Разработка игровых и мультимедийных технологий для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к английскому языку

Авторы
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
102-108
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Настоящая статья посвящена анализу использования игровых и информационных средств, используемых при изучении иностранных языков дошкольниками. Гипотеза исследования заключалась в следующем: формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к английскому языку в будет эффективным, если осуществляются следующие педагогические условия: определены критерии и уровни сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к английскому языку; обоснованы информационные и игровые средства, обеспечивающие эффективность формирования познавательного интереса; разработана и внедрена программа для детей дошкольного возраста. Авторы характеризуют более подробно перечень используемых х игровых и мультимедийных средств, которые привязаны к тематическим блокам программы. Разработанная программа «Happy Holidays» была внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Лидеры» с дошкольным отделением. Выбор технологий по программе обусловлен возрастными особенностями дошкольников. Результаты внедрения показали рост показателей по когнитивному, деятельностно-практическому и эмоциональному критериям. В статье выделяются перспективные пути продолжения исследования: управление внедрением активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности дошкольников.
Полный текст HTML

Введение

Сложившаяся на сегодняшний день актуальная ситуация развития дошкольного образования ориентирована на стратегию и подготовку педагогов к реализации новой Федеральной образовательной программы, в которой определены основные цели и задачи развития и воспитания дошкольников, среди которых подчеркивается значимость расширения самостоятельности и творческой активности детей в познавательно-исследовательской деятельности, а также формирования познавательных интересов, одним из которых является раннее обучение детей иностранному языку.

Литературный обзор

В психолого-педагогических исследованиях описано немало подходов, направленных на решение задач познавательного развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Т.И. Ерофеева, Т.И. Гризик, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Важной составляющей познавательного развития, по мнению ученых, является познавательный интерес.

Вопросы развития познавательного интереса у детей были предметом различных исследований. Данная категория получила многостороннее обоснование в научных трудах Ю.Ю. Березиной, Е.А. Меньшиковой, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, А.В. Соболевой. Особенности раннего обучения детей английскому языку рассмотрены в исследованиях А.Н. Азовкиной, И.Л. Бим, Г.В. Роговой, Н.М. Родиной, В.В. Пономаревой.

В исследованиях И.Н. Верещагиной, И.В. Вронской, М.И. Дубровина, Т.Б. Желтышевой, Т.А. Притыкиной, О.В. Собенникова, Д.А. Хасина рассматривались различные вопросы влияния иностранного языка на личностное и познавательное развитие детей.

Однако, несмотря на степень разработанности многих аспектов в исследуемой области, существует противоречие между необходимостью поиска и обоснования эффективных подходов и технологий к развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, возможностями английского языка в решении данной проблемы и недостаточной степенью ее разработанности в теории и практике дошкольного образования.

Материалы и методы

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретического уровня: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирического уровня: педагогический эксперимент, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Для разрешения данного противоречия было проведено исследование, целью которого явилась разработка, апробация и доказательство результативности использования игровых и мультимедийных технологий в развитии познавательного интереса к изучению английского языка у детей старшего дошкольного возраста. Исследование включало следующие этапы:

1 Этап. Подготовительный.

На подготовительном этапе:

  • во-первых, была подготовлена характеристика состояния развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к изучению английского языка;
  • разработан комплекс критериев и показателей, по которым проводился анализ уровня сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к английскому языку. К ним относятся:
  • эмоционально-волевой критерий, показателями которого являются проявление положительных эмоций в процессе деятельности; сосредоточенность и устойчивость внимания; активность и самостоятельность;
  • действенно-практический критерий с такими показателями, как стремление найти способ решения познавательной задачи; проявление инициативности; настойчивость в достижении результата;
  • когнитивный критерий, показатели которого: установление причинно-следственных связей; наличие познавательных вопросов; обобщение и систематизация знаний [1].

