Введение. Одной из ведущих целей современного образования становиться воспитание личности, способного к творческому развитию в любой сфере деятельности. Основой творческого развития личности является художественное образование, азы которого должны закладываться в раннем детстве и далее формироваться в архитектурно-дизайнерском образовании.
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя и способы его самовыражения. Но именно раннее творчество является фундаментом для успешного накопления художественного опыта. Творчество в любой сфере художественной деятельности представляет себе процесс изменения старой формы и поиска новой. Главная цель в обучении детей на занятиях – это формирование у него творческого мышления и образного представления в его будущих работах. В процессе практических работ приобретаются определенные умения и навыки с материалом, которые в дальнейшем способствуют накоплению собственного опыта.
Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования изучались различные виды квест-игр. Использовались методы: постановки учебных и творческих задач, ситуационные задания, анализ данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Программа курса живописи «Технологические особенности использования живописных техник и материалов в архитектурном и дизайн-проектировании» призвана органично входить в структуру цикла общехудожественной подготовки. Эта дисциплина является частью целостной системы непрерывного проектно-ориентированного художественного образования детей и подростков Школы архитектуры и дизайна «ДА-ДА» как один из важнейших элементов начального профессионального образования.
Особенность этой программы заключается в том, что она решает задачу разработки методически обоснованной, последовательной и целенаправленной системы развития видения у учащихся, соответствующей профилю специальности. Эта система должна лечь в основу школы профессиональной изобразительной грамоты, вооружающей будущих дизайнеров и архитекторов всем богатством выразительных средств живописного языка. Основная методическая линия формулируется так: «от изобразительной грамоты – к цветовой гармонии и, далее, к декоративной выразительности цветовых композиций».
Видеть, знать и уметь – это важные факторы для обучающихся. А рисунок, живопись и композиция – это основные составляющие в процессе подготовки формирования профессиональных и творческих навыков в процессе образования [1]. Важнейшим звеном при этом должна быть постановка конкретных задач, как учебных, так и творческих в каждом из этих видов деятельности.
Живопись – это одна из основных учебных дисциплин в системе художественного образования и эстетического воспитания молодых специалистов. Эта дисциплина как самостоятельный учебный предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей у учащихся. И поэтому перед педагогом стоит задача не только владеть достаточным уровнем умений и навыков рисования, но и в полной мере представлять себе процесс рисования как результат художественного познания окружающей действительности, изобразительной грамоты и творческой самореализации [2]. Ле Корбюзье говорил, что техника дается знанием, а творчество порождается страстью, и является результатом борьбы с самим собой, а талант с течением времени из-за лени и нерадивости может сойти на нет.
Рисунок – одна из ведущих дисциплин в обучении архитекторов или дизайнеров, а также это основа для живописи. Правила построения и компоновки на формате определяет степень успешности работы, как в учебной постановке, так и в творческой.
Композиция – это построение пространства картины. Композиция имеет свои закономерности: выбор формата, распределение основных масс, ритмический строй предметов. Предмет зависит от пространства, а пространство зависит от предмета. Композиция натюрморта может решаться по-разному, в зависимости от поставленной задачи: конкретной учебно-методической или творческой [3]. Необходимое условие построения натюрморта является его композиционная целостность и цветовое единство. В противном случае получиться дробно. Непременным условием обучения, равно как и задачей композиционной подготовки, является развитие аналитического и творческого мышления.
Задача в нашем художественном учреждении – дать учащимся возможность овладения цветом не только как изобразительным средством, (к чему приводит изучение в основном его живописных свойств, присущее обучению художников и ориентирующееся только на принципы натурной академической живописи), но и как мощным средством формообразования и пространственной организации объектов, подвергаемых художественному воздействию. А чтобы деятельность носила творческий характер в работах, необходимо такие создать условия, которые могли бы способствовать развитию и приобретению индивидуальных и творческих способностей художника или дизайнера.
Работы учащихся МАУДО «Детская школа искусств № 6 «ДА-ДА» представлены на рисунке 1.
Схема заданий для обучающихся строится:
- во-первых, на смысловой, жанровой, технологической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением и расширением представлений о возможностях применения цвета, разнообразии техник и приемов;
- во-вторых, с повышением требований к мастерству исполнения и к увеличению доли творческого экспериментального вклада учащихся в работу.
Особое внимание уделяется развитию творческой интуиции, чувству стиля. Важно, чтобы в процессе прохождения курса, учащиеся знакомились с шедеврами мирового искусства по репродукциям, слайдам, видеофильмам, учились различать и имитировать творческую манеру работы разных мастеров, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно проводить композиционный анализ произведений.
Стержнем системы развития цветового видения и художественно-образного мышления является методика обучения, органично сочетающая принципы нормативной колористики и формальной композиции, реализующаяся в различных формах и в примерной последовательности:
- в виде вводной беседы, носящей прикладной характер, с применением максимально доступных вспомогательных средств (репродукции, видеофильмы, слайды);
- в виде упражнений, направленных на освоение азов художественной подготовки, где основным средством обучения являются натюрмортные постановки, полагающие целью, как ограничение состава палитры, так и ее усложнение;
- в виде аналитической живописи, направленной на освоение и приобретение навыков живописного письма в определенном стиле, когда, например, ставится задача интерпретации натюрмортной постановки в духе импрессионизма, кубизма, супрематизма и др.;
- в виде заданий на нормативную колористику, формирующую профессиональные навыки по гармонизации цветовых сочетаний на основе изучения формальной композиции;
- в виде ассоциативно-образной живописи, целью которой является развитие художественного видения учащихся, посредством выражения определенного смыслового и эмоционального настроя;
- в виде заданий на создание композиций, где цветовые плоскости трансформируются в рельеф, затем в объем и, наконец, выходят в пространство, что служит развитию специфического архитектурно-дизайнерского креативного мышления;
- в виде живописных пленэров, обогащающих представление учащихся о свойствах воздушной перспективы и особенностях цветотональной лепки глубинных пространств.
Заключение. Таким образом, такая многогранность работы дает потенциальную возможность достижения качества художественно-проектного образования и творческого мышления у детей.
Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2011. 175 с.
Барышников В.Л. Принципы построения модели учебной дисциплины «Живопись» и ее роль в формировании пластической культуры архитектора // Архитектура и современные информационные технологии. 2013. № 3 (24). С. 1-13.
Ибраев Д.Т. Преподавание курса живописи в процессе профессиональной подготовки дизайнеров // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2019. № 2. С. 119-123. DOI: 10.33514/1694-7851-2019-2-119-123
Badyan VE, Denisenko VI. Osnovy kompozitsii. Moscow: Akademicheskii proekt Publ.; 2011. 175 p. (In Russ.).
Baryshnikov VL. Printsipy postroeniya modeli uchebnoi distsipliny “Zhivopis'” i ee rol' v formirovanii plasticheskoi kul'tury arkhitektora = Principles of building a model of the educational discipline "Painting" and its role in the formation of the plastic culture of the architect. Architecture and modern information technologies. 2013;3:1-13. (In Russ.).
Ibraev DT. Teaching a course in the process training designers. Bulletin of KSU. I. Arabaev. 2019;2:119-123. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.33514/1694-7851-2019-2-119-123
Нигматзянова Г.А. Развитие творческой одаренности детей на уроках живописи в детской школе искусств «ДА-ДА» архитектурно-дизайнерского профиля // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 38-45. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_38
Nigmatzianova GA. Development of Children's creative giftedness in painting lessons at children's art school “DA-DA” architectural and design profile. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):38-45. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_38