Введение
Современные высшие учебные заведения представляют собой сложную структуру, включающую блоки основной деятельности, инфраструктурные подразделения, лаборатории, межотраслевые центры, вспомогательные службы, объекты социального предназначения и многое другое. При этом каждый вуз, прежде всего стремится организовать свою работу таким образом, чтобы предоставить обучающимся максимально качественное обучение. В процессе постоянного решения данных проблем нельзя не обращать внимание на то, что взаимодействие преподавателя и студента – это не только контакт с целью обмена информацией, но и взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. Обозначим аспекты, подчеркивающие важность взаимодействия:
продуктивное взаимодействие способствует увеличению мотивации студентов, что в свою очередь влияет на их учебный успех. Преподаватели могут вдохновлять студентов, помогать им выстраивать цели и уверенно двигаться вперед;
преподаватели, поддерживающие продуктивное взаимодействие, могут лучше понимать потребности и особенности студентов, что позволяет им оказывать более эффективную академическую и эмоциональную поддержку;
в обсуждениях, диспутах и коллективной работе студенты могут развивать критическое мышление и аналитические навыки, что является важным аспектом образования.
Кроме этого, продуктивное взаимодействие может способствовать развитию социальных и коммуникативных навыков студентов. Так, многочисленные исследования доказывают, что студенты, участвующие в продуктивном взаимодействии, чувствуют себя более причастными к учебному процессу.
Материалы и методы
Исследование на начальном этапе проводилось посредством опроса мнения с использованием анкеты «Преподаватель – глазами студента». Для анализа возможностей использования данного метода взяты результаты анкетирования студентов 1 и 2 курсов Казанского (Приволжский) федерального университета. Студенты оценивали преподавателей по учебным дисциплинам, связанным с будущей специальностью, по предложенным 18 качествам в 9-ти балльной шкале оценок. Для обработки результатов опроса были применены методы многомерного статистического факторного и кластерного анализа, что позволило выделить основные качества личности педагога, оказывающие преимущественное влияние на взаимодействие со студентами.
Обзор литературы
Взаимодействие преподавателя и студента является ключевым аспектом образовательного процесса, который активно изучается в рамках различных теорий и научных подходов. Рассмотрим основные теоретические и научные положения, освещающие это взаимодействие:
1. Педагогическая теория Л. Выготского, который разработал концепцию зоны ближайшего развития, в которой преподаватель играет важную роль в поддержке студентов и помощи им в преодолении учебных трудностей путем оказания поддержки и обратной связи.
2. Теория человеческого развития Кольба: Дэвид Кольб разработал теорию обучения и развития, основанную на концепции "цикла обучения", включающего в себя конкретный опыт, наблюдение и рефлексию, формулирование абстракций и активное экспериментирование. Суть модели Колба заключается в том, во время обучения идет трансформация опыта через цикл из проб и ошибок и выделил в этом процессе четыре этапа:
- конкретный опыт;
- рефлексивное наблюдение;
- абстрактную концептуализацию;
- активное экспериментирование [1].
3. Теория самоэффективности А. Бандура: Альберт Бандура выдвинул концепцию самоэффективности, которая связана с убеждением студентов в их способности успешно выполнять задачи. Преподаватели могут применять принципы этой теории для поддержки студентов в развитии уверенности и мотивации [2].
4. Джон Дьюи разработал теорию обучения, основанную на концепции экспериментального обучения и опыта. Согласно этой теории, взаимодействие преподавателя и студента должно стимулировать активное участие студентов в процессе обучения и развития личностных компетенций [3].
Актуальным в рамках данного исследования представляется концепция активного обучения: Этот подход предполагает, что быстрые темпы изменений в обществе и так называемый информационный взрыв повлекли за собой необходимость поиска нового подхода к организации обучения, при котором обучающийся будет сам определять, что он будет изучать и как процесс обучения должен быть построен. В этом смысле активное учение – может рассматриваться как естественный переход от сложившихся научных теорий и методик, в частности теории развития способностей – к обучению, где взаимодействие преподавателя и студента выступает основной формой обучения. При этом студент включен в разного рода обсуждения, коллективную работу, проекты.
Вышеназванные теоретические положения предлагают различные подходы к взаимодействию преподавателя и студента, выделяя важность активного участия студентов, поддержки со стороны преподавателей, а также развития мотивации и доверия между ними.
Результаты исследования и их обсуждение
Преподаватель в своей деятельности реализует две основные задачи – обучение и воспитание подрастающего поколения. Можно выделить несколько специфических функций педагога: информационная, мобилизационная, развивающая, ориентационная. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется прежде всего посредством общения во всем его многообразии, и именно процесс коммуникации является основным элементом целостного процесса обучения в вузе.
