Новые подходы и практики интеграции искусства и культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения

Авторы
ФГБОУВО «Кубанский государственный университет»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
85-92
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Необходимость формирования этнической толерантности имеет давние истоки и связана с различными историческими, социальными и культурными факторами. В статье выделен ряд предпосылок: исторические конфликты, мультикультурность общества, необходимость в сотрудничестве и взаимопонимании между различными этническими и культурными группами, все это акцентирует внимание на толерантности и уважении к различиям. Особое место отводится этнической толерантности, которая важна для поддержания гармоничных отношений в обществе, предотвращения конфликтов, создания мультикультурной среды и построения мирного и равноправного общества. Определены блоки этнической толерантности: уважение культурных различий, взаимопонимание и диалог, уважение прав и свобод, ненасилие и мирное сосуществование, эмпатия и понимание. Выделены компоненты структуры этнической толерантности: когнитивный, эмоциональный, деятельностный, уточнено понятие «этническая толерантность». Представлены опыт работы по формированию этнической толерантности в Омском кадетском военном корпусе, включающий формирование каждого компонента этнической толерантности в рамках игрового мероприятия «Многонациональный народ РФ». Реализация мероприятия «Многонациональный народ РФ» в Омском кадетском военном корпусе был представлен четырьмя блоками: обществоведческим, географическим, историческим, этнологическим. Результаты эксперимента по исследованию изменений когнитивного компонента этнической толерантности, проведенного в рамках проектной деятельности воспитанников и преподавателей, показали положительную динамику.
Ключевые слова
этническая толерантность, компоненты этнической толерантности, социальное поведение, национальная идентичность, проектная деятельность
Полный текст HTML

Введение 

Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Сложные явления, которыми наделяет природа человека, как интуиция, творческое воображение, фантазия. Само творчество перестает быть таинственной и непознаваемой сферой художественной практики. Отсюда возникает возможность в управлении его процессами, особенно в их первоначальных проявлениях. Искусство обладает громадными возможностями как активный творческий феномен культурного творчества. Искусство способно опережать наличные состояния сознания, оказывать обратное влияние на жизненный, цивилизационный процесс. В связи с этим особую важность сегодня приобретает разработка новых подходов и методик к обучению основ изобразительной грамоты.

Применения новых технологий в искусстве – это изменения в развитии, обучении и воспитании, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Поэтому нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность в своем предмете. Традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития. Их суть в том, что прежняя образовательная система, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его обучающемуся, себя исчерпала. Искусство как активный творческий феномен обладает громадными возможностями культурного творчества, способно опережать наличные состояния сознания, оказывать обратное влияние на жизненный, цивилизационный процесс [1]. 

В связи с этим особую важность сегодня приобретает разработка новых подходов. Молодому поколению необходимо надо знать культуру, традиции, обычаи своего народа. 

Инновационные процессы, происходящие в образовании на современном этапе развития нашего общества, затрагивают в первую очередь: 

1) переход на новый качественный уровень; 

2) разработки новых технологий. Традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития. Вхождение России в инновационные процессы обучения невозможно без изменения в системе образования. В инновационной деятельности важная роль отводиться разработке целевой программы развития готовности педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности. Образовательная программа будет являться ключевым элементом системы в обучении искусству. Немалую роль в этом будут играть изобразительное искусство.

Результаты исследования и их обсуждение

Цель статьи. Обучения искусству сегодня является формирование активной, творческой личности. Способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Развитие художественно-творческих способностей по мере их развития обнаруживается – и все более очевидно – свою очень сложную природу, притом многообещающую с точки зрения поставленной нашим государством задачи – воспитание молодежи на искусстве.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить взаимовлияния изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства на воспитания молодежи.

  2. Исследовать научно-теоретические основы изобразительного искусства.

  3. Выявить особенности – изобразительного искусства как средства воспитания, художественного образования, развития художественно-творческих способностей подрастающего поколения.

  4. Разработать пути и средства целенаправленного обучения изобразительному искусству применяя при этом инновационные технологии.

  5. Разработать и экспериментально проверить эффективность предлагаемой нами методики обучения изобразительному искусству.

  6. Раскрыть психолого-педагогические особенности обучения основам изобразительной грамоты на занятиях.

  7. Определить пути формирования художественного воспитания, эстетической культуры в процессе изобразительной деятельности и художественного творчества на занятиях изобразительным, декоративно-прикладным и народным искусством.

