Физические упражнения как средство адаптации студентов первого курса высших учебных заведений

Авторы
Самарский государственный технический университет
Самарский государственный технический университет
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
28-32
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В данной статье рассматриваются психологические аспекты процесса адаптации студентов первого курса ВУЗов, виды адаптации, факторы, влияющие на процесс адаптации. Адаптация студентов включает их академическую успеваемость, эмоциональное отношение и активность в мероприятиях вуза. Это процесс взаимодействия между студентами и вузовской средой. Адаптация студентов не только напрямую влияет на их состояние обучения, но и на рост их личности, формирование их ценностей и развитие их социальной мобильности. В статье отмечается, что существуют ряд факторов, влияющих на процесс адаптации первокурсников к обучению, снижающих эффективность обучения. Также существуют факторы способствующие успешной адаптации: психологическая устойчивость, мотивация к обучению, психологическое самочувствие. Авторы описывают такое эффективное средство адаптации, как комплекс дополнительных физических упражнений в процессе адаптации. Такая дополнительная программа физических упражнений реализовывалась у студентов первого курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства Самарского государственного технического университета. Полученные результаты подтвердили положительную роль физических упражнений в адаптации у студентов, а также влияние физических упражнений на социальный статус студентов.
Ключевые слова
адаптация, дезаптация, дополнительная программа физических упражнений, эмоциональное состояние, социальный статус
Полный текст HTML

Введение

Под адаптацией понимают – процесс целенаправленного приспособления живых организмов ко всему разнообразию условий их функционирования, как внешних, так и внутренних, а также активное освоение природной и социальной среды.

Начало обучения в ВУЗе – является важным этапом в жизнедеятельности молодого человека: усиливается эмоциональное напряжение, увеличивается интенсивность учебной нагрузки, снижается двигательная активность индивида. Полностью меняется подход к обучению, уходит контроль со стороны родителей, школьных педагогов. Все это приводит к стрессовым ситуациям, снижению уровня работы иммунной системы, и, как следствие, проблемам физического и психического здоровья. В этот период многие студенты нуждаются в психологическом консультировании и дополнительном внимании социальных педагогов и психологов.

Именно поэтому адаптация студентов к обучению в ВУЗе является актуальной проблемой в современном высшем образовании.

Методы

Анализ научной и методической литературы по проблеме, анализ социокультурного контекста и образовательной практики, педагогическое наблюдение, обобщение.

Результаты

Данным вопросом занимаются специалисты различных областей: социологи, психологи, педагоги, врачи.

Цель адаптации в вузе – формирование положительных и благоприятных условий для самореализации личности первокурсника, в результате чего он приспособится к новым и изменяющимся требованиям.

Существуют ряд факторов, влияющих на процесс адаптации первокурсников к обучению, снижающих эффективность обучения:

  • недостаточный уровень знаний школьной программы, необходимой для образования в ВУЗе;
  • отсутствие навыков тайм-менеджмента и планирования деятельности;
  • отсутствие навыков работы с большим объемом новой информации;
  • отсутствие контроля и опеки со стороны родителей, учителей.

Помимо этого, на процесс адаптации оказывают влияние:

  • экологическое воздействие (высокий объем времени у компьютера, частое использование гаджетов, присутствие в плохо проветриваемом помещении);
  • социальное воздействие (межличностные отношений «студент-студент», «студент-преподаватель»);
  • физиологическое воздействие (дефицит времени, гиподинамия, нарушение режима питания, сна).

Все эти факторы играют «тормозящую» роль в адаптации первокурсника.

Совокупность этих факторов вызывает перенапряжение физической и психической сферы студента, что может привести к дезадаптации.

Дезадаптация – процесс, противоположный по своей сути процессу адаптации.

В настоящее время принято выделять несколько видов адаптации:

  1. Психологическая адаптация.
  2. Социальная адаптация.
  3. Физиологическая адаптация.

