Введение
В настоящее время дети живут в условиях социальной нестабильности, ввиду которой старшие дошкольники ежедневно подвергаются влиянию негативных факторов, которые способны не только ухудшить состояние психики ребенка, но и замедлить его развитие. Ребенок – это один из самых хрупких составляющих общества, который неспособен справляться с неблагоприятным влиянием внешней среды самостоятельно, поэтому у детей появляются страхи и тревожность. Страх хоть и является базовой эмоцией, поскольку представляет собой инстинкт самосохранения, но стоит учитывать, что нормой являются только возрастные страхи, а невротические, которым зачастую подвержены старшие дошкольники, носят уже отрицательный характер и негативные последствия.
Вопрос детских страхов с каждым годом становится все актуальнее, потому что общество не стоит на месте и даже если какие-то внешние угрозы не преследуют ребенка, то обязательно задевают его родителей, а взрослое окружение уже передает своим детям свои страхи и тревожность, ведь дети значительно восприимчивей взрослых. Их ранимость и неспособность противостоять внешнему воздействию могут спровоцировать возникновение невротических страхов, которые сопровождаются длительными переживаниями на фоне перенапряжения нервных процессов.
Материалы и методы
В ходе исследования были применены следующие методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение. В первую очередь, благодаря анализу теоретических источников были выделены и рассмотрены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, специфика их детских страхов и основные подходы к коррекции этих страхов. Использование метода обобщения позволило систематизировать информацию и определить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Обзор литературы
В изучении проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста существует ряд научных концепций:
- Фрустрационно-агрессивная теория: Эта концепция предполагает, что страхи у детей могут возникать как результат фрустрации, т.е. неприятных или неприятных ситуаций. Дети могут развивать страхи, чтобы защитить себя от потенциально опасных или неприятных ситуаций. Фрустрационно-агрессивная теория была предложена американским психологом Джоном Доллардом в 1939 году. Он и его коллеги провели исследования, которые подтвердили связь между фрустрацией (неприятными или неприятными ситуациями) и проявлением агрессии и страхов у детей.
- Подходы на основе развития (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Берк). Согласно этим подходам, страхи у детей старшего дошкольного возраста могут быть связаны с их развитием и психологическими изменениями. Мэри Эйнсворт, американская психолог, провела исследования, изучающие связь между родительскими взаимодействиями и страхами у детей дошкольного возраста. Она обратила внимание на важность безопасного привязывания и поддержки со стороны родителей в формировании здоровых эмоциональных реакций и справляющихся механизмов [1, с. 124].
- Когнитивный подход (А. Бандура, Н. Эйдельман). Ученые полагали, что страхи у детей могут быть связаны с их когнитивным развитием и способностью воспринимать мир. Лоуренс Колберг также являлся сторонником этого подхода и исследовал, как когнитивные процессы и понимание правил и норм влияют на страхи и их проявление у детей.
- Социально-психологический подход (М. Эйнсворт, Д. Боулби, А. Бандура). В этом подходе страхи у детей рассматриваются в контексте их социального взаимодействия и восприятия окружающей среды. Например, дети могут развивать страхи, связанные с негативными социальными ситуациями или взаимодействием с определенными людьми. Так, Альберт Бандура проводил исследования о влиянии социальной моделирования на формирование страхов у детей. Он обратил внимание на то, как наблюдение за другими людьми, включая родителей и сверстников, может влиять на страхи и их проявление у детей [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Говоря об особенностях данного возрастного периода, стоит отметить, что отечественные и зарубежные ученые внесли масштабный вклад в развитие исследований психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, среди таких ученых особенно можно выделить труды российских А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других [3]. В данный возрастной период организм детей претерпевает большие изменения: резкий рост до 10 сантиметров; активное развитие конечностей и физических навыков; изменение нервной деятельности: эмоциональные реакции становятся стабильными.
Необходимо отметить и то, что в старшем дошкольном возрасте также активно развиваются мышление, память и внимание. Так, развитие мышления происходит посредством перехода к наглядно-образному и к словесному мышлению старшего дошкольника. Наряду с мышлением совершенствуется и речь: увеличивается словарный запас, речь становится контекстной, развивается артикуляционный аппарат, к шести годам у детей появляется возможность устранения дефектов речи.
