций [1]. Вершина ее – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. В этом контексте особо значимой для школы становится проблема ориентации школьников в мире ценностей общества, т.к. это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем.
Обзор литературы
Эволюция ценностей происходит постоянно, изменяя приоритеты, обесценивания одни и выдвигая другие. В настоящее время, когда идет процесс объединения человечества в решении глобальных проблем современности, теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реальностями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, жизнетворчества. Сейчас, как никогда, ощущается необходимость знаний о человеке как педагогической цели, который в свою очередь должен опираться на обновленную философскую картину мира, на общечеловеческие ценности [2].
Исследованию именно нравственных ценностных ориентаций посвящен ряд теоретических и эмпирических работ А.В. Кирьяковой, Н.Е. Щурковой, Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Мясишева, Б.Г. Ольшанского, В.А. Ядова, в которых представлены подходы к процессу формирования ценностных ориентаций. Наиболее сложной является проблема разработки операционального аспекта присвоения данного компонента в содержании образования.
Нравственные ценностные ориентации – это сложное многоуровневое психическое образование, «отражающее способность осуществлять осознанный выбор той модели межличностного взаимодействия, которая соответствует личностному смыслу добра и зла, сформированному в процессе индивидуального психического развития и усвоения общественных правил поведения» [3].
К ключевым компонентам нравственных ориентаций относятся:
нравственные представления;
понимание нравственных категорий;
нравственная идентификация;
нравственные поведенческие проявления;
эмоциональные переживания нравственного выбора.
Учитывая то, что ценности, являясь в содержательном аспекте системообразующим элементом эмоционально-ценностного компонента, нами сделаны определенные шаги в проектировании эмоционально-ценностного компонента в содержание образования Сибирской школы нового поколения г. Омска. Для этого экспериментальной группой педагогов были:
определены, какие группы ценностей должны войти в содержание школьного образования, т.к. педагоги школы, ставя перед собой задачу формирования общечеловеческих ценностей и ценностного отношения к ним, могут в образовательном процессе отражать свою субъективную систему ценностей, при этом часто полагаясь на интуицию.
иерархии ценностей на разных ступенях образования. Ведь каждый школьник не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, т.е. выстраивает их в определенной иерархической системе.
Материалы и методы
В периоды работы над исследованием использовались следующие методы: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение фактов и теории исследований по изучаемой проблеме). Применены методика «Если бы я был волшебником..», метод изучения ценностных ориентаций М. Рокича, метод прямого ранжирования ценностей.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе работ Н.Е. Щурковой педагоги экспериментальных групп школы выделили этапы освоения нравственных ценностей учащимися, в зависимости от возрастных ступеней развития ученика [4; 5]:
Первая ступень (начальная школа):
аксиологический этап – как обращение личности к высшим духовным ценностям;
гносеологический этап – как включение личности в процесс познания высших ценностей;
Вторая ступень (основная школа):
гносеологический этап – продолжается;
когнитивный этап – как познание личностью через призму высших ценностей самого себя, своих возможностей;
ориентационный этап – как выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе;
Третья ступень (средняя школа):
ориентационный этап – продолжается;
результативный этап – как механизм становления структуры человеческого Я.
Для изучения ценностных ориентации и направленности личности учащихся в начальной школе использовалась методика «Если бы я был волшебником..». При анализе результатов изучения направленности учащихся начальной школы отмечается следующее:
увеличивается число учащихся, имеющих направленность на других людей с 19% в 1 классе до 38% в 4 классе и направленность на мир с 2% в 1 классе до 43% в 4 классе;
уменьшается направленность учащихся на себя с 68% в 1 классе до 38% в 4 классе.
Таким образом, наблюдается изменение направленности и включение а мир ребенка Других и Мира. Это может быть обусловлено тем, что учащиеся усваивают социальные нормы общения и взаимодействия с другими людьми при обучении, участии в жизни класса, школы, единстве коллективной учебной деятельности и общения.
Для изучения ценностных ориентаций учащихся 8-11 классов был использован метод М. Рокича (МИЦО), метод прямого ранжирования ценностей. МИЦО М. Рокича предназначена первоначально для изучения ценностных ориентаций взрослых, и в условиях школы она была модифицирована применительно к учащимся.
Проведенные предварительные исследования показали, что стандартная процедура ранжирования А. Гоштаутаса, Н.А. Семенова, В.А. Ядова всех восемнадцати ценностей, когда у некоторых учащихся, может быть, еще не сложился психологический механизм ценностного выбора, может существенно искажать психологическую сторону особенностей формирования ценностных ориентаций. Поэтому, сначала для учащихся 5-7 классов, позже для остальных учащихся 8-11 класса методика была адаптирована с учетом возраста.
