с обработкой сенсорной информации.
Введение
Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития сенсорных умений, восприятия, умений – оснований сенсорных стандартов. Это время, когда происходит активное сенсорное развитие, которое играет ключевую роль в формировании интеллектуальных возможностей ребенка. Это важно для улучшения работы органов чувств, накопления знаний об окружающем мире и распознавания сенсорных возможностей ребенка. Эффективное сенсомоторное развитие в этот период способствует дальнейшему формированию когнитивных и социальных навыков. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в России продолжает расти ежегодно.
По информации, полученной в 2024 году, в стране зарегистрировано более 1,5 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что составляет 9,3% от общего числа детей. Категория включает в себя широкий спектр диагнозов детей: с нарушениями слуха, речи, зрения, а также с проблемами опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Одним из важных факторов в развитии детей с особыми образовательными потребностями является недостаточная сенсорная интеграция. В этом случае хоть процесс восприятия и остается в целом сохранным, интерпретация получаемых ощущений оказывается нарушенной или отсутствует вовсе. Ребенок чувствует дискомфорт, но не осознает, откуда возникает неприятное ощущение. В результате, его реакции сосредоточены на этом состоянии.
Обзор литературы
Анализ научных источников показал, что исследованием сенсорного развития детей с ограниченными возможностями занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. К числу зарубежных исследователей относятся: Э. Джин Айрес, С. Барон-Коэн, П. Болтона, У. Кислинга, А Банди. В России к этой теме обращались исследователи: Ю.В. Никитина, О.П. Комарова, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, С.А. Морозов.
Учение, иллюстрирующее роль сенсорной интеграции в социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ, это прежде всего теория сенсорной интеграции Э. Джин Айрэс [1]. Эта теория утверждает, что мозг обрабатывает сенсорную информацию, и от того, как происходит эта обработка, зависят поведение и развитие ребёнка. Дети с нарушением сенсорной интеграции могут испытывать трудности с регулированием своего поведения, взаимодействием с окружающим миром. Например, ребенок с сенсорной гиперчувствительностью к тактильным ощущениям может испытывать дискомфорт при прикосновениях к другим детям или игрушкам. Это может приводить к изоляции и трудностям в совместных играх. В рамках сенсорной интеграции, разработаны упражнения на постепенное снижение чувствительности, такие как легкие прикосновения, перебирание различных материалов с разной текстурой. Постепенно ребёнок учится управлять реакцией на тактильные стимулы, что способствует более спокойному и уверенному взаимодействию с другими.
Еще одна значимая теория – теория сенсорной дисграфии. Эта теория подчёркивает, что не только сами сенсорные ощущения, но и их правильная организация внутри мозга крайне важны для формирования навыков письма и чтения. Проблемы с сенсорной дисграфией в свою очередь могут влиять на социальное взаимодействие. Пример: Ребенок с нарушениями в моторном планировании может испытывать трудности с копированием, выполнением заданий, связанных с мелкими движениями. Такие трудности, связанные с сенсорной дисграфией, могут привести к снижению мотивации к выполнению заданий и повышенному уровню стресса. В рамках данной теории, сочетание сенсорной стимуляции, направленной на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия (например, работа с пластилином, мозаикой, застегивание пуговиц), помогает улучшить координацию движений и тем самым преодолеть трудности, связанные с письмом и чтением. Со временем, это улучшает и социальные взаимоотношения, так как ребенок чувствует себя более уверенным в своих способностях.
В современное время появилась необходимость внедрения современных методов сенсорной интеграции в процесс реабилитации детей, испытывающих трудности с обработкой сенсорной информации. Это помогает повысить общую эффективность коррекционных занятий и улучшить такие показатели, как регуляция поведения, управление эмоциями, развитие моторики, речевые навыки, внимание и уровень адаптивности.