Развитие речи играет важную роль в формировании интеллекта ребенка [4]. Так речь имеет следующие функции:
1. Регулирующая. Данная функция развивает возможности планирования интеллектуальной деятельности.
2. Коммуникативная. Эта функция воздействует на интеллектуальное и эмоциональное развитие.
3. Познавательная. Она влияет на накопление ребенком знаний и опыта, способствует формированию навыков и умений.
Исследователь отмечают, что речь способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Но также они делали акцент на том, что воображение также интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте, говоря о том, что количество и содержание детских страхов являются ярким примером взаимосвязи эмоций и воображения [5].
Помимо этого, наряду с развитием речи, развивается и произвольное внимание у старших дошкольников, которому характерно быть низким по концентрации на внешних объектах вербального плана.
Эмоциональная сфера ребенка в старшем дошкольном возрасте также играет немаловажную роль, потому что эмоции выполняют различные функции: защитная, когнитивная и креативная [6]. По мере взросления эмоциональные механизмы становятся более сложными и представляют собой замкнутую структуру.
На развитие личности ребенка оказывают воздействие окружающие посредством привития им определенных «моральных норм». Л.С. Выготский отмечал, что в старшем дошкольном возрасте дети склонны подражать взрослым, которые являются для детей образцом поведения, что объясняет переход тревоги и страхов от родителей к детям [7]. Необходимо выделить то, что на протяжении десятков лет как взрослые, так и дети остаются подверженными негативным внешним факторам, которые так или иначе влияют на их психику. Помимо того, что старшим дошкольникам свойственно подражать взрослым ввиду своего возраста, они еще и тесно взаимодействуют со взрослыми окружающими, у которых в настоящее время довольно много стресса в жизни. Исходя из этого ученые отмечают связь между увеличением числа родителей, которые ежедневно подвергаются стрессовым факторам и увеличением количества старших дошкольников со страхами [8].
Для того, чтобы определить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста, были рассмотрены отечественные и зарубежные исследования на эту тему. Так, например, Л.С. Акопян отмечает, что страхи – это одно из важнейших звеньев в регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста. Также в своих исследованиях ученый делает выводы о том, что детские страхи – это положительное явление, если они находятся в пределах нормы.
При проведении анализа зарубежных исследований по этому вопросу подтвердились выводы о том, что в старшем дошкольном возрасте количество детских страхов возрастает. Также исследователи отметили преобладающие страхи у детей старшего дошкольного возраста: страх смерти, страх животных, страх врачей, воображаемые страхи, страх природных катаклизмов [9].
Представляет интерес и зарубежное исследование культуры страха, в котором говорится о том, что воображаемые страхи преобладают над реальными у детей старшего дошкольного возраста. Они указывали на следующую связь: чем ближе возраст ребенка становится к восьми годам, тем меньше становится воображаемых страхов, и тем больше становится реальных страхов, которые в особенности связаны со школой [10].
А.И. Захаров в своих трудах писал о том, что страхи в старшем дошкольном возрасте являются ярко выраженными, а среди страхов он обозначал страх смерти как доминирующий. За страхом смерти он ставил страх животных, затем мнимые страхи и так далее. Учёный утверждал о том, что страх смерти является основным среди других страхов из-за того, что дети в старшем дошкольном возрасте уже осознают неизбежность смерти. Дети в таком случае могут бояться смерти напрямую, или же косвенно, то есть бояться того, что может привести к летальному исходу: стихии, высота, болезни и так далее [11].
Стоит обратить внимание и на методы коррекции детских страхов, которые выделяют не только педагоги и психологи, но и неврологи в том числе, ведь при своевременной коррекционной работе невротические страхи обычно проходят. Педагоги-психологи отмечают, что работу по коррекции страхов у старших дошкольников можно проводить индивидуально и в группе.
Так, одним из методов коррекции страхов у старших дошкольников является артпедагогика, ведь занятие искусством – это получение положительных эмоций, позволяющих погрузиться в свои страхи так, чтобы пережить их [12].
В настоящее время, методы, которые разработал А.И. Захаров очень популярны. Он также утверждал и о том, что искусство – это естественная возможность для развития воображения и пластичности мышления у старших дошкольников. Исследуя данную проблему, А.И. Захаров отмечал, что дети с хобби в виде искусства отличаются от других своей непосредственностью в выражении чувств и фантазией, что гарантирует им меньшую вероятность проявления страхов.
