Введение
Воспитательная система техникума – открытая система, зависящая в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик, что предполагает знание среды, ее возможностей и превращения ее в воспитательное пространство. Воспитательное пространство колледжа формируется с учетом влияния семейной среды студента, особенностей студенческого и преподавательского коллектива, неформальных социально-досуговых объединений, социально-культурной среды города. Составными частями воспитательного пространства колледжа являются: система дополнительного образования, спортивно-оздоровительные структуры, эстетико-художественный центр [1].
Музей Истории колледжа, являясь частью воспитательного пространства, проводит свою работу в сотрудничестве городским советом ветеранов, с общественными организациями, средствами массовой информации; организована поисковая работа группы «Поиск», оформлен Зал воинской славы. Нередко успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько педагоги владеют умениями развивать и поддерживать атмосферу творчества и групповой ответственности [2].
В настоящее время музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение, возрастает роль музеев в сохранении культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. В Европе и США начиная с 1970-х годов, в России с 1990-х, приходит понимание важности музея для общества в целом и даже того, чем он может быть «полезен» для экономики и социального развития городов и регионов. Это значит, что музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Ключевые понятия культурно-образовательной деятельности музея – коммуникация, сотрудничество, партнерство [3].
Это послужило отправной точкой для осознания факта социально-культурной детерминированности музея, поисков новых технологий и методов музейного дела, новых форм экспонирования и способов работы разными аудиториями, а также необходимости привлечения к музею колледжа все более пристального общественного внимания.
Материалы и методы
Для решения цели вы изучены материалы по проблеме, использованы следующие методы: анализ, синтез, моделирование.
Обзор литературы
Развитию музейной теории, видов музейной деятельности сопутствуют исследования, рассматривающие музей как область социально-культурной деятельности:
- музей как научно-исследовательское учреждение и образовательное учреждение (Й. Бенеш, И. Неуступный);
- музей как специфическое отношение человека к действительности, осуществляемое посредством наделения объектов реального мира качеством «музейности». ( А. Грегорова);
- музей как «культурная форма» (Т.П. Калугина), как механизм культурного наследования (М.С. Каган, З.А. Бонами, В.Ю. Дукельский), как рекреационное учреждение (Д.А. Равикович, К. Хадсон, Ю. Ромедер).
Во второй половине XX века заявляет о себе новая коммуникативная модель музейной деятельности. Первым предпринял попытку выявления специфических черт музея как коммуникационной системы Д.Ф. Камерон в конце 1960-х гг. Новый подход позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории, а акцент был сделан на визуальном и пространственном характере музейной коммуникации [4]. Развивая теорию Камерона, английский музеолог А. Хупер-Гринхил рассматривает музейную экспозицию как знаковую систему. Она обращает внимание на постоянно происходящий процесс генерирования культурных значений. Такие значения не просто передаются от адресанта к адресату, но и конструируются посетителем на основе имеющихся у него знаний, опыта, конкретного контекста. Отличие ее модели от модели Д. Камерона состоит в том, что она носит интерактивный характер – на внутреннем плане посетители становятся активными создателями смыслов.
При моделировании деятельности музея были использованы теоретический анализ монографических исследований и теорий о функциях музея: документирования, сохранения наследия, научная работа, удовлетворение общественного интереса к памятникам природы и культуры, рекреационная, эстетическая функции, функции формирования мировоззрения и системы ценностей (М. Фуко, К. Шрайнер, И. Ян, В. Энненбах, Р. Ланг, Х. Векс, С. Пирс).
Результаты исследования и их обсуждение
Все представленные концепции объединены одной общей идеей живого музея, хранящего память о прошлом, осуществляющего передачу материального и духовного опыта предыдущих поколений и тем осуществляющего связь времен и включающего в свою деятельность людей, которые принимают непосредственное участие как в формировании музейной коллекции, так и в представлении ее. Музейно-коммуникационный подход в этой ситуации видится диссертантом как технология воплощения основных идей представленных концепций в реальность, как способ введения в структуру музея новых элементов.
