Проблемы взаимодействия преподавателя и студента в учреждении профессионального образования

Авторы
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
93-98
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Продуктивное взаимодействие между преподавателями и студентами имеет важное значение для эффективного обучения и развития студентов. Оно важно для обогащения образовательного процесса, стимулирования активного участия студентов в жизни университета и их личностного развития. Выявлено, что позитивное взаимодействие преподавателя и студентов способствует улучшению качества обучения и созданию благоприятной обучающей среды. Подчеркивается, что в ходе взаимодействия проявляется мотивация на понимание, развитие критического мышления, развитие социальных и коммуникативных навыков, укреплению самооценки и уверенности в своих собственных знаниях и умениях. В статье проведена логическая связь между понятиями «взаимодействие» и «общение». Определены функции общения: прагматическая, функция подтверждения, внутриличностная функция общения. Проведено исследование мнений студентов о типах и стилях общения преподавателей и обучающихся. Результаты показали, что имеет место существование не только доверительных и поддерживающих отношений, но и наличие коммуникативных барьеров, что является своеобразным психологическим препятствием на пути к адекватной передаче информации между партнерами по общению. Выявлены причины наличия коммуникативных барьеров: различия в коммуникативных стилях, недостаточное внимание к аспектам психологии обучения, недостаточная обратная связь, эмоциональное напряжение. Выделены пути преодоления коммуникативных барьеров: общая деятельность и согласованность действий, жизнетворчество, субъектность и диалогичность, совместная деятельность.
Ключевые слова
взаимодействие, общение, функции общения, коммуникативный барьер, диалогичность, совместная деятельность
Полный текст HTML

Введение

Современные высшие учебные заведения представляют собой сложную структуру, включающую блоки основной деятельности, инфраструктурные подразделения, лаборатории, межотраслевые центры, вспомогательные службы, объекты социального предназначения и многое другое. При этом каждый вуз, прежде всего стремится организовать свою работу таким образом, чтобы предоставить обучающимся максимально качественное обучение. В процессе постоянного решения данных проблем нельзя не обращать внимание на то, что взаимодействие преподавателя и студента – это не только контакт с целью обмена информацией, но и взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. Обозначим аспекты, подчеркивающие важность взаимодействия: 

  • продуктивное взаимодействие способствует увеличению мотивации студентов, что в свою очередь влияет на их учебный успех. Преподаватели могут вдохновлять студентов, помогать им выстраивать цели и уверенно двигаться вперед;

  • преподаватели, поддерживающие продуктивное взаимодействие, могут лучше понимать потребности и особенности студентов, что позволяет им оказывать более эффективную академическую и эмоциональную поддержку;

  • в обсуждениях, диспутах и коллективной работе студенты могут развивать критическое мышление и аналитические навыки, что является важным аспектом образования.

Кроме этого, продуктивное взаимодействие может способствовать развитию социальных и коммуникативных навыков студентов. Так, многочисленные исследования доказывают, что студенты, участвующие в продуктивном взаимодействии, чувствуют себя более причастными к учебному процессу. 

Материалы и методы

Исследование на начальном этапе проводилось посредством опроса мнения с использованием анкеты «Преподаватель – глазами студента». Для анализа возможностей использования данного метода взяты результаты анкетирования студентов 1 и 2 курсов Казанского (Приволжский) федерального университета. Студенты оценивали преподавателей по учебным дисциплинам, связанным с будущей специальностью, по предложенным 18 качествам в 9-ти балльной шкале оценок. Для обработки результатов опроса были применены методы многомерного статистического факторного и кластерного анализа, что позволило выделить основные качества личности педагога, оказывающие преимущественное влияние на взаимодействие со студентами.

Обзор литературы 

Взаимодействие преподавателя и студента является ключевым аспектом образовательного процесса, который активно изучается в рамках различных теорий и научных подходов. Рассмотрим основные теоретические и научные положения, освещающие это взаимодействие: 

1. Педагогическая теория Л. Выготского, который разработал концепцию зоны ближайшего развития, в которой преподаватель играет важную роль в поддержке студентов и помощи им в преодолении учебных трудностей путем оказания поддержки и обратной связи. 

