Введение
Современное высшее образование ориентировано на формирование самоактуализированной личности, способной к непрерывному развитию в условиях многозадачности. Особую категорию в этом контексте составляют студенты, совмещающие образовательную деятельность с профессиональным спортом. Их опыт балансирования между академической нагрузкой и спортивными достижениями создаёт уникальную среду для изучения механизмов самореализации, где физическая активность выступает не только как фактор здоровья, но и как катализатор личностного роста [1]. Однако потенциал спортивной деятельности в контексте самоактуализации остается недостаточно изученным, несмотря на её значимое влияние на формирование волевых качеств, целеполагания и рефлексии (Маслоу, Gould [2]). Все ученые сходятся во мнении, что необходим междисциплинарный подход, интегрирующий психологию, педагогику и спортивную науку [3]. Интегративный подход к оценке самоактуализации предполагает, что гармоничное сочетание всех активностей позволяет студенту не только накапливать компетенции, но и осознавать свои ценности, сильные стороны и зоны роста [4]. Решение проблемы видится в исследовании специфики взаимосвязи самоактуализации личности с концептами «стратегии принятия решений» и «жизненные задачи – среда». Самоактуализационный потенциал студента предлагается анализировать через призму множества активностей, формирующих его опыт: учебно-профессиональной, научной, спортивной, проектной, волонтерской, культурно-досуговой.
Методы и материалы
Применялись: самоактуализационный тест (Э. Шостром), САМОАЛ (А.В. Лазукин, в адаптации Н.Ф. Калиной), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев). «Мотивация успеха и боязни неудач» (опросник А.А. Реана), методика «Определение направленности личности» (Б. Басс). В качестве метода математической статистики был выбран t-критерий Стьюдента.
Результаты исследования
В данном исследовании приняли участие 40 студентов МГГЭУ: студенты, занимающиеся спортом, и студенты, которые не занимаются систематически спортивной деятельностью.
Студенты были разделёны на две группы:
- выборка 1 (студенты-спортсмены);
- выборка 2 (студенты, не занимающиеся спортом систематически).
Статистический анализ выявил достоверные различия между группами по шкалам ценностей, понимания природы человека, автономности и аутосимпатии. Для студентов-спортсменов характерны более выраженная забота о здоровье и эмоциональное удовлетворение.
Корреляционный анализ (коэффициент Спирмена) показал следующие связи:
Уровень мотивации и направленность на себя: слабая прямая связь (ρ=0,096);
Направленность на общество: слабая обратная связь (ρ=-0,032);
Направленность на дело: слабая прямая связь (ρ=0,035);
Гуманистическая направленность: слабая прямая связь (ρ=0,494);
- Эгоцентрическая направленность: умеренная прямая связь (ρ=0,50);
- Социоцентрическая направленность: слабая прямая связь (ρ=0,243);
- Негативистская направленность: слабая прямая связь (ρ=0,105).
Согласно шкале Чеддока, все связи, кроме эгоцентрической направленности (умеренная сила), имеют слабую тесноту.
Данные результаты позволяют сделать следующие выводы:
у студентов-спортсменов выявлена умеренная корреляция между мотивацией и эгоцентрической направленностью (ρ=0,50), что указывает на их ориентацию на личные достижения и самосовершенствование. Это требует от педагогов и тренеров акцента на персонализированных целях (например, через SMART-методику) и подчеркивания личного прогресса, а не только командных результатов;
слабая корреляция мотивации с социоцентрической и гуманистической направленностью у спортсменов свидетельствует о недостаточной вовлеченности в социально значимые проекты. Педагогам стоит активнее внедрять групповые задания и волонтерские инициативы, чтобы развивать эмпатию, ответственность за общее дело и баланс между личными и коллективными целями.
выявленные различия по шкалам автономности и спонтанности (выше у спортсменов) подчеркивают, что систематические занятия спортом формируют навыки саморегуляции;
умеренная корреляция мотивации с эгоцентризмом у спортсменов (ρ=0,50) требует аккуратного баланса между развитием амбициозности и предотвращением эгоизма. Педагогам стоит использовать рефлексивные практики (например, ведение дневников достижений с анализом вклада команды) и этические дискуссии для формирования осознанной ответственности.
Студенты, активно вовлеченные в спортивную деятельность, демонстрируют не только глубокие знания в области физиологии и здорового образа жизни, но и повышенную самостоятельность. Их самостоятельность, сформированная через спортивную дисциплину и необходимость саморегуляции, позволяет им эффективно преодолевать барьеры в обучении [5]. Исходя из сделанных выводов, можно дать следующие рекомендации тренерам, педагогам и психологам, работающим со студентами-спортсменами:
Для студентов-спортсменов, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50. В данном случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.