Анкетирование, проведенное со студентами ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани показало, что взаимодействие преподавателя и студента играет важную роль по нескольким причинам:
- во-первых, помогает студентам понять свои сильные и слабые стороны, а также принять меры для улучшения своей учебной деятельности;
- во-вторых, преподаватель может использовать взаимодействие с каждым студентом для разработки индивидуальных планов обучения, учитывая их потребности, интересы и уровень подготовки;
- в-третьих, взаимодействие преподавателя и студента позволяет выявлять проблемные моменты и разрабатывать меры для их устранения.
Понятия "взаимодействие" и "общение" тесно связаны между собой, хотя они имеют некоторые различия в своем употреблении. Взаимодействие обычно определяется как воздействие одного объекта или субъекта на другой, в результате чего происходит взаимное воздействие, воздействие на друг друга. Это может быть взаимодействие между людьми, между человеком и технологией, между организациями и т.д. В контексте образования, взаимодействие между преподавателем и студентами включает в себя использование языка, жестов, мимики и других средств для передачи сообщений и идей. Общение может быть вербальным или невербальным, а также может включать понимание и реакцию на передаваемую информацию. Связь между взаимодействием и общением заключается в том, что общение является одним из способов взаимодействия, и также влияет на «достижение отношенческого результата» [4, 427 с.].
Общение можно рассматривать как способ объединения преподавателя и студента, а также как способ их развития и формирования личностных качеств [5]. Известно, что по своему назначению общение многофункционально. Можно выделить прагматическую функцию общения, которая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; формирующую функцию – сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений; функцию подтверждения – возможность познать, утвердить и подтвердить себя; функцию организации и поддержания межличностных отношений, либо позитивных, либо негативных по своему знаку; внутриличностную функцию общения, которая реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) и рассматривается как универсальный способ мышления человека.
Все вышеперечисленные функции общения имеют место в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Разница их состоит лишь в том, что одна функция непосредственно влияет на процесс обучения, а другая сопутствует ему. Основное место занимает межличностное общение преподавателя и студентам с его тремя типами: императивное, манипулятивное и диалогическое. Соответственно можно выделить преподавателей, которым присущ императивный стиль общения – это авторитарная, директивная форма взаимодействия со студентом с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В качестве средств оказания влияния преподаватель использует четкие регламентированные указания, сухие задания, конкретные распоряжения и даже приказы.
Есть преподаватели с манипулятивным стилем общения, при котором воздействие на студента с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. При манипулятивном общении студент воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных свойств и качеств. Однако педагог, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения, часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуясь ложными мотивами и целями. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Д. Карнеги и его последователями.
Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, осуществляя свои цели и задачи, не видя истинного собеседника, игнорируя его, что совершенно неприемлемо для взаимодействия преподавателя и студента.
Диалогическое общение представляет собой равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению, создание в момент общения условий для формирования самого процесса обучения.
Преподавателям, пытающимся уйти от монологической формы общения со студентами, можно предложить уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям студентов, так как именно в них проявляются их интересы и только через эти интересы можно привлечь их к активному сотрудничеству. Адекватное реагирование на подобные вопросы предполагает терпеливое и полное выслушивание вопроса; более широкое его освещение; учет того, что студент не всегда задает вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ, ему важно показать свое умение думать, свои знания, ему важно самоутвердиться в глазах тех, с кем он себя сравнивает, оценивая как будущего специалиста, и здесь задача педагога не отмахнуться от назойливого студента, а помочь ему, поддержать и поощрить.
В процессе общения преподавателя и студента можно наблюдать возникновение коммуникативного барьера – это своеобразное психологическое препятствие на пути к адекватной передаче информации между партнерами по общению.
Был проведен опрос студентов 1 и 2 курсов Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ. В целом, оценку педагогического общения студенты дают положительную. Так, например, из положительных ответов анкеты можно выделить следующие:
- преподаватель со студентами общителен, инициативен, может дать дельный совет;
- умеет говорить со студентами разного возраста, социального положения;
- отличается высоким уровнем выразительности речи; легко и с желанием передает жизненный опыт студентам;
- склонен к эмпатии – сопереживанию.
Вместе с этим, есть и негативные отзывы и комментарии. Так, каждый 3-й студент доволен своим факультетом, но несколько раз думали о переводе на другой, нравится процесс обучения, но отмечают, что некоторые преподаватели могут уличить студента в незнании — 16%; безразличен к студентам – 22%; авторитарен – 29%. По результатам диагностики очевидно, студенты считают, что преподаватель в вузе не всегда способен к сопереживанию и поддержке в трудную минуту. По результатам опроса, причины плохого общения между преподавателем и студентом могут быть следующие:
1. Различия в коммуникативных стилях: Исследования показывают, что у преподавателей и студентов могут быть различные предпочтения в коммуникативных стилях, что может привести к недопониманию и конфликтам в общении.
