Введение
Российская Федерация – многонациональное государство, основной закон которого, согласно Конституции РФ, провозглашает равноправие и самоопределение народов, живущих в нем как необходимое условие государственной целостности. Сегодня численность жителей России оценивается в 145 миллионов человек. Около 80% из них составляют русские, остальные 20% являются представителями 180 народов, которые говорят на разных языках, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В такой обстановке происходит активное взаимопроникновение культур, выстраивание сложных специфических взаимоотношений, которые имеют как позитивные, так и негативные последствия.
Формирование этнической толерантности должно начинаться в семье и продолжаться в образовательных учреждениях, где обучающиеся становятся членами многонационального коллектива. В Омском кадетском военном корпусе сегодня обучаются буряты, калмыки, кыргызы, казахи, татары, немцы, евреи и представители других малочисленных народов. Особенности возрастного этапа развития личности кадетов связаны с интенсивной социализацией, формированием системы ценностей, освоением моделей поведения в социуме. В связи с возрастными особенностями кадетов, в условиях обучения в закрытом образовательном учреждении, гендерной однородности состава класса, а также продолжительным пространственно-временным взаимодействием в указанной среде актуальными становятся проблемы гармонизации межличностных взаимоотношений, формирования этнической толерантности.
Материалы и методы
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования. Теоретические методы: анализ литературы, теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Обзор литературы
В научной литературе нет единого подхода к понятию «толерантность». Ряд исследователей, по умолчанию, используют терпимость и толерантность как тождественные понятия, но это не одно и тоже [1]. Быть толерантным не означает терпеть противоречащие собственным взглядам идеи и поступки, быть равнодушным к любым действиям. Считаю, что достаточно полное определение дано в Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., в статье 1, п. 1.2. определено: «Толерантность означает уважение, признание и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ позиций разных авторов показывает, что толерантность характеризуют такие основные компоненты, как: понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение. Наиболее важной характеристикой межэтнических отношений является этническая толерантность – «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [3]. Этническая толерантность, по мнению Н.М. Лебедевой, – это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [4, с. 67].
Этническая толерантность проявляется в поступках, но формируется под воздействие ряда этнокультурных факторов: мегафакторов (этносоциальные), мезофакторы (этнокультурные), в. т.ч. этнос, этническая культура, этническая среда референтная группа с моделями социально одобряемого поведения, микрофакторы (этнопсихологические). Выделенные факторы воздействуют на этнокультурную социализацию в своей совокупности, при этом макрофакторы (этносоциальные) выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы (этнопсихологические) – внутренних регуляторов [5, с. 166].
Все авторы сходятся во мнении, что этническую толерантность можно рассматривать как уважительное, дружелюбное и поддерживающее отношение к людям, принадлежащим к различным этническим группам. Она подразумевает уважение и понимание культурных, языковых, религиозных и традиционных особенностей других этнических групп. Этническая толерантность также включает в себя способность мирно сосуществовать и взаимодействовать с людьми независимо от их этнической принадлежности. Этническая толерантность включает в себя несколько ключевых блоков, которые формируют ее структуру:
Уважение культурных различий: включает в себя признание и уважение культурных, языковых, религиозных, традиционных и иных особенностей различных этнических групп, понимание и осознание ценности многообразия внутри общества.
Взаимопонимание и диалог.
Уважение прав и свобод: компонент включает в себя уважение прав и свобод всех этнических групп, включая право на свободу вероисповедания, выражения мнения, участие в общественной жизни.
Ненасилие и мирное сосуществование: компонент, который предполагает отказ от насилия и способствует разрешению конфликтов мирным путем. Компонент подчеркивает важность солидарности и сотрудничества между различными этническими группами.
Эмпатия и понимание.
В Омском кадетском военном корпусе воспитание этнической толерантности осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Педагоги корпуса используют игровые и тренинговые формы работы, проводят тематические классные часы, этнографические, географические, исторические, обществоведческие и искусствоведческие занятия, праздники.
Нововведением в образовательном процессе стал педагогический эдутон «Памяти моей исток», в рамках которого педагоги разрабатывали для кадетов электронные материалы, освящающие вопросы быта и традиций малочисленных народов.