2. Теория человеческого развития Кольба: Дэвид Кольб разработал теорию обучения и развития, основанную на концепции "цикла обучения", включающего в себя конкретный опыт, наблюдение и рефлексию, формулирование абстракций и активное экспериментирование. Суть модели Колба заключается в том, во время обучения идет трансформация опыта через цикл из проб и ошибок и выделил в этом процессе четыре этапа: 

- конкретный опыт;

- рефлексивное наблюдение;

- абстрактную концептуализацию;

- активное экспериментирование [1]. 

3. Теория самоэффективности А. Бандура: Альберт Бандура выдвинул концепцию самоэффективности, которая связана с убеждением студентов в их способности успешно выполнять задачи. Преподаватели могут применять принципы этой теории для поддержки студентов в развитии уверенности и мотивации [2].

4. Джон Дьюи разработал теорию обучения, основанную на концепции экспериментального обучения и опыта. Согласно этой теории, взаимодействие преподавателя и студента должно стимулировать активное участие студентов в процессе обучения и развития личностных компетенций [3].

Актуальным в рамках данного исследования представляется концепция активного обучения: Этот подход предполагает, что быстрые темпы изменений в обществе и так называемый информационный взрыв повлекли за собой необходимость поиска нового подхода к организации обучения, при котором обучающийся будет сам определять, что он будет изучать и как процесс обучения должен быть построен. В этом смысле активное учение – может рассматриваться как естественный переход от сложившихся научных теорий и методик, в частности теории развития способностей – к обучению, где взаимодействие преподавателя и студента выступает основной формой обучения. При этом студент включен в разного рода обсуждения, коллективную работу, проекты. 

Вышеназванные теоретические положения предлагают различные подходы к взаимодействию преподавателя и студента, выделяя важность активного участия студентов, поддержки со стороны преподавателей, а также развития мотивации и доверия между ними. 

Результаты исследования и их обсуждение

Преподаватель в своей деятельности реализует две основные задачи – обучение и воспитание подрастающего поколения. Можно выделить несколько специфических функций педагога: информационная, мобилизационная, развивающая, ориентационная. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется прежде всего посредством общения во всем его многообразии, и именно процесс коммуникации является основным элементом целостного процесса обучения в вузе.

Анкетирование, проведенное со студентами ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани показало, что взаимодействие преподавателя и студента играет важную роль по нескольким причинам: 

- во-первых, помогает студентам понять свои сильные и слабые стороны, а также принять меры для улучшения своей учебной деятельности; 

- во-вторых, преподаватель может использовать взаимодействие с каждым студентом для разработки индивидуальных планов обучения, учитывая их потребности, интересы и уровень подготовки;

- в-третьих, взаимодействие преподавателя и студента позволяет выявлять проблемные моменты и разрабатывать меры для их устранения. 

Понятия "взаимодействие" и "общение" тесно связаны между собой, хотя они имеют некоторые различия в своем употреблении. Взаимодействие обычно определяется как воздействие одного объекта или субъекта на другой, в результате чего происходит взаимное воздействие, воздействие на друг друга. Это может быть взаимодействие между людьми, между человеком и технологией, между организациями и т.д. В контексте образования, взаимодействие между преподавателем и студентами включает в себя использование языка, жестов, мимики и других средств для передачи сообщений и идей. Общение может быть вербальным или невербальным, а также может включать понимание и реакцию на передаваемую информацию. Связь между взаимодействием и общением заключается в том, что общение является одним из способов взаимодействия, и также влияет на «достижение отношенческого результата»  [4, 427 с.].