2. Недостаточное внимание к психологии обучения: Некоторые преподаватели могут не уделять должного внимания психологическим аспектам обучения, таким как мотивация, восприятие и понимание информации, что может привести к проблемам в общении.
3. Недостаточная обратная связь.
4. Эмоциональное напряжение: Негативные эмоции, такие как стресс, беспокойство или разочарование, могут влиять на качество общения между преподавателем и студентом, что может привести к недопониманию и конфликтам.
Решение этих проблем требует от преподавателя и студента гибкости, терпимости, открытости к диалогу и готовности к адаптации и поиску конструктивных решений.
Изучение научной литературы позволяет выявить факторы, влияющие на качество общения между преподавателем и студентом, и разработать принципы организации среды учения и жизнедеятельности:
сотрудничество – общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка;
жизнетворчество – включение студентов в решение реальных групповых проблем, обучение технологиям построения собственной жизни и профессиональной деятельности;
субъектность и диалогичность отношений преподавателя и студента;
совместная деятельность (командность, коллективность) студента и преподавателя в разных проявлениях (учебной, научно-методической, досуговой сфере). Чем в большее число разных видов совместной деятельности включен студент, тем полнее раскрывается и реализуется его личность.
В настоящее время преподаватели ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани выступают в роли носителей и продолжателей традиций культуры высшей школы, своеобразным примером для подражания, на который во многом равняются студенты, создавая условия по освоению студентами социального пространства – общекультурного, профессионального, социальных норм. В университете созданы условия, способствующие позитивному взаимодействию студентов и преподавателей:
- университет предоставляет студентам возможности для профессионального развития, включая участие в конференциях, семинарах, обучающих программах и других мероприятиях, способствующих расширению их профессиональных компетенций;
- созданы программы наставничества, где опытные преподаватели могут делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, передают ценные традиции и практики;
- создается поддерживающая среда для инноваций и креативности в учебном процессе, чтобы преподаватели и студены могли создавать уникальные и интересные образовательные программы, становясь тем самым образцом для подражания.
- университет поощряет развитие лидерских качеств у преподавателей и студентов, чтобы они могли стать этичными, вдохновляющими лидерами и олицетворением ценностей университетской общности.
Эти меры могут способствовать тому, чтобы преподаватели выступали в роли носителей и продолжателей традиций культуры высшей школы и были яркими образцами для подражания для студентов и молодых преподавателей.
Заключение
Характерной особенностью педагогического взаимодействия является: обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог выступает инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Важно осознавать, что оптимальное общение, которое включает элементы партнерства и сотрудничества, может повысить эффективность образовательного процесса (мотивацию, интерес, успеваемость студентов). Следовательно, существует необходимость в осознании преподавателями коммуникативных навыков, которые необходимы для перехода на новый формат отношений со студентами, построенных на принципах сотрудничества, обмена с духовными ценностями, доверия.
What Is Kolb’s Model? Understanding the Experiential Learning Cycle // Maestro. URL: https://maestrolearning.com/blogs/kolbs-model/ (дата обращения: 16.04.2024).
Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. No. 84 (2). P. 191-215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
Lkham I., Uyanga G. The educational theory of John Dewey and its influence on educational policy and practice in Моngolia // Science and World. 2018. No. 4-2 (56). P. 23-25. EDN QKZXMI
Михайлова В.Е., Парц О.С. Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 425–446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446 EDN: QIVKXW
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
Попова В.И. Ценностно-смысловое взаимодействие в пространстве внеаудиторной деятельности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 344-347. EDN YAUMFV
What Is Kolb’s Model? Understanding the Experiential Learning Cycle. Maestro. https://maestrolearning.com/blogs/kolbs-model/
Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review. 1977;(84):191-215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
Lkham I, Uyanga G. The educational theory of John Dewey and its influence on educational policy and practice in Моngolia. Science and World. 2018;(4-2):23-25. EDN QKZXMI
Mikhailova VE., Parts OS. Interpersonal Online and Offline Communication as a Factor in Increasing Educational Motivation. Integration of Education. 2023;27(3):425–446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446 EDN: QIVKXW
Bodalev AA. Lichnost' i obshchenie: izbrannye psikhologicheskie Trudy = Personality and communication: selected psychological works. 2nd ed. Moscow: Mezhdunarodnaia pedagogicheskaia akademiia Publ.; 1995. 328 p. (In Russ.).
Popova VI. Tsennostno-smyslovoe vzaimodeistvie v prostranstve vneauditornoi deiatel'nosti studenta = Value-sense interaction in the space of student's extracurricular activities. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(60-4):344-347. (In Russ.). EDN: YAUMFV
Исмаилова Д.О. Проблемы взаимодействия преподавателя и студента в учреждении профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 93-98. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_93 EDN: QZTNTL
Ismailova DO. Problems of teacher-student interaction in a vocational education institution. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):93-98. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_93 EDN: QZTNTL