Первоначально, при использовании стандартной процедуры М. Рокича проводилось ранжирование 18 общечеловеческих, нравственных ценностей. Потом процедура ранжирования ценностей упрощена для учащихся, которые из всего списка ценностей выбирали и ранжировали только пять, наиболее значимых. При анализе результатов выявлено, что данная процедура более понятна для учащихся, проста в обработке, менее трудоемка при подведении итогов, дает более явные результаты и позволяет, наряду с выявлением приоритетных ценностей, определить и ценностно-ориентационное единство класса. Помимо этого, по предложению учащихся добавлена в предлагаемый список ценностей такая ценность как «Семья», что отражает систему ценностных ориентаций, принятую в той среде, в которой ребенок проводит большую часть своей жизни (в родительской семье).
По итогам диагностики выявилось следующее:
ведущей, наиболее востребованной ценностью на протяжении всех лет исследования является «Добро»; ценность, характеризующая высшую человеческую потребность; при взрослении учащихся наблюдается постепенное снижение первого рангового места этой ценности для 74% учащихся 5-х классов до 4-5 места для 32%-44% учащихся 10-11 класса; при этом ценностно-ориентационное единство класса уменьшается – становится шире круг востребованных ценностей для разных учащихся;
по итогам 2022-2023 учебного года, на 1-2 место вышли такие ценности, обеспечивающие качество жизни, как «Семья» (внесена в список по предложению учащихся) – для 55%-87% учащихся, «Здоровье» – для 55%-82% учащихся;
среди значимых ценностей ценность «Хорошие и верные друзья» занимает на протяжении всех лет исследования стабильно 3-5 места;
абсолютная ценность, мера всех вещей «Человек» является ведущей среди всей системы ценностей для 31%-45%, занимая 3-4 место;
такая ценность, как «Активная деятельная жизнь» становится значимой для 35%-40% учащихся 9-11 классов, что связано с профессиональным и жизненным самоопределением, с проектированием жизненного пути.
Полагаем, что нами сделаны лишь первые шаги в проектировании эмоционально-ценностного компонента в содержание школьного образования и это сложный и длительный процесс. Очевидны вопросы, которые предстоит решать школьному коллективу сегодня, завтра и последующие годы: Каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей? Как повысить педагогические условия становления жизненных ориентиров школьников? Насколько школа выступает фактором мотивации поведения, источником рождения смыслов и ценностей?
Круг перечисленных вопросов подтолкнул нас к продолжению работы в этом направлении. Анализ работ ученых-психологов вывел нас на нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к выявлению и формированию ценностных ориентаций личности. Так, были выбраны ценностно-смысловой подход, который представлен в современной отечественной психологии работами Д.А. Леонтьева, Ф.Е. Василюка, А. Хараша, Б.С. Братуся [6]. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего «нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями жизни» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Это предполагает включенность личности в социокультурную коммуникацию и осуществление выбора на ценностно-смысловой основе [7].
Для нас было важным разработать подходы к формированию ценностно-смыслового компонента деятельности педагога, родителя, ученика, при этом мы опирались на следующие положения:
осознание своей индивидуальной системы личностных ценностей, оно влияет на способность человека проектировать и конструировать систему своих взаимоотношений.
согласованность между личностными ценностями всех субъектов образовательного процесса и декларируемыми целями и задачами школы - необходимое условие конструктивной работы;
урегулирование отношений между содержательной и практической сторонами деятельности создает условия для постановки и реализации целей и определения методов их достижения.
Для анализа ценностных ориентаций учащихся и родителей в школе были использованы факторный и таксономический анализ, а также группировка данных по сходным признакам. Итоги диагностики учащихся и родителей показали несколько сквозных тенденций, характеризующих ценностную сферы [8].
По учащимся:
наиболее предпочитаемыми у учащихся являются неизменные ценности, такие как «дружба», «знание», «общение» – терминальные ценности, «образованность», «воспитанность», «жизнерадостность» – инструментальные. По нашему мнению, эти ценности выделены, т.к. являются базовым ценностям этого возраста.
ценности «активная жизнь», «эффективность в делах», «счастье», «уверенность в себе» носят обобщенный характер, но с преобладанием гуманистической, общечеловеческой ориентации
имеют место утилитарно-прагматические ценности «высокие запросы», «развлечения», «материальное благополучие».
По родителям:
приоритетными у родителей являются ценности «семья», «успехи детей», «здоровье»
«отдых, праздники» как ценности личностного характера, отдалены от участия в решении социально общественных проблем, не верят в возможность их решения и перемен к лучшему.
отсутствие ценностей “свобода”, “личное достоинство”, “профессионализм”. Это, по нашему мнению, направления, по которому традиционное сознание россиян устойчиво сопротивляется переменам.
По учителям:
выделяются следующие терминальные ценности «человек», «мир», «природа», «творчество» это говорит о том, что направленность у педагогов на других людей и мир занимает одно из ведущих мест.