Общение можно рассматривать как способ объединения преподавателя и студента, а также как способ их развития и формирования личностных качеств [5]. Известно, что по своему назначению общение многофункционально. Можно выделить прагматическую функцию общения, которая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; формирующую функцию – сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений; функцию подтверждения – возможность познать, утвердить и подтвердить себя; функцию организации и поддержания межличностных отношений, либо позитивных, либо негативных по своему знаку; внутриличностную функцию общения, которая реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) и рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Все вышеперечисленные функции общения имеют место в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Разница их состоит лишь в том, что одна функция непосредственно влияет на процесс обучения, а другая сопутствует ему. Основное место занимает межличностное общение преподавателя и студентам с его тремя типами: императивное, манипулятивное и диалогическое. Соответственно можно выделить преподавателей, которым присущ императивный стиль общения – это авторитарная, директивная форма взаимодействия со студентом с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В качестве средств оказания влияния преподаватель использует четкие регламентированные указания, сухие задания, конкретные распоряжения и даже приказы.

Есть преподаватели с манипулятивным стилем общения, при котором воздействие на студента с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. При манипулятивном общении студент воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных свойств и качеств. Однако педагог, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения, часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуясь ложными мотивами и целями. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Д. Карнеги и его последователями.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, осуществляя свои цели и задачи, не видя истинного собеседника, игнорируя его, что совершенно неприемлемо для взаимодействия преподавателя и студента.

Диалогическое общение представляет собой равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению, создание в момент общения условий для формирования самого процесса обучения.

Преподавателям, пытающимся уйти от монологической формы общения со студентами, можно предложить уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям студентов, так как именно в них проявляются их интересы и только через эти интересы можно привлечь их к активному сотрудничеству. Адекватное реагирование на подобные вопросы предполагает терпеливое и полное выслушивание вопроса; более широкое его освещение; учет того, что студент не всегда задает вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ, ему важно показать свое умение думать, свои знания, ему важно самоутвердиться в глазах тех, с кем он себя сравнивает, оценивая как будущего специалиста, и здесь задача педагога не отмахнуться от назойливого студента, а помочь ему, поддержать и поощрить.

В процессе общения преподавателя и студента можно наблюдать возникновение коммуникативного барьера – это своеобразное психологическое препятствие на пути к адекватной передаче информации между партнерами по общению. 

Был проведен опрос студентов 1 и 2 курсов Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ. В целом, оценку педагогического общения студенты дают положительную. Так, например, из положительных ответов анкеты можно выделить следующие: 

- преподаватель со студентами общителен, инициативен, может дать дельный совет; 

- умеет говорить со студентами разного возраста, социального положения; 

- отличается высоким уровнем выразительности речи; легко и с желанием передает жизненный опыт студентам; 

- склонен к эмпатии – сопереживанию. 

Вместе с этим, есть и негативные отзывы и комментарии. Так, каждый 3-й студент доволен своим факультетом, но несколько раз думали о переводе на другой, нравится процесс обучения, но отмечают, что некоторые преподаватели могут уличить студента в незнании — 16%; безразличен к студентам – 22%; авторитарен – 29%. По результатам диагностики очевидно, студенты считают, что преподаватель в вузе не всегда способен к сопереживанию и поддержке в трудную минуту. По результатам опроса, причины плохого общения между преподавателем и студентом могут быть следующие:

1. Различия в коммуникативных стилях: Исследования показывают, что у преподавателей и студентов могут быть различные предпочтения в коммуникативных стилях, что может привести к недопониманию и конфликтам в общении.

2. Недостаточное внимание к психологии обучения: Некоторые преподаватели могут не уделять должного внимания психологическим аспектам обучения, таким как мотивация, восприятие и понимание информации, что может привести к проблемам в общении.

3. Недостаточная обратная связь.

4. Эмоциональное напряжение: Негативные эмоции, такие как стресс, беспокойство или разочарование, могут влиять на качество общения между преподавателем и студентом, что может привести к недопониманию и конфликтам.

Решение этих проблем требует от преподавателя и студента гибкости, терпимости, открытости к диалогу и готовности к адаптации и поиску конструктивных решений.

Изучение научной литературы позволяет выявить факторы, влияющие на качество общения между преподавателем и студентом, и разработать принципы организации среды учения и жизнедеятельности:

  • сотрудничество – общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка;

  • жизнетворчество – включение студентов в решение реальных групповых проблем, обучение технологиям построения собственной жизни и профессиональной деятельности;

  • субъектность и диалогичность отношений преподавателя и студента;

  • совместная деятельность (командность, коллективность) студента и преподавателя в разных проявлениях (учебной, научно-методической, досуговой сфере). Чем в большее число разных видов совместной деятельности включен студент, тем полнее раскрывается и реализуется его личность.