Далее проводился анализ уже существующих образовательных программ по английскому языку, которые, на взгляд автора, наиболее популярны и интерактивны: Donald R. Hovard «Preschool with Ace and Christi»; «Speaking English with Ace and Christi»; И. Бурова, А. Буров «Программа развития и обучения дошкольников. Английский язык в песенках». Данное исследование помогло заключить, что в каждой программе присутствует элемент игровой технологии, будь то песни, стихотворения, физические игровые упражнения.

Однако, несмотря на то, что выбранные программы обладают большим иллюстративным материалом, имеют большую содержательную основу, они не способствуют в полной мере формированию познавательного интереса детей. Каждая из программ ограничивается определенным набором видов деятельности, которые не терпят каких-либо изменений в течение времени (песни, разговорный материал, рассказы), что не соответствует критерию новизны. В них отсутствуют задания, содержащие проблемный характер, повышающие самостоятельности и любознательность дошкольников, что необходимо для развития именно познавательного интереса [2]. Поэтому вопрос об использовании технологий развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается открытым.

Для того, чтобы установить уровень познавательного развития старших дошкольников к английскому языку, были проведены первоначальная беседа с 20 детьми старшей дошкольной группы и наблюдение. Беседа включала в себя 12 вопросов, разделенных на три ключевых блока и сформированных на основе критериев и показателей развития познавательного интереса детей.

Исследование развития познавательного интереса к английскому у дошкольников показывает, что 50% детей старшей группы имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса к английскому языку, а 32% составляет средний уровень, 18% – низкий уровень.

Далее проводилось анкетирование педагогов, которое включало в себя 3 блока, направленных на определение отношения педагогов к значимости проблемы развития познавательного интереса детей. Оценка результатов полученных данных 30 респондентов показала:

  • большая часть ответивших (>93%) считает познавательный интерес одним из важнейших факторов формирования личности, а также проводит работу по его развитию;
  • исходя из согласия педагогов с утверждениями, что изучение английского языка способствует познавательному развитию детей-дошкольников (<76%), а их приобщение к изучению языка и культурным ценностям англоязычных стран способствует росту познавательного интереса (>53%), педагоги организуют занятия в условиях повышения познавательного интереса дошкольников;
  • более чем 46% педагогов проводят образовательные работы по развитию познавательного интереса детей систематически или в форме отдельных мероприятий (>36%).
  • большинство педагогов (>56%) оценивают уровень познавательного интереса детей в своих группах как средний, а не высокий;
  • результаты показывают ряд трудностей среди педагогов в том, чтобы эффективно развивать познавательный интерес, по причинам: отсутствия специальной подготовки к работе по данному направлению с детьми и родителями и недостаточное количество учебно-методических материалов, обеспечивающих проведение этой работы в ДОО (>32%).

Полученные данные привели к выводу о необходимости разработки образовательной программы по английскому языку, которая отвечает критериям развития познавательного интереса детей.

2 Этап. Разработка и апробация программы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к английскому языку.

Разработанная программа «Happy Holidays» была внедрена в учебно-воспитательный процесс Общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Лидеры» с дошкольным отделением г. Москва.

Разработанная программа «Happy Holidays» состоит из пяти тематических блоков, посвящённых традиционным праздникам англоговорящих стран. Выбор технологий обусловлен знанием, что развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста происходит в ходе игры. Исходя из этого, основными технологиями в программе обучения следует считать игровые технологии. Игра вызывает в детях любопытство и эмоциональность, она способствует более эффективному обучению детей дошкольного возраста, когда развитие проходит в увлекательной и насыщенной форме. В ход игры также включены и мультимедийные технологии: мультфильмы, презентации, интерактивные электронные игры, которые позволяют обогатить и разнообразить игровой процесс обучения, повышая уровень познавательного интереса дошкольников.