инструментальные ценности (качества) представлены у педагогов большой группой и были разделены нами на пять групп: нравственные качества, коммуникативные качества, качества относящиеся к деятельности, активности; эстетические качества;
Для анализа ценностных ориентаций учащихся и родителей мы использовали факторный и таксономический анализ, а также группировку данных по сходным признакам.
Итоги диагностики учащихся и родителей показали несколько сквозных тенденций, характеризующих ценностную сферы.
Психолого-педагогический анализ показал, что существует общая тенденция, в которой на первый план время выходят прежде всего ценности, которые связаны с отражением наиболее острых проблем современной семьи [9]. Так, большую часть у всех занимает группа ценностей, которая характеризует устойчивое положение личности в жизни, но представляется второстепенной по сравнению с общечеловеческими ценностями, это «уверенность в себе», «активная деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «равенство», «материальная обеспеченность», «безопасность», «уверенность в завтрашнем дне». Вместе с этим, усиление роли таких ценностей, как материальный достаток и стабильность жизни – ценностей индивидуальной жизни не означает, что общечеловеческие ценности вообще утрачены, они лишь отошли на второй или третий план и пребывают в латентном состоянии
Заключение
Являясь структурными компонентами вербального сознания, ценностные ориентации нравственности функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения и разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, проявлением направленности личности, генеральной линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей, в связи с чем доступны для экспериментального изучения, результаты которого, в свою очередь, могут быть применены для диагностики морального развития и формирования нравственного сознания личности. Вышесказанное предполагает, что логика продолжения работы будет реализовываться через:
- дальнейшее выявление и анализ ценностных приоритетов всех субъектов образовательного процесса;
- разработку методических средств проектирования эмоциональных реакций к этим ценностям в ситуациях активного взаимодействия;
- обеспечение методических практико-деятельностных средств, которые предполагают воплощение ценностных ориентаций в реальной жизнедеятельности и поведении ребенка и педагога.
Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / (eds.) S. Worchel, W. Austin. Chicago: Hall Publishers, 1986. 7-24 p.
Костина Л.М., Писаренко И.А., Карпова М.А Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55 EDN: IVVVUJ
Кякинен Э.И. Нравственные ориентации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 225 c. EDN NMENIT
Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 232 с.
Щуркова Н.Е. Жизнь и воспитание: учебное пособие. М.: Юрайт, 2024. 139 с.
Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. Т. 6. С. 9-17.
Михайлова В.Е., Парц О.С. Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 425–446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446 EDN: QIVKXW
Гам В.И. Семья: взаимоотношения воспитывающего взрослого и воспитуемого ребенка // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 68-74. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_68 EDN: HYFCYY
Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В, Сокольская М.В., Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Система ценностных ориентаций "поколения Z": социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3. EDN: VHKSYP
Tajfel H, Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior. In: Worchel S, Austin W. (eds.) Psychology of Intergroup Relations. Chicago: Hall Publishers; 1986:7-24.
Kostina LM, Pisarenko IA, Karpova MA. Factors of psychological safety of the individual in the educational environment of the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3):55-60. (In Russ.) https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55 EDN: IVVVUJ
Kiakinen EI. Nravstvennye orientatsii detei mladshego shkol'nogo vozrasta s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia = Moral orientations of primary school children with mental retardation. PhD thesis. Saint Petersburg; 2003. 225 p. (In Russ.). EDN NMENIT
Shchurkova NE. Pedagogicheskie tekhnologii = Pedagogical technologies. 3rd ed. Moscow: Yurayt Publ., 2020. 232 p. (In Russ.)
Shchurkova NE. Zhizn' i vospitanie = Life and parenting. Moscow: Yurayt Publ.; 2024. 139 p. (In Russ.)
Bratus BS. Opyt obosnovaniia gumanitarnoi psikhologii = Experiences in grounding humanitarian psychology. Psychology Matters. 1990;6:9-17. (In Russ.).
Mikhailova VE., Parts OS. Interpersonal Online and Offline Communication as a Factor in Increasing Educational Motivation. Integration of Education. 2023;27(3):425–446. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446 EDN: QIVKXW
Gam VI. Family: the relationship between an adult child and an upbringing child. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(2):68-74. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_68 EDN: HYFCYY
Yanitskij MS, Seryj AV, Braun OA, Pelekh YuV, Maslova OV, Sokolskaya MV, Sanzhayeva RD, Monsonova A., Dagbaeva SB, Neyaskina YuYu, Kadyrov RV, Kapustina TV. The Value Orientations System of Generation Z: Social, Cultural and Demographic Determinants. Siberian journal of psychology. 2019;(72):46–67. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/17267080/72/3 EDN VHKSYP
Gam VI. The value-sense approach as a tool for shaping schoolchildren’s personality. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(4):107-112. (In Russ.). https://doi.org/10.5415 8/27132838_2024_5_4_107 EDN: KZCDKD