Любая научная концепция для того, чтобы она работала в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий. 

Несмотря на внедрение инновационных подходов в области художественного образования в настоящее время они продолжают оставаться типичным, традиционным, недостаточно хорошо учитываются индивидуальные особенности и способности, обучающихся на занятиях по изобразительному искусству. 

Произведения искусства предполагают не просто знакомство с ними, а создать собственное свое произведение. Поэтому содержание образования не может быть реализовано без развития познавательного интереса, эмоционально-ценностного восприятия, а также нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства и художественно-творческой деятельности [2]. А. Петровский полагает, что «форма проявления потребности в познании, обеспечивающая понимание целей многообразия, а также способствующая ориентации, знакомству с новыми фактами, более полному и развернутому отражению действительности» [3]. Для этого нужно применять новые технологии на занятиях по изобразительному искусству, что позволит учителю сформировать целостную систему знаний, умений и навыков, отвечающих современным требованиям. Необходимо на занятиях давать те знания, которые будут необходимы не только обществу, но и самим обучающимся.

Любая новая технология в данном случае это относится к искусству направлена на реализацию научных идей, положений, теорий и практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Результат применения новых технологий в искусстве – это изменения в развитии, обучении и воспитании подрастающего поколения. Поэтому нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность в своем предмете (изобразительное искусство) [4].

Влияние художественно-творческой деятельности на процессе становления личности повышается в связи с воспитанием на культуре, традициях, обычаях своего народа. В нашем Краснодарском крае все это изучается в школе и предмет называется «Кубановедение». Чтобы изучать историю своего края была построена этнографическая станица «Атамань». Расположена станица на западной окраине станицы Тамань на берегу Таманского залива. Экспонаты музея собраны по станицам края и показывают быт и уклад жизни казацких семей XVIII-XX вв. Этнографический комплекс станица Атамань – это наша Кубань в миниатюре, здесь как в зеркале отразились древние казачьи традиции, обычаи, культура (рис. 1, 2). 

Рис. 1. Вход в станицу Атамань
Рис. 1. Вход в станицу Атамань
Рис. 2. Подворье казака
Рис. 2. Подворье казака

Этнографический комплекс станица Атамань – крупнейший и единственный в своем роде музей под открытым небом, который перенесет Вас на сотни лет в прошлое и позволит почувствовать дух казачества, несгибаемой воли и бескрайней свободы. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум моря, красивая казачка, встречающая гостей с хлебом-солью, уютные курени с домотанными ковриками на полу и старинными прялками в углу.

В традиционной культуре казаков накапливается специфичный слой с особенностями казачьего быта и казачьей психологии (рис. 3, 4, 5, 6). 

Рис. 3. Подворье казака
Рис. 3. Подворье казака
Рис. 4. Внутреннее убранство хаты
Рис. 4. Внутреннее убранство хаты
Рис. 5.  Сторожевая башня
Рис. 5.  Сторожевая башня
Рис. 6. Внутреннее убранство хаты казаков

Этот пласт во многом является инновационным. Вполне очевидны магическая, эстетическая и развлекательная функции культуры [5]. 

Огромное значение уделяется этнокультурных основ в современном художественном образовании в нашем Краснодарском крае. Художественное образование было определено как процесс овладения художественной культурой своего народа и человечества в целом [6]. Как важнейший способ воспитания духовно-нравственной и творчески самостоятельной личности. Там, где традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Веками народ в своем искусстве – песнях, сказах, былинах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность культуры [7]. 

Этнокультурное взаимодействие (в данном случае будет рассматриваться культура кубанских казаков). Обучая искусству, народным промыслам, художественному ремеслу этому будет способствовать:

  • тесная взаимосвязь теории с практикой;

  • изучение истории кубанского казачества; 

  • изучение народного, декоративно-прикладного искусства;

  • контакт народными мастерами;

  • формирование внутренней мотивации и развитие художественно-творческих способностей;

  • необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности;

  • рассматривание изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в тесной взаимосвязи с жизнью; 

  • выполнение изделий с опорой на народные традиции, обычаи края. 

Художественное образование было определено как процесс овладения художественной культурой кубанского казачества. В нашем крае огромное значение уделяется изучение этнокультурных основ в современном художественном образовании [8].