В настоящее время преподаватели ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани выступают в роли носителей и продолжателей традиций культуры высшей школы, своеобразным примером для подражания, на который во многом равняются студенты, создавая условия по освоению студентами социального пространства – общекультурного, профессионального, социальных норм. В университете созданы условия, способствующие позитивному взаимодействию студентов и преподавателей:

- университет предоставляет студентам возможности для профессионального развития, включая участие в конференциях, семинарах, обучающих программах и других мероприятиях, способствующих расширению их профессиональных компетенций; 

- созданы программы наставничества, где опытные преподаватели могут делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, передают ценные традиции и практики;

- создается поддерживающая среда для инноваций и креативности в учебном процессе, чтобы преподаватели и студены могли создавать уникальные и интересные образовательные программы, становясь тем самым образцом для подражания.

- университет поощряет развитие лидерских качеств у преподавателей и студентов, чтобы они могли стать этичными, вдохновляющими лидерами и олицетворением ценностей университетской общности.

Эти меры могут способствовать тому, чтобы преподаватели выступали в роли носителей и продолжателей традиций культуры высшей школы и были яркими образцами для подражания для студентов и молодых преподавателей.

Заключение 

Характерной особенностью педагогического взаимодействия является: обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог выступает инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Важно осознавать, что оптимальное общение, которое включает элементы партнерства и сотрудничества, может повысить эффективность образовательного процесса (мотивацию, интерес, успеваемость студентов). Следовательно, существует необходимость в осознании преподавателями коммуникативных навыков, которые необходимы для перехода на новый формат отношений со студентами, построенных на принципах сотрудничества, обмена с духовными ценностями, доверия. 

Список литературы

What Is Kolb’s Model? Understanding the Experiential Learning Cycle // Maestro. URL: https://maestrolearning.com/blogs/kolbs-model/ (дата обращения: 16.04.2024).

Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. No. 84 (2). P. 191-215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191

Lkham I., Uyanga G. The educational theory of John Dewey and its influence on educational policy and practice in Моngolia // Science and World. 2018. No. 4-2 (56). P. 23-25. EDN QKZXMI

Михайлова В.Е., Парц О.С. Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 425–446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446 EDN: QIVKXW

Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

Попова В.И. Ценностно-смысловое взаимодействие в пространстве внеаудиторной деятельности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 344-347. EDN YAUMFV

References

What Is Kolb’s Model? Understanding the Experiential Learning Cycle. Maestro. https://maestrolearning.com/blogs/kolbs-model/

Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review. 1977;(84):191-215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191

Lkham I, Uyanga G. The educational theory of John Dewey and its influence on educational policy and practice in Моngolia. Science and World. 2018;(4-2):23-25. EDN QKZXMI

Mikhailova VE., Parts OS. Interpersonal Online and Offline Communication as a Factor in Increasing Educational Motivation. Integration of Education. 2023;27(3):425–446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446 EDN: QIVKXW

Bodalev AA. Lichnost' i obshchenie: izbrannye psikhologicheskie Trudy = Personality and communication: selected psychological works. 2nd ed. Moscow: Mezhdunarodnaia pedagogicheskaia akademiia Publ.; 1995. 328 p. (In Russ.).

Popova VI. Tsennostno-smyslovoe vzaimodeistvie v prostranstve vneauditornoi deiatel'nosti studenta = Value-sense interaction in the space of student's extracurricular activities. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(60-4):344-347. (In Russ.). EDN: YAUMFV

Для цитирования

Исмаилова Д.О. Проблемы взаимодействия преподавателя и студента в учреждении профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 93-98. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_93 EDN: QZTNTL

For citation

Ismailova DO. Problems of teacher-student interaction in a vocational education institution. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):93-98. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_93 EDN: QZTNTL

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2024_5_3_93

EDN

QZTNTL