Большой воспитательный потенциал в вопросе формирования этнической толерантности содержит проектная деятельность, в рамках которой кадетами и преподавателями по истории и обществознанию был проведен эксперимент. Воспитанникам предлагалось определить уровень толерантности кадетов 7-8 классов и 10 классов, используя современные методики. Далее, на основе анализа данных – разработать сценарий и провести мероприятие, способствующее формированию этнической толерантности. Предварительно, автор данного исследования на основе работ Н.А. Асташовой выделила компоненты этнической толерантности: «когнитивный – знания человека, его представления о толерантности и ее роли в жизни; эмоциональный – ценностное отношение к окружающим, мнению другого, этническим вопросам, собственным чувствам; деятельностный – готовность к тому или иному типу социального поведения» [6].
На констатирующем этапе эксперимента (сбор первичной информации об уровне сформированности этнической толерантности кадетов) был выбран инструментарий для диагностики:
Анкета для диагностирования знаний и представлений подростков об этнической толерантности. Получение данной информации свидетельствовало о содержании когнитивного компонента этнической толерантности.
«Методика изучения толерантности» Доминика Де Сент Марса. Она представлена тремя сериями, которые отражают отношение кадета к другим национальностям, что является критерием эмоционального компонента этнической толерантности.
Методика «Сломанный карандаш» включала задание, при выполнении которого респондент демонстрировал свой путь действий, свое поведение в конкретной ситуации, что соответствовало поведенческому компоненту этнической толерантности.
В анкетировании принимали участие 149 кадетов 7-8 классов и 55 кадетов 10 классов.
Результаты анкетирования в 7 и 8 классах показали, что большинство кадетов не знают информации о народах, проживающих на территории РФ; присутствуют ли среди них кадеты других национальностей. Это свидетельствует о слабо развитом когнитивном компоненте. В 7 и 8 классах имеются кадеты с низким уровнем сформированности поведенческого и эмоционального компонентов этнической толерантности, что может послужить почвой для возникновения конфликтов на национальной основе.
В 10 классах большинство кадетов знают о народах, проживающих на территории РФ; представители каких национальностей присутствуют в их классе и знакомы с некоторыми традициями малочисленных народов, что говорит о достаточно высоком уровне осведомленности и развитии когнитивного компонента. Высокие показатели когнитивного компонента связаны с тем, что кадеты уже получили основное общее образование, имеют накопленный багаж знаний за период обучения по всем предметам.
В 10 классах кадеты имеют высокие и средние показатели уровня сформированности поведенческого и эмоционального компонентов, что объясняется психологическими особенностями данного возрастного периода: в отличие от младшего подросткового возраста, кадеты менее импульсивны, способны сдерживать и контролировать себя в действиях, эмоциях, сосредоточены на принятии взвешенных решений. В экспериментальной группе сохранялся небольшой процент кадетов с низким уровнем этнической толерантности.
Для полного исключения или уменьшения низких показателей уровня сформированности этнической толерантности, расширения знаний о малочисленных народах, населяющих нашу Родину, кадетами и преподавателями было разработано внеурочное мероприятие «Многонациональный народ РФ». Формой мероприятия стала игра, что объясняется возрастными особенностями и удовлетворяет потребности в товариществе, активности, азарте младших подростков, а также обеспечивает командную работу, соревнование, интеллектуальную закалку, удовлетворение потребностей в личностной реализации старшеклассников.
Цель игры: формирование представлений кадетов о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации обучающихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Ход игры «Многонациональный народ РФ» был представлен четырьмя блоками:
обществоведческим;
географическим;
историческим;
этнологическим.
В каждом блоке кадетам предлагалось выполнить творческие задания. Элементы содержания сценарного плана были в разной степени направлены на развитие каждого из компонентов этнической толерантности.
Преимущественное внимание было уделено когнитивному компоненту. Когнитивный компонент формировался через актуализацию знаний и усвоение понятий «этнос», «род», «племя», нация», народность»; картографическую работу с указанием субъектов РФ, в которых проживают малочисленные народы; исторические вспоминания о героях-панфиловцах, защитниках Дома Павлова, подвиге Николая Францевича Гастелло и т.д.