Спортсменам, достигающим больших успехов, необходимо давать более задания соревновательного характера. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки.
Иной подход необходим тем студентам-спортсменам, которые не достигают больших успехов. Тренеру необходимо учитывать, что они избегают промежуточного риска и соревновательных заданий, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован. В этом случае рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат, приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и оптимальному результату. Тренер может выбирать задания средней трудности или максимально приближенные к состязательным.
Необходимо учитывать и то, что все спортсмены индивидуальны и достижение нужного уровня мотивации у спортсменов одна из труднейших задач. Поэтому ключевым вызовом остаётся индивидуализация подходов к мотивации, так как каждый спортсмен обладает уникальным набором качеств: одни руководствуются амбициями и конкуренцией, другие – стремлением к самореализации или командному успеху. В этом контексте роль тренера трансформируется в многозадачную: он должен быть не только наставником в спорте, но и ментором, способным распознать личностные особенности спортсмена и адаптировать методы воздействия. Для повышения мотивации эффективны такие стратегии, как постановка индивидуальных целей (SMART-методика), интеграция психологических тренингов для развития устойчивости к неудачам, а также создание поддерживающей среды внутри команды, где успех каждого воспринимается как общая победа. Важно отметить, что баланс между спортом и учебой требует гибкости со стороны образовательных учреждений. Введение индивидуальных учебных графиков, проектных форматов обучения и сотрудничество вузов со спортивными организациями могут стать решающими факторами в поддержке спортсменов.
Заключение
Проблема исследования особенностей самоактуализирующейся личности, мотивационной сферы и направленности личности вызывает интерес как со стороны ученых, так и со стороны практиков. На наш взгляд, личностную и мотивационную сферы личности студентов, занимающихся спортом необходимо рассматривать с точки зрения определенных результатов. Результаты подтверждают, что спортивная деятельность, несмотря на её недооценённость в образовательном контексте, выступает катализатором развития волевых качеств, рефлексии и целеполагания. Кроме этого, регулярные занятия спортивной деятельностью положительно влияют на различные аспекты жизнедеятельности субъектов образовательных отношений, что в свою очередь детерминирует необходимость организации целенаправленной работы по мотивации студентов к занятиям любыми видами двигательной активности. В данной работе авторы провели эмпирический анализ исследуемой проблемы, определили показатели самоактуализации, ведущую направленность и рассчитали корреляционные коэффициенты между направленностью и мотивацией к успеху.
Анкудинов А.Д., Котова Е.В. Особенности мотивации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья // Современное состояние и перспективы развития субъекта деятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 17 мая 2019 г. М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2019. С. 19-22. EDN: CCDSRT
Gould S.J. The structure of evolutionary theory. L.: Harvard university press, 2002. https://doi.org/10.4159/9780674417922
Бондаренко Е.В., Хоронько Л.Я. Научный потенциал студента ведущая тенденция в современном медицинском образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. EDN: CWJNLT
Дементьева Е.Н., Плотникова Е.С. Особенности самоактуализации спортсменов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 (61). С. 491-496. EDN: WCDYUN
Успенская О.А. Ценностные ориентации и самореализация студентов факультета «Управление персоналом» Сибирского государственного университета путей сообщения // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. EDN: SVNIQU
Ankudinov AD, Kotova EV. Osobennosti motivatsii sportsmenov s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia = Features of motivation of athletes with disabilities. In: Sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia sub"ekta deiatel'nosti: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. кonf. = Modern state and prospects of development of the subject of activity: Мaterials of the International scientific and practical conference, Moscow, 17 May 2019, Moscow: Moscow State University of Humanities and Economics Publ.; 2019. p. 19-22. (In Russ.). EDN: CCDSRT
Gould SJ. The structure of evolutionary theory. London: Harvard university press; 2002. https://doi.org/10.4159/9780674417922
Bondarenko EV, Khoronko LY. Students scientific potential is a leading trend in modern medical education. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023;11(4). EDN: CWJNLT
Dementieva EN, Plotnikova ES. Features of self-actualisation of athletes. Sovremennye nauсnye issledovaniа i innovacii. 2016;(5):491-496. EDN: WCDYUN
Uspenskaya OA. Value orientations and self-realisation of the students of the faculty of “Personnel Management” of the Siberian State University of Railway Communication. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022;10(6). EDN: SVNIQU
Котова Е.В. Психолого-педагогические детерминанты самореализации студентов в условиях образовательной и спортивной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 3. С. 135-139. https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_135 EDN: WDYUES
Kotova EV. Psychological and pedagogical determinants of students self-realization in the conditions of educational and sports activities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(3):135-139. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_135 EDN: WDYUES