Роль родителей детей дошкольного возраста в формировании инклюзивной культуры

Авторы
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
30-35
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Актуальность статьи обусловлена рассмотрением проблемы формирования инклюзивной культуры родителей детей, посещающих дошкольную организацию. Принятие всеми родителями идеи инклюзии будет являться позитивным ресурсом как для детей с условной нормой развития, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль семьи в формировании инклюзивной культуры, поскольку именно родители прививают своим детям уважительное и толерантное отношение к другим людям. Отмечаются некоторые проблемы взаимодействия образовательной организации и родителей детей с ОВЗ, причем родителей – имеющих неконструктивную позицию: не достаточно понимающих значимость коррекции на этапе инклюзивного обучения, не представляющих как можно помочь своему ребенку на каждом возрастном этапе, убежденных, что заниматься вопросом коррекции должны исключительно специалисты. Авторы подчеркивают, что существует большой ряд проблем, которые необходимо разрешить, чтобы повысить инклюзивную культуру родителей. Рассматриваются педагогические механизмы, которые позволяют соблюсти баланс между включением родителей в практику инклюзивного образования и сохранением за ними традиционной родительской позиции, уровни вовлечения родителей в образование своих детей, способы вовлечения родителей в воспитание детей с ОВЗ. Главным выводом является положение об ответственности родителей выстраивать партнерские взаимоотношения в реальных условиях инклюзивного образования, о равных позициях специалистов, педагогов и родителей в оказании помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова
инклюзивная культура, инклюзивное образование, роль семьи, дошкольный возраст, родительская позиция.
Полный текст HTML

Введение

На сегодняшний день инклюзивное образование является важным процессом в современной системе образования. Формировать инклюзивную культуру необходимо для всех субъектов образовательного процесса – детей, родителей и педагогов. Поскольку инклюзивная культура родителей – это часть общей инклюзивной культуры, то ее формирование у родителей является необходимым, так как от этого будет зависеть качество инклюзивного образования. Инклюзивная культура родителей является обсуждаемым вопросом и продолжает быть актуальной в современной системе образования. Семья – основной институт социализации ребенка. Семья обладает уникальными потенциальными возможностями для решения задач воспитания, социальной адаптации, максимального раскрытия возможностей личности ребенка. Родители, которые принимают важность и ценность инклюзии, осознавая значение равноправных возможностей для всех людей, прививают своим детям уважительное, справедливое и толерантное отношение к другим людям, независимо от их различий. Родители, которые осознают неповторимость и индивидуальность каждого, помогают своим детям понять и ценить значимость любого человека. 

Материалы и методы 

В ходе данного исследования были применены следующие методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение. 

Обзор литературы

Суть взаимодействия педагога инклюзивного образования с родителями рассматривается как педагогическое партнерство данных субъектов, направленное на выработку единых подходов в развитии, обучении и воспитании детей. Взаимодействие педагога инклюзивного образования с родителями играет важную роль в обеспечении успеха учащихся с особыми образовательными потребностями. Перечислим несколько ключевых аспектов взаимодействия педагога инклюзивного образования с родителями:

  1. Педагог должен активно общаться с родителями, чтобы лучше понимать уникальные потребности и способности их ребенка. Это помогает педагогу адаптировать учебный процесс и обеспечивать поддержку, соответствующую потребностям ребенка.
  2. Педагог должен регулярно информировать родителей о прогрессе и достижениях ребенка в школе. Родители также могут передавать педагогу информацию о домашней обстановке, интересах и потребностях ребенка.
  3. Педагог и родители могут совместно планировать индивидуальные образовательные цели и стратегии поддержки, учитывая потребности ребенка и его особенности.
  4. Педагог может помогать родителям понимать, как оказывать поддержку своему ребенку вне школы, обеспечивая согласованность в подходах к образованию и воспитанию.
  5. Педагог может предоставлять родителям информацию о методах обучения, стратегиях поддержки и ресурсах, доступных для детей с особыми потребностями, а также консультировать их по вопросам воспитания и обучения.

Вместе с этим, на сегодняшний день существует серьезная проблема неоднозначности отношения родителей к инклюзивному образованию своих детей, как с условной нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. Е.В. Леонова, Ю.Ю. Глебова в своем исследовании определили ряд показателей неготовности родителей к совместному обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды:

  • низкий уровень эмпатии по отношению к лицам с ОВЗ;
  • неоднозначное представление о том, где должны обучатся дети с ОВЗ;
  • искаженная оценка возможностей совместного обучения [1].

Отечественные психологи и педагоги – В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский изучали вопрос о роли родителей ребенка. Именно в институте семьи обретаются нравственные ценности и моральные основы, которые привносят родители в жизнь ребенка. Формируется отношение к людям и самому себе, создается микроклимат, в котором осуществляется первичная социализация и развитие. 

Л.А. Селина и Р.Р. Халфина отмечают влияние родителей детей дошкольного возраста: во-первых, формируется детское самосознание, как следствие благоприятного заинтересованного отношения родителей к детям; во-вторых, установление верных воспитательных позиций родителей определяют позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся с уважением [2].