Психологическая адаптация связана с необходимостью использовать в процессе обучения более высокий, чем в школьной программе, уровень памяти, мышления. Социальная адаптация связана с расширение круга контактов (однокурсники, преподаватели). Физиологическая адаптация необходима в связи с увеличением умственной нагрузки при низкой физической нагрузке.

Все три вида адаптации взаимодействую друг с другом и должны реализовываться в комплексе.

В данной работе мы рассмотрим роль физических упражнений в адаптационном периоде.

Ученый Е.П. Гора в своем учебном пособии «Экология человека» отмечает: «Мышечные нагрузки у студентов из-за большого объёма учебных часов понижаются. Исследования ученых показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период занятий составляет всего лишь 56–65 процентов, а во время экзаменов 39–46 процентов от ее уровня. Таким образом, наблюдается значительный дефицит движений у большинства студентов в течение 80 процентов времени учебного процесса. Суточные энергозатраты составляют при этом 10,0–11,7 МДж (2400–2000 ккал в течении суток). Для них характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.» [1, с. 140].

Для студентов, находящихся в условиях гипокинезии, имеет большое значение двигательная активность. Отрицательное влияние гипокинезии значительно заметно в сочетании с постоянным нервно-психическим напряжением и преизбыточным режимом питания. Физические упражнения способствуют созданию адаптивных механизмов и улучшению психического состояния студентов.

Для эффективного процесса адаптации необходимо:

  • Проводить занятия по физической культуре на свежем воздухе;
  • Организовывать гимнастику в ходе учебного дня;
  • Проводить просветительскую работу с первокурсниками о влиянии физической активности на здоровье и работоспособность;
  • Организовать дробный приём пищи (4–5 раз в день);
  • Соблюдать водный режим (от 1,5 до 3 л воды, в зависимости от массы тела).

От того, как пройдет адаптация на первом курсе обучения в ВУЗе, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы обучения. При поступлении на человека влияет спектр факторов: новый коллектив, новый преподавательский состав, изменение режима дня, изменение статуса в обществе, изменение взаимоотношений в социуме [2, с. 110].

Нами было проведено анкетирования студентов первого курса. Результаты данного анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

Все это свидетельствует о проблемах в период адаптации.

Среди студентов первого курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарский государственный технический университет (102 человека) была выбрана экспериментальная группа в количестве 30 человек, с которой в период с сентября по декабрь 2022 г. была реализована дополнительная программа физических упражнений:

  1. Дополнительный час физической культуры на свежем воздухе.
  2. Ежедневная пятнадцатиминутная физическая пауза во время учебных занятий.
  3. Обязательное посещение секций в ВУЗе по выбору студентов (волейбол, футбол, баскетбол).
  4. Пешие вечерние прогулки не менее 40 минут.
  5. Волонтерские беседы на тему «О пользе физических упражнений в адаптации к обучению в ВУЗе».

Авторы статьи курировали данную группу студентов, проводили с ними еженедельные встречи, на которых в общих и индивидуальных беседах выявляли успехи и неудачи процесса адаптации.

Волонтеры – кураторы третьего курса подготовили и провели День здоровья с выездном в лесную зону Самарской области.

Ежедневные дополнительные физические упражнения проводились также волонтерами – кураторами под современную позитивную музыку. Необходимо отметить, что музыка один из дополнительных факторов процесса адаптации. Волонтерам – кураторами в совместной игровой деятельности удалось сплотить экспериментальную группу.

Один раз в неделю группа вместе выходила на пешие прогулки на набережную реки Волги.

По завершению данной программы было проведено повторное анкетирование всех первокурсников.

Результаты анкеты экспериментальной группы показывают эффективность физической культуры и здорового образа жизни в процессе адаптации:

Кроме того, в личной беседе, студенты экспериментальной группы отметили, что физические упражнения, занятия спортом, день здоровья, пешие прогулки благоприятно отразились на эмоциональном состоянии в период адаптации.

