Мониторинг качества дошкольного образования: опыт работы в регионе

Авторы
Автономное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского – II»
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
119-124
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Оценка качества дошкольного образования является важным инструментом для повышения эффективности образовательного процесса и улучшения условий обучения дошкольников. В статье приводятся причины, по которым оценка качества дошкольного образования является важной. Одной их них выступает возможность оценить эффективность образовательного процесса, выявить его сильные и слабые стороны, а также определить области, требующие дополнительного развития. Рассматриваются основные объекты мониторинга качества дошкольного образования. Особый акцент в статье делается на Региональной концепции мониторинга по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия). Основная цель Региональной концепции - обеспечение высокого качества образования в дошкольных учреждениях на территории региона. Региональная концепция мониторинга по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования включает в себя методы и инструменты мониторинга, которые могут быть использованы для оценки качества дошкольного образования и управления им, такие как анкетирование, опросы, интервьюирование, наблюдение, анализ документов. В 2022 году в мониторинге по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) приняли участие 701 дошкольное образовательное учреждение. В статье описаны выявленные благополучные и проблемные зоны образовательной среды, приведены выводы по результатам исследования.
Ключевые слова
дошкольное образование, мониторинг качества дошкольного образования, качество дошкольного образования, показатели оценки качества дошкольного образования
Полный текст HTML

Введение

Качество дошкольного образования является многомерным понятием, а его совершенствование – приоритетной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации.

На данный момент в педагогической теории раскрыто понятие «качество образования» (С.Е. Шишов, В.А. Кальней, О.А. Шиян), изучены функции управления качеством (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков), рассмотрены и проанализированы условия и факторы повышения качества образования (А.М. Моисеев, А.И. Севрук), разработаны методы, формы, технологии управления качеством образования (А.Н. Майоров, К.Ю. Белая, Н.В. Микляева).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., оценка качества образования должна складываться из соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и соответствия потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.  закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.04.2023).

Материалы и методы

Анализ научной и методической литературы по проблеме, анализ социокультурного контекста и образовательной практики, эксперимент, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Качество дошкольного образования – интегрированный показатель, включающий совокупность характеристик различных сторон и аспектов деятельности дошкольной образовательной организации. В частности, объектами мониторинга могут быть:

1. Программы дошкольного образования. Оценка качества программ дошкольного образования позволяет выявить их соответствие современным требованиям и стандартам, а также определить эффективность их реализации.

2. Условия обучения. Мониторинг качества условий обучения в дошкольных учреждениях позволяет оценить качество питания, гигиенические условия, наличие необходимого оборудования и материалов для обучения, а также состояние зданий и территорий учреждений.

3. Квалификация педагогов. Оценка качества квалификации педагогов в дошкольных учреждениях позволяет выявить их профессиональные навыки, знания и опыт работы, а также определить необходимость дополнительного обучения и повышения квалификации.

4. Результаты обучения. Мониторинг качества результатов обучения в дошкольных учреждениях позволяет оценить уровень достижений детей, выявить сильные и слабые стороны образовательного процесса, а также определить необходимые корректировки в работе педагогов.

5. Механизмы управления качеством образования. Оценка механизмов управления качеством образования в дошкольных учреждениях позволяет выявить эффективность системы управления, определить проблемы и недостатки в работе, а также разработать рекомендации по улучшению качества образования.

Объекты мониторинга качества дошкольного образования могут быть различными в зависимости от целей и задач мониторинга, а также от уровня анализа и исследования. Однако, в целом, они отражают основные аспекты образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Актуальность обращения к проблеме управления качеством дошкольного образования связана с общими ориентирами процесса совершенствования системы дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровнях и находит отражение в ряде документов, регламентирующих и концептуально обосновывающих деятельность образовательных учреждений. Совершенствование качества дошкольного образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий, процесса и результата (Концепция мониторинга дошкольного образования Российской Федерации / И.Е. Федосова. М.: Национальное образование, 2021.)

Региональная концепция мониторинга по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) разработана в 2021 году и внедряется для достижения следующих целей: развитие региональной системы мониторинга качества дошкольного образования для конкретизации принятий решений в сфере образовательной политики на региональном и муниципальном уровнях управления системой образования РС (Я); cоздание единого подхода для обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования в регионе:

  • по повышению качества управления в ДОО;
  • по повышению качества образовательных программ ДО;
  • по повышению качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
  • по взаимодействию с семьей как заказчиков и субъектов ОП;
  • по обеспечению здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу за детьми [1].

На сегодняшний день, мониторинг качества дошкольного образования является не только процедурой оценки, но и средством повышения качества образования в дошкольной организации, муниципалитете и регионе в целом [2].

Объектами мониторинга качества дошкольного образования, согласно Концепции, выступают:

1) организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (ДОО);

2) муниципальные органы управления образованием;

3) региональные органы управления дошкольным образованием;

4) организации, входящие в круг сетевого взаимодействия с ДОО.

Концепции определена реализация мониторинга согласно следующим этапам:

1. Определяются региональные показатели к критериям – количественные или качественные оценки состояния системы дошкольного образования.

2. Определяются методы и формы сбора информации – источники получения информации.

