В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет целевые установки формирования новой дидактической модели образования, главным результатом которой является воспитание человека, обладающего национальными и общечеловеческими ценностями [1]. Выполнение этих задач предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационные изменения, но и значительное обновление содержания общего образования. Инструментом реализации образовательного стандарта являются новые учебно-методические комплекты, которые фиксируют основные требования к образовательного процессу в школе. Таким учебно-методическим комплектом является комплект «Перспективная начальная школа», главной идеей которого является поддержка индивидуальности ребенка в условиях специально организованной деятельности.
Положения УМК «Перспективная начальная школа» являются основой образовательной программы начального общего образования БОУ г. Омска «Гимназия № 19», которая была разработана педагогическим коллективом гимназии (Е.В. Денисовой, директором гимназии; И.Г. Горчаковой, заместителем директора по УВР; Е.А. Леоновой, педагогом дополнительного образования; учителями начальных классов: Т.В. Александровой, Н.В. Бабиковой, Т.А. Бояркиной, Н.И. Брайченко, Л.В. Гришмановской, Е.В. Лебедь, Е.О. Кибаль, Т.И. Пипкиной, Г.Ю. Сащенко, М.Б. Скачковой, И.Н. Слинкиной, Т.Я. Усимовой, О.В. Филипповой, Т.В. Щегловой).
Одной из важнейших содержательных линий комплекта «Перспективная начальная школа» по праву считается социально-нравственное воспитание школьников, направленное на развитие нравственных качеств личности, ценностного отношения личности к окружающему миру, обществу, другим людям и к самому себе. Это обуславливает ряд условий осуществления социально-нравственного воспитания школьников в процессе обучения: ориентация на ценность норм поведения, включение учащихся в нравственную деятельность, связь с жизненным опытом ребенка.
По нашему мнению, достижение целей социально-нравственного воспитания возможно при ситуационно-проблемной организации образовательного процесса. Ситуационно-проблемная организация образовательного процесса предполагает создание личностно-развивающих ситуаций различной степени проблемности и различного контекста (социального, ролевого, функционального). При этом познаваемое событие, обстановка анализируются с точки зрения ситуации, ее причин, составляющих и последствий [2].
Рассматривая педагогический потенциал использования личностно-развивающих ситуаций, следует отметить, что они позволяют осваивать деятельное содержание предмета, включать ребят в субъектно-ориентированное взаимодействие – игру, диалог; создают на уроке среду высокой эмоциональной насыщенности; позволяют проявлять каждому учащемуся индивидуальность и творческий подход [3].
Однако очень важно, по какому направлению пойдет процесс мышления ребенка, усвоению чего будет способствовать личностно-развивающая ситуация. Это зависит от содержания проблемы, акцентов, расставленных в ней. Социально-нравственное содержание изменяет и усложняет функции ситуации и, конечно такая ситуация, становится не просто проблемной. В.В. Сериков считает, что такие «ситуации должны содержаться в обучении, ставить воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельность, востребовать от него новую модель поведения, чему предшествует осмысление, переосмысление сложившейся ситуации, рефлексия» [3]. По мнению В.И. Бакштановского такие ситуации направлены на осуществление выбора, который называет актом «целеустремленной и целесообразной человеческой деятельности. Наиболее известное деление ситуаций на словесные и практические. В первом случае ребенку предлагают сказать, как бы он добровольно поступил в той или иной ситуации. Во втором случае ребенок действует в аналогичной по содержанию реальной ситуации. Здесь он должен самостоятельно и добровольно принять решение и действовать согласно ему. Проблема нравственного выбора должна присутствовать и при обсуждении воображаемой ситуации, так как это приближает ее к реальной, позволяет обсудить возможные мотивы тех или иных поступков.
В.И. Писаренко определяет следующие типы ситуаций:
- оценочного характера. Они представляют собой описание нравственного поступка, в котором мотивы и средства достижения цели не совпадают, при этом такая ситуация может иметь два-три решения, или оказаться коллизийной;
- ситуации аналитического характера. Их решение требует выявления позиций конфликтующих сторон; определение предмета спора (причин, повод); принятие решения о выборе средств и путей оптимального разрешения конфликта; оценки поступков всех участников ситуации;
- практические задания нравственного содержания, такой урок- практикум может быть построен на анализе одной, но сложной конфликтной ситуации, которая позволит учителю подвести учащихся к теоретически выводам;
- игры нравственного содержания. Они позволяют поставить ученика в ситуацию выбора, использовав игровой элемент в уроке: (наиболее популярны ролевые игры);
- социально-этические эксперименты.
Все авторы сходятся на том, что в ходе анализа ситуаций с нравственным содержанием учащихся не только учатся оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является важным для отыскивания собственного поведения. Цель личностно-развивающих ситуаций – активизировать формирование нравственного опыта младшего школьника, стать руководством к реальным действиям и поступкам. Важнейшими признаками таких процессов будет являться: проявление индивидуальных поведенческих особенностей в решении тех или иных задач; способность к сочувствию, моральному резонансу [4].
Рассмотренные подходы к типологии и сущности личностно-развивающих ситуаций показывают пример аксиологических и деятельностных оснований по осуществлению возможности социально-нравственного воспитания и обоснованного управления процессом нравственного становления младшего школьника. По нашему мнению, потенциал личностно-развивающих ситуаций позволяет определить их место в системе средств и технологий обучения, подтверждает важность и необходимость методических и технологических разработок, способствующих повышению эффективности инновационных концепций в сфере общего образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Стандарты второго поколения): проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 44 с.
Гам В.И., Михайлова В.Е. Инновационная деятельность школ: особенности и механизмы реализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 52-55. DOI: 10.24158/spp.2017.6.9
Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2000. 147 с.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. 203 с.
Александрова Т.В. Личностно-образовательные ситуации как ресурс социально-нравственного становления младших школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 2-6. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_2
Aleksandrova TV. The personal and educational situations as a resource for social and moral development of primary school children. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):2-6. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_2