Принципами реализации проектирования музея станут:
принцип соответствия организационной структуры музея структуре его функций;
принцип гибких структур: переход к выполнению части работ музея на базе временных творческих коллективов;
принцип открытости музея. Возможность привлекать к работе музея, в рамках реализации конкретных программ и проектов, специалистов, работающих в других учреждениях города, области.
Задачи по запуску механизмов реализации преобразования музей связаны:
с совершенствованием организационной структуры музея как основы для рационального использования финансовых, интеллектуальных ресурсов музейной деятельности. Связанная с этим необходимость оптимизации системы оплаты труда и стимулированием творческой активности персонала музея;
формированием и повышением спроса на результаты музейной деятельности и услуги музея, расширение контингента потенциальных посетителей, творческих и деловых партнеров музея;
оптимизацией форм сотрудничества и кооперации музея с его творческими и деловыми партнерами;
коррекцией нормативной базы музейной деятельности в соответствие требованиям обеспечения эффективности реализации социальных функций музея;
внедрением в культурно-образовательную деятельности информационных технологий.
В рамках рассмотренных нами различных подходов появилась возможность выяснить, что новые структуры управления музеем, привлечение внешних партнеров, новые виды культурно-образовательной деятельности и новые технологии обеспечат большую эффективность работы музея в различных формах социокультурной практики студентов. Так, были спроектированы основные компоненты деятельности музея, как показано на рис. 1.
Направления проектирования деятельности музея следующие: оптимизация основных блоков организационной структуры музея, организация общественной поддержки музея, модернизация системы информационного обеспечения музея, как показано на рис. 2.
Перечислим основные направления.
1. Оптимизация основных блоков организационной структуры музея.
- освоение дополнительных финансовых и материальных ресурсов развития. Эта тенденция ставит на повестку дня задачу создания в структуре музея службы специалиста по финансовому менеджменту;
- развитие технической базы (формирование и эксплуатация всего парка технических средств музейной работы - аудиовизуальных средств, вычислительной техники, электронных средств коммуникации);
- учреждение экспертных функций, связывающих заместителя директора по ВР и директора музея. В перспективе, по мере расширения проектной деятельности музея в этом блоке может быть создан небольшой отдел (условное название - отдел музейной коммуникации) в который войдут наиболее квалифицированные специалисты в области разработки и реализации музейных программ и проектов. Основное наполнение данного структурного блока, должен составить комплекс временных творческих коллективов, обеспечивающих реализацию конкретных направлений экспозиционной и иной деятельности музея;
- расширение штата музея, внедрение функций социолога и рекламного агента.
2. Организация общественной поддержки музея.
- внедрение технологии паблик рилейшенз. PR включают в себя решение различных проблем, обеспечивают деятельность музея в интересах общественности; используют открытое общение в качестве основных средств деятельности;
- организация взаимодействия со СМИ. Например, связь с прессой выстраивается по таким каналам, как: подготовка и распространение пресс-релизов о музее, о новых выставках, о планируемых музейных акциях; проведение пресс-конференций к значимым событиям города и области; приглашение представителей прессы на внутримузейные мероприятия;
- организация рекламных кампаний, направленных на формирование позитивного «имиджа» музея.
3. Модернизация системы информационного обеспечения музея.
Новейшей формой преодоления «замкнутости» музея становится формирующееся информационное пространство. На практике включение студента в электронное музейное сообщество часто происходит через интернет сайты музеев. При этом многие из них построены на принципах интерактивности и динамического обновления информации. Это создает возможности для диалога и коммуникации. Первое, что необходимо сделать:
- разработать базу данных по коллекциям;
- сделать открытый доступ в Интернет (возможность «живой» переписки с коллегами: электронная почта, представление музея);
- разработать план, который предполагает на базе информационных терминалов в экспозиции и специального сервера (сервера экскурсий) и объединяющей их локальной сети организовать информационное обслуживание посетителей, видеоэкскурсии;
- создание видеотеки, медиатеки, интерактивного кинотеатра. Например, в интерактивном кинотеатре, не выходя за стены музея, можно пройтись по улицам Омска, повстречаться с ветеранами колледжа или совершить виртуальное путешествие в пространство истории транспорта.