Среди студентов было проведено исследование по участию и мероприятиях по изучению истории, культуры, традиций. Результаты показали, что 94,4 % студентов экспериментальных групп причастны к этим процессам, также как и 97,6% студентов контрольных групп (рис. 7). Это говорит об интересе и мотивации студентов к подобного рода мероприятиям. 

Рис. 7. Результаты изучение истории, культуры, традиций
Рис. 7. Результаты изучение истории, культуры, традиций

Цель обучения искусству – это содержание и методы их осуществления. Несомненно, отражают как общие идеи, так и исторические, региональные особенности различных народов нашей страны. 

Повышенное внимание к изобразительному искусству обусловлено не желанием, оставить его над другими видами искусства, а объясняется спецификой его природы. 

Как искусство пространственного, представляющего особый интерес с точки зрения художественного произведения и располагающего для этой цели богатейшим материалом. Ведь художественные произведения – это реальные документы духовной жизни народов разных времен и стран. 

Практика показывает, что с одной стороны изучение искусства является своеобразным источником вдохновения. С другой оказалось, что творчество является одно из самых загадочных понятий человеческой деятельности. Творить, сотворить это сакральное действие, которое выделяет человека из всего живого мира, придавая значимость его существованию [9]. Творчество, как категория охватывает все виды человеческой деятельности. От трудовой, умственной до духовной. Даже простая повседневная жизнь без этой категории, замрет, станет повседневностью – скучной и бесполезной. Все эти виды творческой деятельности тесно переплетаются, дополняя, и развивая друг друга. Со временем совершенствуя общество и окружающий мир.

Основной целью исследовательской работы стало:

  1. Изучение эффективности экспериментальной программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Развитие и воспитание профессиональных качеств на уроках изобразительного искусства.

2. Изучение познавательной сферы ребят в результате взаимосвязанных методов обучения и контроля. Получение знаний, умений и навыков изобразительному и декоративно-прикладному искусству

Данные эксперимента показали, что применение инновационных технологий (презентации) в обучении основам изобразительной грамоте можно значительно быстрее и эффективнее переводить с одного, более низкого уровня развития, на более высокий уровень развития. Результаты исходной диагностики приведены на рис. 8.

Рис. 8. Результаты исходной диагностики
Рис. 8. Результаты исходной диагностики

Развивать художественные способности, то есть воспринимать произведения искусства, поможет на занятиях преподаватель. При обучении основам изобразительной грамоты, развивается, внимание, мышление, воображение – это неустанное изучение особенностей и закономерностей форм цвета, пространственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное. Для этого был проведен эксперимент, где предлагалось задание выполнить декоративную работу (валяние плоское: пейзаж, животное все по выбору, игрушки из природного материала.

 

Данные эксперимента показали динамику высокого уровня по всем видам выполняемых заданий.  (табл. 1). 

Обучать художественным навыкам и развивать систему по внедрению нового в систему обучения основам изобразительного языка очень важно. Совершенство не возникает сразу: оно требует для своей эволюции времени, и эволюция свершится в результате усилий всего общества, его целенаправленных действий [10]. Творческие работы представлены на рис. 9, 10, 11.

Рис. 9. Валяние
Рис. 10. Игрушки
Рис. 11. Работа из природного материала

Таким образом, назначение искусства в современном мире это: 

1) развивать культуру, традиций, обычаи дать им жизнь в новом качестве, становясь прообразом современных веяний привлечь внимание к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству; 

2) возрождать народное искусство, народные традиции своего региона, эстетически воспитывать, развивать художественный вкус; 

3) обогащать внутренний мир учащихся средствами постижения духовной стороны искусства, народной культуры и знаниями в области декоративно-прикладного искусства; 

4) познать окружающий мир;

5) развивать наблюдательность, воображение, пространственное мышление; 

6) способность самореализации обучающихся на занятиях изобразительного искусства.

Посредством искусства стимулируются и развиваются свободные творческие возможности, расширяет кругозор. При всех положительных качествах современной методики преподавания искусства, изобразительное искусство – это практический предмет. Он испытывает большие затруднения в преодолении творческой инертности, которая обнаруживается у определенной части ребят при переходе в подростковый возраст. 