Таблица 1

Перечень используемых игровых и мультимедийных средств

Table 1

List of game and multimedia tools used

Тематический блок/Thematic block

 

Игровые технологии /Gaming technologies

Мультимедийные технологии

/Multimedia technologies

 

1. Thanksgiving Day

- Игра с использованием flash cards.

- Игра «Quick find».

- Игровое упражнение (физ. минутка).

- Приветственный и прощальный музыкальные видеоряды «Thanksgiving Day» и «Baby Shark's Thanksgiving Day».

https://youtu.be/kYsET6kKP6Y

https://www.youtube.com/watch?v=-fguQwjsI2s

- Интерактивная электронная игра «Memory».

- Электронная платформа Class Dojo.

https://classdojo.com/

 

2. Christmas

- Игра с использованием flash cards.

- Игра «Throw a ball».

- Игровое упражнение (физ. минутка).

- Игра «Помощь Санте».

- Приветственный и прощальный музыкальные видеоряды «Santa Shark» и «Hello Reindeer, Goodbye Snowman».

https://www.youtube.com/watch?v=u0aAMvvw_co

https://www.youtube.com/watch?v=qDL2HBPy9uQ

- Электронная платформа Class Dojo.

https://classdojo.com/

 

3. Valentine’s Day

- Поисковая игра.

- Активная подвижная игра на отработку лексики.

- Игровое упражнение (физ. минутка).

- Приветственный и прощальный музыкальные видеоряды «Heart» и «Valentine's Day Sharks».

https://www.youtube.com/watch?v=kgAx_sQ0mqE

https://www.youtube.com/watch?v=Cxf2fUMfIlY

- Мультипликационное образовательное видео «Valentine's Day Stories and Songs for Kids».

https://www.youtube.com/watch?v=PaqRERQZMVY

- Электронный ресурс WordWall.

https://wordwall.net/resource/54742450

 

4. St. Patrick’s Day

 

- Игра «Jumping time».

- Подвижная игра Saint Patrick's Day Freeze Dance (физ. минутка).

https://www.youtube.com/watch?v=HlWW3zQPo0M

 

- Приветственный и прощальный музыкальные видеоряды «G-R-E-E-N St Patrick's Day» и «Five Little Leprechauns».

https://www.youtube.com/watch?v=agouT0Z9EX8

https://www.youtube.com/watch?v=erZtb_OjK7g

- Мультипликационное образовательное видео «What is St. Patrick's Day?».

https://www.youtube.com/watch?v=xOtJS6AsuaM

- Интерактивная электронная игра «Simon says».

https://www.primarygames.com/puzzles/simonsays/stpatrickdaysimonsays/

- Интерактивная электронная игра «Patterns».

https://www.primarygames.com/math/stpatricksdaypatterns/

 

5. Easter

- Игра с использованием flash cards.

- Игровое упражнение (физ. минутка).

- Colour sheets.

- Приветственный и прощальный музыкальные видеоряды «B-U-N-N-Y» и «Rock to Get Ready For Easter».

https://www.youtube.com/watch?v=nZLIiq7B85g

https://www.youtube.com/watch?v=dS7JR5_Ogmk

- Мультипликационная история «The little Bunny Benny».

https://www.youtube.com/watch?v=SWj-_DWwNY0

- Интерактивная презентация «Easter».

- Видеоигра «What is it?»

https://en.islcollective.com/english-esl-video-lessons/visual-comprehension/general-visual-comprehension-practice/easter/easter-game-for-kids-what-is-it/632883

 

 

3 Этап. Выявление эффективности использования разработанной образовательной программы по английскому языку «Happy Holidays».

После реализации программы с детьми повторно была проведена беседа, которая включала в себя вопросы, позволяющие оценить уровень сформированности познавательного интереса дошкольников.