Особенно понравились такие формы взаимодействие, как выполнение физических упражнений с музыкальным сопровождением.

Таким образом, можно сделать выводы об эффективном влиянии физических упражнений на процесс адаптации студентов первого курса высшего учебного заведения. В процессе физкультурной деятельности молодой человек вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям окружающей среды. Адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к новым требованиям в процессе учебы, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые для успехов в дальнейшей учебной деятельности [3, с. 679].

Наблюдается прямая зависимость между успешностью первокурсников на уроках физкультуры и его социальным статусом в группе однокурсников. Физкультурная деятельность вовлекает первокурсников в целый спектр социальных отношений, формирует адекватные поведенческие нормы поведения. Значительная роль физической культуры, к сожалению, используются не в полном объёме. Это происходит прежде всего с имеющимися противоречиями между целевой установкой, что физические упражнения играют роль только в развитии физической силы человека, и не затрагивают психологические аспекты деятельности.

Физические упражнения не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и положительно влияют на процесс социально-психологической адаптации. Это происходит за счёт включения студентов в групповую контактную деятельность (игры, используемые на занятиях по физической культуре; секции, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, дни здоровья), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности [4, с. 159].

К условиям эффективности адаптации в процессе физических занятий относят:

  • Соответствие особенностей педагогического воздействия и внутренних особенностей личности учащегося.
  • Формирование мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.
  • Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.
  • Создание адекватного самоанализа и самооценки студентов.

Заключение

Адаптация первокурсников – сложный многоуровневый процесс, связанный с включением личности в систему поведения, потребности, интересы, усвоением социального опыта. Физическое воспитание позволяет сохранить и укрепить здоровье, формирует всесторонне гармоническую личность, положительно влияет на качество учебного процесса и способствует успешной адаптации к процессу обучения в высшем учебном заведении. Физическое воспитание позволяет сохранить и укрепить здоровье, формирует всесторонне гармоническую личность, положительно влияет на качество учебного процесса и способствует успешной адаптации к процессу обучения в высшем учебном заведении. Однако только одна внутренняя мотивация вряд ли будет поддерживать долгосрочную регулярное участие в физкультуре, и поддержка физически активного образа жизни требует больших усилий молодых людей. Совместные физические упражнения, и в т.ч. прогулки отождествляются с удовольствием, собственной значимостью, социальным статусом, а значит, становятся источником внутренней мотивации. Такой тип физической активности способствует не только успешной адаптации, но и долгосрочной нацеленности на улучшение самочувствия и жизненный тонус.

Список литературы

Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры: учебник. М.: Советский спорт, 2013. 300 с.

Удалова Е.П., Кокурина Е.Н., Лихоманов Е.А. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 679-681. EDN: YLNUMT

Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. 576 с.

References

Gora EP. Ekologiya cheloveka = Human ecology. Moscow: Drofa Publ.; 2007. 540 p. (In Russ.).

Karpushin BA. Pedagogika fizicheskoi kul'tury = Pedagogy of physical culture. Moscow: Sovetskii sport Publ.; 2013. 300 p. (In Russ.).

Udalova EP, Kokurina EN, Likhomanov EA. Zanyatiya po fizicheskoi kul'ture kak sredstvo sotsial'noi adaptatsii studentov-pervokursnikov = Physical culture classes as a means of social adaptation of first-year students. Molodoj ucenyj. 2017;(15):679-681. (In Russ.). EDN: YLNUMT

Nemov RS. Psikhologiya = Psychology. Moscow: VLADOS Publ.; 2013. 576 p. (In Russ.).

Для цитирования

Турбина Е.Г, Маркин А.В. Физические упражнения как средство адаптации студентов первого курса высших учебных заведений // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 1. С28-32. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS

For citation

Turbina E.G., Markin A.V. Physical exercises as a means of adaptation of first-year students of higher educational institutions Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):28-32. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_1_28

EDN

FQLWVS