Материалы и методы
В период работы использовались следующие методы: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение фактов и теории диссертационных исследований по изучаемой проблеме, систематизация информационного контента среды Интернет; сравнительно-сопоставительный анализ, методы проектирования и моделирования). Исследование проводилось с обучающимися с особыми образовательными потребностями общеобразовательных организаций г. Белгорода.
Результаты исследования и их обсуждение
У детей с особыми образовательными потребностями наблюдаются отклонения в развитии речи, причем не только увеличивается число таких нарушений, но и степень тяжести, проявляющаяся в различных клинических формах. Причиной затруднений в речевом развитии являются трудности, связанные с обработкой сенсорной информации. Каждый из аспектов речевого развития (артикуляция, лексические и грамматические структуры, связность высказываний) строится на сенсорных взаимосвязях и напрямую от них зависит. Сенсорные стимулы влияют на мотивацию детской активности, включая и речевую коммуникацию. Эффективность умственного, речевого, физического, эстетического воспитания во многом определяется уровнем сенсорного развития детей, то есть тем, насколько хорошо ребенок воспринимает звуковую, визуальную и тактильную информацию о мире вокруг [2].
Направления организации коррекционной работы с применением метода сенсорной интеграции для детей с ограниченными возможностями здоровья включают в себя:
формирование специальных условий окружения, которые способствуют облегчению восприятия объектов и эффективному взаимодействию с ними;
адаптация окружающей среды в соответствии с потребностями детей, страдающих от нарушений сенсорной интеграции;
развитие полисенсорных навыков, что подразумевает улучшение отдельных перцептивных умений, таких как тактильные, вестибулярные и проприоцептивные, а также обучение комбинированному использованию этих навыков для синтеза информации, поступающей от различных сенсорных систем.
Разработка и функционирование модели в едином образовательном пространстве дошкольной образовательной организации соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программы.
Это создает условия для изучения и применения новаторских подходов, а также новых направлений в теоретических и практических аспектах дошкольного образования. Основное понятие – сенсорная интеграция (от латинского «sensus» – восприятие и «integratio» – объединение) рассматривается как процесс организации и упорядочивания сенсорной информации, необходимой для функционирования мозга. Это процесс, в котором нервная система получает сигналы от рецепторов чувствительных органов, анализирует их и применяет их для выполнения определенных действий [1].
В основе педагогической концепции сенсорного развития лежат исследования различных ученых, включая Л.А. Венгера [3], А.В. Запорожца [4], Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной, О.М. Дьяченко, В.Н. Аванесовой и других. Они рассматривали сенсорное воспитание как постепенное и целенаправленное знакомство ребенка с сенсорной культурой человека. Этот процесс осуществляется систематически и планомерно, то есть в определенной последовательности. Сенсорная культура ребенка формируется на основе усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, сенсорное воспитание представляет собой целенаправленные педагогические воздействия, направленные на развитие чувственного познания и улучшение ощущений и восприятия.
Сенсорная интеграция представляет собой способность нервной системы эффективно объединять информацию, поступающую через различные каналы восприятия. Степень развития этой способности влияет на успешность и эффективность человеческой деятельности в целом. Сенсорная интеграция проявляется в том, что многие трудности в обучении и поведении детей с особыми образовательными потребностями возникают из-за искажений в восприятии сенсорной информации.
Успех умственного, речевого, физического, эстетического и экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития таких детей, а именно от того, насколько адекватно они воспринимают звуки, изображения и тактильные ощущения окружающего мира в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития таких детей.
Метод сенсорной интеграции направлен на развитие способности обрабатывать и сочетать сенсорные данные, поступающие из различных источников (от тела и окружающей среды, включая визуальные, слуховые, тактильные, проприоцептивные и вестибулярные аспекты. Поэтому важно обогащение чувственного опыта детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может способствовать формированию нейронных связей в мозге, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на социализацию ребенка [5].