3. Проводится мониторинг по установленным показателям для получения данных о состоянии качества дошкольного образования в регионе, который включает в себя сбор информации, обработку, систематизацию и хранение полученной информации.

4. По результатам мониторинга осуществляется анализ полученной информации, который позволяет выявить и охарактеризовать особенности той или иной системы управления качеством образования.

5. На основе результатов проведенного анализа разрабатываются адресные рекомендации.

6. На основе результатов анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, принимаются меры и управленческие решения, то есть осуществляются конкретные действия (Дорожная карта региона по повышению качества ДО), направленные на достижение поставленных целей с учетом выявленных проблемных областей.

7. По итогам принятия мер и управленческих решений проводится анализ эффективности принятых мер, по результатам которого формируются новые цели.

Региональная концепция мониторинга по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РС (Я) от 30.06.2021 года № 01-03/1090 // Iiroipk-sakha URL:  http://upload.portal.edu-region.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).

В 2022 году в мониторинге по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) приняли участие 701 дошкольное образовательное учреждение (из них, 195 начальные школы – детские сады и дошкольные группы при СОШ) образовательные организации, реализующие Основную образовательную программу (далее-ООП) дошкольного образования (далее – ДОО) из 36 муниципальных районов (далее-МР) РС (Я).

Оценка качества дошкольного образования была проведена по показателям, включенным в региональную программу мониторинга качества дошкольного образования.

В рамках региональной системы мониторинга качества дошкольного образования рассматривается трек: мониторинг качества образовательной среды в ДОО, компонентами которого являются:

  • показатели качества разработки и реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных;
  • показатели качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
  • показатели качества образовательных условий в ДОО (кадровых условий, развивающей предметно-пространственной среды, психолого-педагогических условий);
  • показатели качественного взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
  • показатели обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу.

Результаты регионального мониторинга по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) на 2022 год показали следующее:

1. Показатели по обеспечению здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу показывают недостаточно высокий уровень. Они связаны с тем, что в регионе, особенно отдаленных и арктических его районов имеются детские сады не соотвествующие современным требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям ввиду зданий постройки 50-60 г.г.. Здесь определенную роль играют терриориальная удаленность и климато-географических сосбенности региона, не позволяющие внедрить некоторые требования.

2. Показатели оценки кадровых условий в ДОО (уровень образования педагогических работников, квалификация, стабильность и динамичность коллектива педагогических работников, кадровый потенциал), выявили результат ниже среднего. Это связано с тем, что:

  • в регионе преобладающее количества педагогов в ДОО, 51% , имеют среднее специальное образование, высшее образование имеют 49% педагогов;
  • по сравнению с 2021 годом снизилось количество педагогов ДОО узкоспецилизированной направленности – инструкторов по физичексой культуре, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования.

Тенденция присоединяния к школам детских садов в селах региона с небольшим количеством детей (реорганизация в филиал) привела к сокращению отдельных специалистов.

На рисунке 1 можно увидеть наиболее наиболее низкие, и наиболее высокие результаты показателей проведенного в регионе монитринга.

4
Рис. 1. Результаты регионального мониторинга по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) на 2022 год
Fig.1. Results of regional monitoring on the assessment of quality management mechanisms for preschool education in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2022

Показатели качества образования связаны друг с другом, снижение одного показателя, косвенно может служить основанием для снижения другого. Так, снижение показателя оценки кадровых условий, повлияло на снижение показателя «Качество содержания образовательной деятельности».

Исходя из аналитики регионального мониторинга качества дошкольного образования были даны и направлены адресные рекомендации муниципальным управлениям образования и отдельным ДОО. Также большое внимание необходимо уделить повышению квалификации и профессиональных компетенций педагогических работников ДОО. Встал вопрос необходимости разработки новой программы курсов повышения квалификации по теме ВСОКО в ДОО (внутренней системы оценки качества образования) для руководителей, а также организовать корпоративное обучение для коллективов ДОО.

Заключение

Мониторинг по оценке механизмов управления качеством дошкольного образования в регионе – важнейший инструмент, который позволяет судить о состоянии дошкольного образования на текущий момент, служит основой для определения обоснованных путей устранения недостатков и принятия управленческих решений, а также дает возможность прогнозирования развития образования.

Список литературы

Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 5 С. 68-78. EDN QCBDMZ

Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе. М.: ИНФРА-М, 2013. 205 с.

References

Shiyan OA. Novye predstavleniya o kachestve doshkol'nogo obrazovaniya i mekhanizmy ego podderzhki: mezhdunarodnyi kontekst = New ideas about the quality of preschool education and mechanisms for its support: an international context. Preschool education today. Theory and practice. 2013;(5):68-78. (In Russ.). EDN QCBDMZ

Shishov SE., Kalnei VA., Girba EYu. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo protsessa v shkole = Monitoring the quality of the educational process at school. Moscow: INFRA-M Publ.; 2013. 205 p. (In Russ.).

Для цитирования

Михалева О.С., Колмогорова Т.В. Мониторинг качества дошкольного образования: опыт работы в регионе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 3. С. 119-124. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_119 EDN: QONHBM

For citation

Mikhaleva OI, Kolmogorova TV. Monitoring the quality of preschool education: experience in the region. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(3):119-124. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_119  EDN: QONHBM

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_3_119

EDN

QONHBM