Заключение 

Искусство, это активный творческий феномен, который обладает громадными возможностями культурного творчества. Он способен опережать наличные состояния сознания, оказывать обратное влияние на жизненный, цивилизационный процесс нашего общества. В связи с этим особую важность сегодня приобретает разработка новых методов и технологий, подходов для интеграции искусства в образовательный процесс. Перспективными видятся следующие подходы: 

  • использование мультимедийных технологий и виртуальной реальности для создания иммерсивных искусственных сред, которые позволяют студентам погрузиться в искусство и визуальное творчество;

  • создание интерактивных выставок и инсталляций, где студенты могут взаимодействовать с произведениями искусства, а не только их рассматривать.

  • создание студентами собственных произведений искусства в собственных техниках;

  • вовлечение студентов в создание цифровых произведений искусства, таких как компьютерная графика, анимация, цифровая фотография и мультимедийные проекты. 

Интеграция искусства в образовательный процесс может быть увлекательным процессом, обогащающим опытом студентов, стимулируя развитие личностных ценностей, помогающим укрепить их самооценку и самоидентификацию, а также выражать свои мысли и чувства через художественные средства.

Список литературы

Zhou K. The Influence of Creative Personality and Goal Orientation on Innovation Performance // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. Р. 1-10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.634951 

Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 2 (6). С. 141-149. EDN: JKLFGN

Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.

Григорьева С.Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-1 (71). С. 49-56. EDN OHVJBH

Крессон У. Казаки: история "вольных людей" от Запорожской Сечи до коммунистической России / пер. с англ. А. Л. Андреева. М.: Центрполиграф, 2015. 221 с. 

Мальцева Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства. Краснодар: Экоинвест, 2009. 445 с. 

Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар: КубГУ, 2015. 262 с.

Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. 174 с.

Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 152 с. 

Мальцева Л.В. Национальный проект на Кубани и его реализация // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 28-33. EDN ZHNMPH.

References

Zhou K. The Influence of Creative Personality and Goal Orientation on Innovation Performance. Front. Psychol. 2021;12:1-10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.634951 

Zrelykh DL. Khudozhestvennoe obrazovanie kak nepreryvnyi protsess poznaniia ob"ektivnoi real'nosti chelovekom = Art education as a continuous process of human cognition of objective reality. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008;(2):141-149. (In Russ.). EDN: JKLFGN

Petrovskii VA. Lichnost' v psikhologii. Paradigma sub"ektnosti = Personality in psychology. The paradigm of subjectivity. Rostov-na-Donu: Feniks Publ.; 1996. 509 p. (In Russ.).

Grigor'eva SG. Innovatsionnaia deiatel'nost' uchitelia kak pedagogicheskoe iavlenie = Teacher's innovative activity as a pedagogical phenomenon. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2011;(3-1):49-56. (In Russ.). EDN OHVJBH

Kresson U. Kazaki: istoriia "vol'nykh liudei" ot Zaporozhskoi Sechi do kommunisticheskoi Rossii = Cossacks: History of "free men" from Zaporizhian Sich to Communist Russia. Moscow: Tsentrpoligraf Publ.; 2015. 221 p. (In Russ.).

Maltseva LV. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostei shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva = Development of artistic and creative abilities of schoolchildren by means of fine arts. Krasnodar: Ekoinvest Publ.; 2009. 445 p. (In Russ.).

Maltseva LV. Metodika obucheniia izobrazitel'nomu iskusstvu = Methods of teaching fine arts. Krasnodar: Kuban State University Publ.; 2015. 262 p. (In Russ.).

Maltseva LV. Kubanovedenie na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva v obshcheobrazovatel'noi shkole = Kuban studies in fine arts lessons at secondary schools. Krasnodar: Traditsiya Publ.; 2010. 174 p. (In Russ.).

Medvedev AV. Sakral'noe kak prichastnost' k absoliutnomu = The sacred as belonging to the absolute. Yekaterinburg: Bank kul'turnoi informatsii Publ.; 1999. 152 p. (In Russ.).

Maltseva LV. National project in Kuban and its implementation. Cince Without Borders. 2017;(9):28-33. (In Russ.). EDN ZHNMPH

Для цитирования

Мальцева Л.В. Новые подходы и практики интеграции искусства и культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 85-92. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_85 EDN: BPLZIO

For citation

Maltseva LV. New approaches and practices of integration of art and culture in the educational process of higher education institution. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):85-92. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_85 EDN: BPLZIO

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2024_5_3_85

EDN

BPLZIO