Для достижения этой цели необходимо создать специально организованную среду и комплекс упражнений, которые будут способствовать развитию сенсорных навыков и улучшению взаимодействия с окружающим миром. Дети с особыми обучающими потребностями потребуют создания особых условий, которые помогут им усвоить адаптированные образовательные программы. Это предполагает наличие безбарьерной среды, специализированного оборудования, а также индивидуально разработанных образовательных планов и психолого-педагогического сопровождения [6].
Обычно работа по коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя организацию как групповых, так и индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Важным аспектом этого процесса является закрепление приобретенных навыков при взаимодействии с воспитателями.
С помощью специально оформленного пространства и наборов упражнений, проводимых педагогами специалистами различных направлений (воспитателями, дефектологами, психологами, инструкторами физической культуры) могут быть реализованы практические техники сенсорной интеграции.
Современный подход обеспечивает преемственность и междисциплинарное сотрудничество, что позволяет достичь стабильных положительных результатов в восстановлении нарушенных сенсорных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы работы с использованием метода сенсорной интеграции включают в себя:
оценка особенностей работы сенсорных систем и создание сенсорного профиля для ребёнка с особыми образовательными потребностями;
разработка индивидуальной программы занятий, основанной на анализе сенсорного профиля (индивидуальный выбор игр и мероприятий с учетом выявленных особенностей);
формулирование рекомендаций для родителей (или законных представителей) по выбору, организации и эффективному использованию развивающего пространства дома [7; 8].
Сенсорная среда играет главную роль в развитии сенсорной интеграции, выступая основным источником стимулов для ребенка. Она способствует развитию отдельных сенсорных систем, так и их объединению, что позволяет комплексно воздействовать на восприятие сенсорной информации мозгом ребенка.
Благодаря этим условиям улучшается чувствительность к различным стимулам тактильным, зрительным, звуковым и слуховым. Снижается уровень двигательного беспокойства, улучшение мышечного тонуса и координации движений, а также повышение концентрации внимания. Внедрение метода сенсорной интеграции в практику оказывается эффективным инструментом для обнаружения и исправления нарушений в развитии детей [9].
Заключение
Применение данного подхода, а также его методическое обеспечение в процессе обучения дошкольников, позволяет добиться позитивных результатов, особенно в коррекции дисфункций сенсорной интеграции у детей с особыми образовательными потребностями. Хорошо развитая сенсорная интеграция способствует успешности детей в различных сферах их активности и повышает учебную способность. Это помогает ребенку лучше адаптироваться к образовательной среде и более эффективно усваивать новые знания и навыки. Грамотное применение методов сенсорной интеграции для дошкольников с ОВЗ приводит к следующим результатам:
улучшение сенсорной регуляции: дети начинают лучше реагировать на сенсорные стимулы, уменьшается сенсорная перегрузка или, наоборот, недостаток сенсорного опыта, что приводит к снижению тревожности и гиперактивности [10];
повышение уровня эмоциональной устойчивости: дети становятся более спокойными, уверенными в себе, способными справляться со стрессовыми ситуациями. Они демонстрируют меньшее количество негативных эмоциональных реакций;
развитие когнитивных функций;
улучшение двигательных навыков: развивается координация, равновесие, мелкая моторика. Это способствует большей уверенности и комфорту в пространстве, что позитивно влияет на социальные взаимодействия.
снижение поведенческих проблем: уменьшаются проявления гиперактивности, агрессивности, тревожности, что делает детей более гармоничными и приемлемыми в коллективе;
повышение самооценки: уверенность в себе и своих возможностях растёт, что способствует адаптации и успешному включению в социальную среду.
В целом, методы сенсорной интеграции помогают детям с ОВЗ достичь большей независимости, самостоятельности и полноценного участия в социальной жизни.
Айрес Э.Д., Роббинс Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / пер. с англ. Ю. Даре. 2-е изд. М.: Теревинф. 2009. 272 с.
Карнаухова Е.В., Рябова Е.С., Зимина М.В. Сенсорное воспитание – основа умственного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Образовательная система: вопросы теории и практики: сб. науч. трудов, Казань. Казань: СитИвент, 2019. С. 152-155. EDN: ZBZGSL
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / под ред. Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. 324 с.