Не существует единого подхода в выделении компонентов инклюзивной культуры родителей. Н.Л. Жмачинская выделяет следующие структурные компоненты инклюзивной культуры родителей: 

  • когнитивный компонент;
  • аксиологический компонент;
  • конативный компонент;
  • деятельностный компонент [3].

З.И. Лаврентьева определяет некоторые педагогические механизмы, которые позволяют соблюсти баланс между включением родителей в практику инклюзивного образования и сохранением за ними традиционной родительской позиции при взаимодействии с образовательной организацией: формирование интереса к опыту инклюзивного образования, наращивание и распространение доверия к практике инклюзивного образования, осознание индивидуальной ценности инклюзивного образования.

Результаты исследования и их обсуждение 

Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия с другими людьми. По мнению С.А. Козловой от моральных и нравственных ценностей самой семьи зависит содержание и характер этого социального опыта [4]. Ребенок усваивает социальный опыт посредством подражания близким, референтными для малыша взрослыми, усваивают нормы, правила поведения, взаимоотношения, все это способствует формированию у ребенка собственной моральной картины мира. Семья играет кардинально важную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации. Родители должны осознавать ответственность перед ребенком за качество их социализации, которое они ему обеспечивают, поскольку родители оказывают огромное влияние на формирование положительных установок у своих детей, и от этого будет зависеть качество инклюзивного образования. 

Семья – самый первый социальный институт, где происходит социализация детей, которая включает в себя передачу стереотипов поведения от близких взрослых. Правильное поведение родителей играет огромную роль, поскольку в дошкольном возрасте дети подражают тому, что видят. В дошкольном возрасте формируются личностные качества, связанные с толерантностью, поскольку именно в этот период происходит интенсивное развитие психики детей, проявляется интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения, появляются потребности в сотрудничестве с другими людьми и умение конструктивно решать конфликты [5].

По мнению Л.С. Выготского, согласно культурно-исторической концепции, личность возникает в результате культурного развития, поэтому крайне важно какой взрослый окажется рядом в момент вхождения в культуру. Высшие психические функции формируются в дошкольном возрасте во взаимодействии со взрослыми. Процесс приобретения новых форм поведения называется интериоризацией. Ребенок не может самостоятельно освоить культурное орудие, эта роль отводится родителям. Взрослый открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий.

Именно дошкольный возраст в значительной мере определяет все последующее развитие ребенка. В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма, что создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении, они становятся моделью в их дальнейшем общении с окружением. 

Практику инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении можно распространять, поскольку уровень толерантности родителей позволяет это сделать. Совместное сотрудничество между всеми субъектами инклюзивного пространства является основой при формировании инклюзивного подхода, который создает такую культуру ДОУ, где абсолютно все участники образовательных отношений равны и заинтересованы.

В практике инклюзивного образования только те родители, которые разделяют идеи и ценности инклюзии, а не те, которые хотят возложить всю ответственность в руки педагогов. Поэтому так необходимо держать за родителями родительскую компетенцию и не возлагать на них педагогические функции. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители детей с условной нормой развития должны восприниматься педагогами одинаково.

З.И. Лаврентьева определяет некоторые педагогические механизмы, которые позволяют соблюсти баланс между включением родителей в практику инклюзивного образования и сохранением за ними традиционной родительской позиции при взаимодействии с образовательной организацией:

  1. Формирование интереса к опыту инклюзивного образования. Если сформировать интерес, то можно добиться понимания их роли в распространении идей инклюзии и совершенствовании практики. Внимание привлекается посредством специально организованных педагогических действий. 
  2. Наращивание и распространение доверия к практике инклюзивного образования. Повышать доверие возможно через публичные обсуждения представлений об образовательной организации, представление и защиту интересов инклюзивной практики в государственных и общественных институтах, согласование принципов и правил взаимодействия с образовательной организацией. 
  3. Осознание индивидуальной ценности инклюзивного образования. Переход к ценностному восприятию осуществляется посредством: научения родителей видеть продуктивные способы организации инклюзивной практики для изменения способов взаимодействия с собственным ребенком; формирования адекватной оценки отдельных прецедентов опыта инклюзивного образования; обмена опытом между родителями; разделения ответственности за пропаганду идей инклюзивного образования [6].

Важными участниками образовательного процесса в ДОУ являются и родители. Поэтому работа с ними является важнейшим направлением в становлении инклюзивной культуры. Для того, чтобы повысить инклюзивную культуру родителей необходимо разрешить такие проблемы, как неконструктивное поведение родителей, недооценка возможностей адекватного родительского поведения, пренебрежение собственным здоровьем, противоречивость по отношению к особому ребенку, недостаточный уровень психологической грамотности и компетентности, невротизация и тревожность матери, нерациональное распределение времени, отсутствие заботы со стороны членов семьи, вопросы досуга и другое.