Повторное исследование показателей развития познавательного интереса к английскому у дошкольников после проведения занятий с использованием игровых и мультимедийных технологий показывает, что дети проявляют большую инициативность, любопытство, желание решать познавательные задачи и увлеченность предметом. Дети ведут себя активно в ходе занятий, испытывают и выражают эмоциональный подъем от выполняемых задач, а также имеют повышенное внимание при их решении. Также дошкольники сохраняют свой интерес от занятия к занятию и позитивно воспринимают процесс познания.

Так, например, данные показывают снижение показателей низкого уровня, снижение показателей среднего уровня, и положительный прирост высокого уровня по всем показателям выбранных ранее критериев:

  • по эмоционально-волевому критерию средний балл стал 15,3 б.;
  • по действенно-практическому – 15б.;
  • по когнитивному критерию -14,6 б.

1
Рис. 1. Показатели эмоционально-волевого критерия после эксперимента
Fig. 1. Indicators of the emotional-volitional criterion after the experiment
 
2
Рис. 2. Показатели действенно-практического критерия после эксперимента
Fig. 2. Indicators of the effective-practical criterion after the experiment
 
3
Рис. 3. Показатели когнитивного критерия после эксперимента
Fig. 3. Indicators of the cognitive criterion after the experiment

 

В целом, анализ результатов исследования показывает, что после экспериментальной работы 70% детей старшей группы имеют высокий уровень познавательного интереса, 20% имеют средний показатель, и только 10% детей остаются на низком уровне.

Рис. 4. Динамика уровня познавательного интереса до и после экспериментальной работы, февраль 2023 Fig. 4. Dynamics of the level of cognitive interest before and after experimental work, February 2023
Рис. 4. Динамика уровня познавательного интереса до и после экспериментальной работы, февраль 2023
Fig. 4. Dynamics of the level of cognitive interest before and after experimental work, February 2023
 

Полученный результат говорит о том, что использование таких игровых и мультимедийных технологий, как: активные игры, игры с карточками, презентации, мультипликационные мультфильмы, мультипликационные образовательные видео, песни, электронные интерактивные игры повышают уровень познавательного интереса детей, расширяют его мировоззрение, кругозор, положительно влияют на психические процессы восприятия, мышления, памяти и воображения.

Результаты проведенного эксперимента, его основные количественные подтверждают гипотезу о том, что познавательный интерес у детей дошкольного возраста может быть существенно повышен, если в процессе обучения будут комплексно использоваться новые информационные ресурсы и игры.

Заключение

Экспериментальная работа показала, что эффективным инструментов учителя для развития познавательного интереса дошкольников может служить дидактически ориентированная классификация используемых форм и средств. Полагаем, что исследование может быть продолжено с целью отбора принципов к построению и систематизации игрового и информационного материала, уточнению его соответствия ФГОС ДО и ФОП дошкольного образования, что в целом обусловлено необходимостью полноценного комплексного методического сопровождения процесса развития личности дошкольника.

Список литературы

Середенко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 188 с.

2. Masoumi D. Preschool teachers’ use of ICTs: Towards a typology of practice // Contemporary Issues in Early Childhood. 2015. Vol. 16. № 1. Р. 5-17. https://doi.org/10.1177/1463949114566753

References

Seredenko PV. Psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie: metodologiya i metody = Psychological and pedagogical research: methodology and methods. Yuzhno-Sakhalinsk: University of Sakhalin Publ.; 2010. 188 p. (In Russ.).

 

Masoumi D. Preschool teachers’ use of ICTs: Towards a typology of practice. Contemporary Issues in Early Childhood. 2015;16(1):5-17. https://doi.org/10.1177/1463949114566753

Для цитирования

Зотова А.М., Сурудина Е.А. Разработка игровых и мультимедийных технологий для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к английскому языку // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 3. С. 102-108. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_102 EDN: OGPNZZ

For citation

Zotova AM, Surudina EA. Development of game and multimedia technologies for the development of the cognitive interest of children of senior preschool age in the English language. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(3):102-108. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_102 EDN: OGPNZZ

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_3_102

EDN

OGPNZZ