Однако помимо артпедагогики в психолого-педагогической литературе учеными А.А. Ковалевская, Р. Лазарус, Д. Маман. описаны и другие приемы коррекции страхов: игровые методы, вербализация страхов. Эти приемы включаются в программы коррекции страхов у детей, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Такая программа может включать в себя обучение детей контролировать свои мысли и переоценивать страшные ситуации, а также тренировки по постепенному освоению страшных ситуаций.
По сути коррекционная работа будет направлена на отношение ребенка к факторам, вызывающим страх. Благодаря этому ребенок научится испытать позитивные эмоции, что окажет хорошее воздействие на его психику.
Е.И. Рогов обозначил еще несколько методов коррекции страхов, к ним относятся:
- сенсибилизация, посредством которой чувствительность к пугающим факторам уменьшается из-за того, что ребенок замечает отношение взрослых людей к пугающему предмету, а также из-за получения им большей информации об этом предмете;
- разыгрывание ситуации, в которой ребенок будет взаимодействовать со своим страхом. Для разыгрывания данной ситуации следует подобрать игрушки, которые имеют схожести с объектом страха, а затем выбрать такой сюжет игры, чтобы ребенок почувствовал то, как он сам может справиться со своим страхом и урегулировать эмоции по отношению к нему;
- создание эмоциональных качель, которые помогут ребенку переходить от состояния опасности к состоянию безопасности, благодаря такому приему ребенок сможет обучиться саморегуляции.
Учёные также отмечают то, что для того, чтобы занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста были эффективными, специалисту необходимо проводить работу не только с ребенком, но и с его родителями, поскольку как уже говорилось выше, старшие дошкольники тесно взаимодействуют со взрослыми и перенимают их переживания. Таким образом, работа психолога с родителями должна быть направлена как на профилактику и коррекцию страхов у детей, так и на коррекцию травмирующих стилей воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил авторам данного исследования выделить основные виды страхов, присущие старшим дошкольникам на основании зарубежных и отечественных исследований. Так, старшим дошкольникам характерны следующие виды страхов:
- страх смерти;
- страх животных;
- страх сказочных персонажей;
- страх плохих снов;
- медицинские страхи;
- социально-опосредованные страхи.
Психологический портрет ребёнка со страхами исследователи определили так: ребенок замкнутый, неохотно идет на контакт из-за недоверия к окружающему миру. Такой ребенок подозрителен и насторожен во всём, а ощущение чего-то нового вызывает у него тревогу. Длительное нахождение в такой ситуации подвергает старшего дошкольника появлению невротических страхов, от которых он не будет в состоянии избавиться самостоятельно. Взрослые в семье такого ребенка обычно и являются источниками страхов, потому что старшему дошкольнику характерно подражать взрослым и быть чрезмерно внушаемым.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст – это сложный процесс, в период которого у ребенка появляются новообразования в психике, а также развивается мышление, речь, память. Ребенок в этом возрасте овладевает навыками общения и принимает общественные нормы и ценности, которые перенимает на себя. Старший дошкольник обретает интерес к общению со сверстниками и со взрослым окружением, что обуславливает его потребность к подражанию, поэтому микроклимат в семье должен быть благоприятным для ребенка, в противном случае ребенка настигнут страхи, которые будут являться невротическими.
Как было сказано, страхи у старших дошкольников могут быть возрастными, которые находятся в пределах нормы и обычно своевременно исчезают, и невротическими, которые оставляют следы на психике ребенка и препятствуют его благоприятному развитию. В целом можно выделить три концепции, которые способствуют объяснению происхождения страха:
- концепция, основанная на характеристике поведения старшего дошкольника, которая была сформирована из-за неправильного воспитания и «заражения» чувством нестабильности окружающего мира, которое непосредственно свойственно родителям детей со страхами;
- концепция, основанная на подходе нейрофизиологов. Данная концепция гласит о том, что страх и тревожность у детей возникают в результате условно-рефлекторного и инстинктивных механизмов;
- концепция, основанная на бихевиоризме, обуславливается тем, что страх – это реакция ребенка на реальную или мнимую угрозу.