Результатом проектирования будут результаты развития воспитательного пространства музея с присущими ей параметрами.
К числу этих параметров относятся следующие:
1. Степень развитости воспитательного пространства музея, которая, определяется следующими факторами:
динамика количества членов коллектива, которых охватывает работа музея;
охват культурно-образовательной деятельностью музея различных сфер жизнедеятельности техникума;
наличие факторов и связей, придающих пространству музея целостность и влияющие на эффективность воспитания ( совместные мероприятия техникума и сообщества, участие музея в проектах России).
2. Образовательный потенциал пространства музея.
динамика информационного обеспечения пространства;
доступность пространства музея;
наличие разнообразных видов и форм культурно-образовательной деятельности;
положительная оценка деятельности музея представителями власти, бизнеса, родителями, студентами, педагогами.
3. Управляемость воспитательным пространством, которая предопределяется:
- наличием структуры управления музея (в т.ч. планирующая документация, программа развития музея);
- наличием механизмов управления;
- характером имеющихся ресурсов управления.
Заключение
Музеи образовательных организаций могут выполнять ряд перспективных функций: предоставлять учебные программы и экскурсии, обогащая учебный процесс и помогая студентам учиться через визуальный опыт, служить площадкой для исследований и обмена знаниями в различных областях, способствовать сохранению и продвижению культурного наследия, а также развивать уважение к истории и культуре. В целом, музеи стимулируют творческую активность студентов, вдохновляя их на создание искусства и развивая их творческие способности. Эти функции делают музеи важным элементом образовательных организаций, способствуя развитию студентов и обогащая их образовательный опыт.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
Полонский А.В., Глушкова В.Г. Запросы общества в образовании: профессионально-педагогическая культура преподавателя современного российского вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2019. Т. 38. № 4. С. 629-638. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-4-629-638 EDN: RXSGCO
Новосельская В.В. Музей как культурно-образовательный ресурс в условиях цифровизации современного общества // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 1-1. С. 83-92. https://doi.org/10.34670/AR.2020.68.66.011 EDN: LWJBZG
Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
Фанина М.А., Раева Ю.С., Горлушкина Н.Н. Проектирование мобильного приложения для управления популяризацией музеев-заповедников // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 4. С. 66–77. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-4-66-77 EDN: FEPPWQ
Никуличева А.А., Вахитова Р.Р. Влияние цифровизации на развитие музейной коммуникации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 5. С. 297-302. https://doi.org/10.54158/271328382022_3_5_297 EDN: XKOIVP
Gromkova MT. Psikhologiia i pedagogika professional'noi deiatel'nosti = Psychology and pedagogy of professional activity. Moscow: YuNITI-DANA Publ.; 2003. 415 p. (In Russ.).
Polonskiy AV., Glushkova VG. Society requests in education: teacher’s professional pedagogical culture of the modern russian institution of higher education. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 2019;38(4):629-638 (In Russ.). https://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-4-629-638 EDN: RXSGCO
Novosel'skaya VV. Museums as a cultural and educational resource in the context of the digitalization of modern society. Culture and Civilization. 2021;11(1):83-92. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2020.68.66.011 EDN: LWJBZG
Yureneva TYu. Muzeevedenie = Museum studies. 2th ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ.; 2004. 560 p. (In Russ.).
Fanina MA., Raeva YuS., Gorlushkina NN. Design of Mobile Application for Museum-Reserves Popularization Management. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2022;(4):66–77. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-4-66-77 EDN: FEPPWQ
Nikulicheva AA, Vakhitova RR. The impact of digitalization on the development of museum communication. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(5):297-302. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_5_297 EDN: XKOIVP
Kuznetsova E.E. Designing educational space by means of cultural and educational activities of the museum. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):78-83. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_78 EDN: OSRDAH