Дэвид Митчелл выделил пять уровней вовлечения родителей в образование своих детей.

  1. Информированность.
  2. Участие в мероприятиях.
  3. Диалог и обмен мнениями.
  4. Участие в принятии решений.
  5. Принятие ответственности за действия [7].

Существуют ряд способов вовлечения родителей в воспитание детей с особыми воспитательными потребностями:

  • индивидуальные консультации, родительские встречи;
  • консультирование, т.е. проведение специальных семинаров и тренингов для родителей, где им предоставляется информация о специальных потребностях и обучении детей с ОВЗ, а также методах поддержки и воспитания;
  • индивидуальное планирование, когда родители участвуют в разработке индивидуальных образовательных планов (ИОП) и индивидуальных программ поддержки (ИПП) для своих детей, что позволяет им активно участвовать в процессе обучения;
  • организация совместных мероприятий и мероприятий в рамках учреждения, где родители могут поддерживать взаимодействие с другими семьями. 

Указанные уровни и способы необходимо применять в современном инклюзивном образовательном пространстве.

Заключение 

Необходим комплексный подход к формированию инклюзивной культуры, потому что от инклюзивной культуры родителей также будет зависеть качество инклюзивного образования. Дошкольный возраст – ответственный этап в становлении жизненных позиций, в данный этап особое значение имеет семья, поскольку, общаясь с родителями, дошкольник познает нравственные нормы, которые приняты в обществе, знакомится с правилами взаимодействия с другими людьми, приобретает опыт сотрудничества. Таким образом, родители, которые осознают и принимают глубокий смысл инклюзивного образования, транслируют эту ценность своим детям, что способствует развитию у них толерантного мышления и отношения к окружающим.

Список литературы
Леонова Е.В., Глебова Ю.Ю. Анализ состояния готовности родителей к совместному обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. № 1-1. С. 78-82. EDN: YRDAVT
Селина Л.А., Халфина Р.Р. Влияние родителей на развитие детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 1. С. 79. EDN: YYIZVJ
Жмачинская Н.Л. Инклюзивная культура педагога и родителей: универсальные и вариативные составляющие // Новая наука: проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) науч.-практ. конф. Прага, 20 августа 2019 г. / под общей ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск: Мир науки, 2019. С. 109-116. EDN: XCYPZD
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998. 160 с.
Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31–35. EDN: VSZOFL
Лавреньтева З.И. Механизмы включения родителей в практику инклюзивного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 60-72. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.04 EDN: YRNSAB
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги / пер. с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. М.: Перспектива, 2011. 140 с.
References

Leonova EV, Glebova JJ. Analysis of the state of readiness of parents to co-education of children in inclusive educational environment. Integrativnye tendentsii v meditsine i obrazovanii. 2017;1-1:78-82. (In Russ.). EDN: YRDAVT

Selina LA, Khalfina RR. Impact of parents on the development of preschool children. European Student Scientific Journal. 2019;(1):79. (In Russ.). EDN: YYIZVJ

3.    Zhmachinskaya NL. Inklyuzivnaya kul'tura pedagoga i roditelei: universal'nye i variativnye sostavlyayushchie = Inclusive culture of teachers and parents: universal and variable components. In: Vostretsov A.I. (ed.) Novaya nauka: problemy i perspektivy: materialy Mezhdunar. (zaochnoi) nauch.-prakt. konf. = New science: problems and prospects: materials of the International. (correspondence) scientific-practical. conf., 20 August 2019, Prague. Neftekamsk: Mir nauki Publ.; 2019. p. 109-116. (In Russ.). EDN: XCYPZD

Kozlova SA. Teoriya i metodika oznakomleniya doshkol'nikov s sotsial'noi deistvitel'nost'yu = Theory and methods of introducing preschoolers to social reality. Moscow: Akademiya Publ.; 1998. 160 p. (In Russ.).

Starovoit NV. Inklyuzivnaya kul'tura obrazovatel'noi organizatsii: podkhody k ponimaniyu i formirovaniyu = Inclusive culture of an educational organization: approaches to understanding and formation. Scientific-methodological electronic journal “Koncept”. 2016;8:31-35. (In Russ.). EDN: VSZOFL

Lavrenteva ZI. The influence of modern web technologies on the development of a new kind of thinking. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(1):60-72. (In Russ.). https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.04 EDN: YRNSAB

Mitchell D. Effektivnye pedagogicheskie tekhnologii spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: glavy iz knigi = Effective pedagogical technologies for special and inclusive education: chapters from the book. Moscow: Perspektiva Publ.; 2011. 140 p. (In Russ.).

Для цитирования
Огольцова Е.Г., Силкова О.А. Роль родителей детей дошкольного возраста в формировании инклюзивной культуры // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 2. С. 30-35. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_2_30 EDN: PIFQGZ
For citation

Ogoltsova EG, Silkova OA. The role of parents of preschool children in building an inclusive culture. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(2):30-35. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_2_30 EDN: PIFQGZ

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2024_5_2_30

EDN

PIFQGZ