Также, можно отметить, что страх смерти является доминирующим у большинства детей старшего дошкольного возраста, наряду со страхом смерти идут и сопутствующие ему страхи: страх заболеть, страх физического насилия, страх врачей и другие.
Что касается приемов профилактики и коррекции страхов, то наиболее популярными и эффективными среди них являются арт-педагогика и игры, потому что эти два направления являются ведущими видами деятельности у старших дошкольников.
Ainsworth M.D.S., Blehar M.C, Waters E., Wall S.N. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. New York: Psychology Press, 2015.
Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 318 с.
Ковалевская А.А. Практика психологической коррекции страхов младших школьников // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 1(33). С. 185-190. EDN: VPPYLD
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.Е., Сергеева Е.В. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. 2020. № 1(61). С. 19-36. EDN: OXZJUX
El Rafihi-Ferreira R., Lewis K.M., McFayden T., Ollendick T.H. Predictors of Nighttime Fears and Sleep Problems in Young Children // Journal of child and family studies. 2019. Vol. 28. Issue 4. P. 941-949. https://doi.org/10.1007/s10826-019-01332-9
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия. 2006. 608 с.
Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Aкадемия. 2005. 368 с.
Акопян Л.С. Невербальная картина детских страхов // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 2. С. 15-21. EDN: NRFVAD
Chaplin T.M., Aldao A. Gender differences in emotion expression in children: A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2013. Vol. 139. Issue 4. P. 735-765. https://doi.org/10.1037/a0030737
Furedi F. The only thing we have to fear is the ‘culture of fear' itself // American journal of sociology. 2007. Vol. 32. №. 2. P. 231-234.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Питер, 2000.
Давлетова А.И., Серая А.А. Изотерапия как метод работы со страхами младших школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7-4(38). С. 113-116.
Ainsworth MDS, Blehar MC, Waters E, Wall SN. Patterns of attachment: a psychological study of the strange situation. New York: Psychology Press; 2015.
Bandura A. Teorija social'nogo nauchenija = Social learning theory. Saint Petersburg: Evrazija Publ.; 2000. 318 p. (In Russ.).
Kovalevskaia AA. Praktika psihologicheskoj korrekcii strahov mladshih shkol'nikov = Practice of psychological correction of fears of young schoolchildren. The Humanities. 2016;(1):185-190. (In Russ.).
Bezrukikh MM, Filippova TA, Verba AS, Ivanov VE, Sergeeva EV. Studying functional development and predicting the risks of maladaptation and learning difficulties in 6-7-year-old children. Novye issledovanija. 2020;(1):19-36. (In Russ.). EDN: OXZJUX
Mukhina BC. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya = Age psychology. Phenomenology of development. 10th ed. Moscow: Akademiya Publ.; 2006. 320 p. (In Russ.).
Ovcharova RV. Psikhologiya roditel'stva: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial'nostyam psikhologii = Psychology of parenthood: textbook for university students studying in the field of psychology. Moscow: Akademiya Publ.; 2005. 368 p. (In Russ.).
Akopian LS. Neverbal'naya kartina detskikh strakhov = A non-verbal picture of children's fears. Russian Psychological Journal. 2010;7(2):15-21. (In Russ.). EDN: NRFVAD
Chaplin TM, Aldao A. Gender differences in emotion expression in children: A meta-analytic review. Psychological Bulletin. 2013;139(4):735-765. https://doi.org/10.1037/a0030737
Furedi F. The only thing we have to fear is the ‘culture of fear' itself. American journal of sociology. 2007;32(2):231-234.
Zakharov AI. Dnevnye i nochnye strakhi u detei = Day and night terrors in children. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2000. (In Russ.).
Davletova AI, Seraia AA. Izoterapiya kak metod raboty so strakhami mladshikh shkol'nikov = Isotherapy as a method of working with the fears of younger schoolchildren. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2015;(7-4):113-116. (In Russ.).
Огольцова Е.Г., Бекетова Е.Н. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 4. С. 138-143. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_138 EDN: BCCFOH
Ogoltsova EG, Beketova EN. Features of manifestation of fears in children of senior preschool age. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(4):138-143. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_138 EDN: BCCFOH