Денисова А.С., Савельева Ю.М. Сенсорная интеграция – метод терапии в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // E-Scio. 2022. № 1 (64). C. 633-640. EDN: NLTNKR
Перышкова С.А., Сушкова А.М. Психологические особенности сенсорного развития младших дошкольников // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 201-206. EDN RJFKJB
Минаева Н.Г. Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями: учебное пособие. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2017. 334 с.
Петрова И.Х. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и девиантным поведением // Интернаука. 2021. № 27 (203). С. 60-62. https://doi.org/10.32743/26870142.2021.27.203.296119
Теречева М.Н., Павлова Л.Н. Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. № 2. C. 201-210.
Baranek G.T. Efficacy of sensory and motor interventions for children with autism // Journal of autism and developmental disorders. 2002. Т. 32. С. 397-422. https://doi.org/10.1023/A:1020541906063
Ayres AJ, Robbins J. Sensory Integration and the Child. Understanding hidden sensory challenges. 2th ed. Moscow: Terevinf Publ.; 2009. 272 p. (In Russ.).
Karnaukhova EV, Riabova ES, Zimina MV. Sensornoe vospitanie – osnova umstvennogo razvitiia obuchaiushchikhsia s intellektual'nymi narusheniiami = Sensory education – the basis of mental development of students with intellectual disabilities. Obrazovatel'naia sistema: voprosy teorii i praktiki: sbornik nauch. trudov. = Educational System: Issues of Theory and Practice: Collection of Scientific Works, Kazan. Kazan: SitIvent Publ.; 2019. p. 152-155. (In Russ.).
Venger LA, Piliugina EG, Venger NB. Vospitanie sensornoi kul'tury rebenka ot rozhdeniia do 6 let = Nurturing a child's sensory culture from birth to age 6. Venger LA. (ed.) Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1988. 144 p. (In Russ.).
Zaporozhets AV, Venger LA, Zinchenko VP, Ruzskaia AG. Vospriiatie i deistvie = Perception and action. Zaporozhets AV. (ed.) Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1967. 324 p. (In Russ.).
Denisova AS., Savel'eva IuM. Sensornaia integratsiia – metod terapii v reabilitatsii detei s tiazhelymi mnozhestvennymi narusheniiami v razvitii = Sensory integration as a method of therapy in the rehabilitation of children with severe multiple developmental disorders. E-Scio. 2022;(1):633-640. (In Russ.). EDN: NLTNKR
Peryshkova SA, Sushkova AM. Psikhologicheskie osobennosti sensornogo razvitiia mladshikh doshkol'nikov = Psychological peculiarities of sensory development of younger preschool children. Nauka i obrazovanie. 2020;3(3):201-206. (In Russ.). EDN RJFKJB
Minaeva NG. Obuchenie i vospitanie detei s sensornymi narusheniiam = Education and upbringing of children with sensory impairments. Saransk: Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevieva Publ.; 2017. 334 p. (In Russ.).
Petrova IH. The use of the sensory integration method in correctional and developmental work with children with disabilities and deviant behavior. Internauka. 2021;(27):60-62. (In Russ.). https://doi.org/10.32743/26870142.2021.27.203.296119
Terecheva MN, Pavlova LN. Tekhnologiia sensornoi integratsii v sotsializatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia = Sensory integration technology in the socialization of children with disabilities. Pushkin Leningrad State University Journal. 2019;(2):201-210. (In Russ.).
Baranek GT. Efficacy of sensory and motor interventions for children with autism. Journal of autism and developmental disorders. 2002;32:397-422. https://doi.org/10.1023/A:1020541906063
Никитенко И.М., Жогова Д.В. Метод сенсорной интеграции как фактор социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 174-179. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_174 EDN: NRWBLH
Nikitenko IM, Zhogova DV. Sensory integration method as a factor of socialization of preschool children with disabilities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):174-179. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_174 EDN: NRWBLH