Сопровождение игры стихами, патриотическими видеосюжетами, живое общение с представителями различных народностей – кадетами ОКВК, напутственное послание, игра на варгане и свадебная песня телеутов вызвали огромный интерес к мероприятию и эмоциональный подъем. В рамках игры кадеты проявляли доброжелательность по отношению к друг другу. Несмотря на многонациональный состав команд, задания выполнялись оперативно, в сотрудничестве.
На заключительном этапе экспериментальной работы было проведено повторное исследование, цель которого – проверка эффективности игры «Многонациональный народ РФ». Использовался комплекс методик, что и в констатирующем эксперименте.
В 7, 8 классах количество подростков с низким уровнем сформированности когнитивного компонента сократилось на 32 человека. Это говорит о том, что в результате проведения игры в большинстве своем кадеты усвоили материал об этносах, которые проживают в нашей стране, об особенностях их культуры.
Количество подростков, у которых уровень сформированности эмоционального компонента низкий, уменьшилось. Несмотря на это, у четырех человек данный показатель по-прежнему стабилен. Это можно объяснить тем, что формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающим, мнению другого сложный процесс, требуемый большого количества времени.
Количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровни сформированности когнитивного компонента этнической толерантности значительно увеличилось.
Количество подростков, у которых уровень сформированности когнитивного компонента этнической толерантности низкий – сведен к нулю. Показатели сформированности эмоционального компонента в целом остаются стабильными. Это говорит о готовности подростков к дружественным и приятельским отношениям с представителями других национальностей среди старшеклассников. Увеличилось число кадетов с высокими показателями сформированности поведенческого компонента этнической толерантности.
Заключение
На основании полученных данных по сравнительному анализу опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что, несмотря на краткосрочность, реализуемые целевые активные виды деятельности имеют высокую эффективность в воспитании этнической толерантности у подростков. Такие игры и виды деятельности не просто нейтрализуют негативные этнические стереотипы и установки, но и формируют устойчивую этническую толерантность в личностном общении со сверстниками. Для дальнейшей работы по данному вопросу необходимо планировать комплекс мероприятий, направленных на формирование этнического самосознания и этнической идентичности умений гармоничного взаимодействия с представителями различных национальностей.
Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 4. № 2. С. 300-310. EDN: PDPRIL
Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс] // Московская Школа Конфликтологии. URL: https://conflictmanagement.ru/deklaratsiya-printsipov-tolerantnosti/ (дата обращения: 10.04.2024).
Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. М.: МАКС Пресс, 2011. 191 с.
Шаманова Т.А., Тюкавкина Н.В. Компоненты и факторы этнокультурной социализации младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 8. С. 164-167. EDN: RTWJOX
Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 19-22. EDN: RTEEAP
Chebykina ОА. System analysis of the approaches to the notion of “tolerance”. Psychological-Educational Studies. 2012;4(2):300-310. (In Russ.). EDN: PDPRIL
Declaration of Principles of Tolerance. Moskovskaia Shkola Konfliktologii. (In Russ.). https://conflictmanagement.ru/deklaratsiya-printsipov-tolerantnosti/ [Accessed: 12th April 2024]
Khotinets VYu. Etnicheskaia identichnost' i tolerantnost' = Ethnic Identity and Tolerance. Yekaterinburg: Ural University Publ.; 2002. 124 p. (In Russ.).
Lebedeva NM. Etnicheskaia i kross-kul'turnaia psikhologiia = Ethnic and cross-cultural psychology. Moscow: MAKS Press Publ.; 2011. 191 p. (In Russ.).
Shamanova TA. Tyukavkina NV. Сomponents and factors of ethnocultural socialization of younger school students. International Journal of Experimental Education. 2013;(8):164-167. (In Russ.). EDN: RTWJOX
Astashova NA. Tolerantnost' kak uslovie samorealizatsii lichnosti = Tolerance as a condition for personal self-realization. The Bryansk State University Herald. (1):19-22. (In Russ.). EDN: RTEEAP
Белявская Д.П. Проектная деятельность как средство формирования этнической толерантности воспитанников Омского кадетского военного корпуса // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 65-70. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_65 EDN: XIXPWF
Beliavskaia DP. Project activity as a means of formation of ethnic tolerance of pupils of the Omsk Military Cadet Corps. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):65-70. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_65 EDN: XIXPWF