Ведение
Социализация в высшей школе является наиболее значимым звеном в системе образования. «Социализация студенческой молодежи в период обучения в высшем учебном заведении – это процесс познания, освоения и усвоения студентом специфических социально-профессиональных ролей, норм и ценностей, выработанных и принятых в обществе, в конкретном высшем учебном заведении, необходимых для выполнения будущих социальных и профессиональных функций специалиста и формирование на этой основе определённого социального типа личности как системы её социально и профессионально-важных качеств» [1, с. 114]. Под социализацией принято понимать процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Данный опыт существенно необходим в общении с различными социальными группами, в учебной и профессиональной деятельности. Социализация может происходить как в условиях неуправляемого воздействия на личность различных событий его жизни, имеющих характер разнонаправленных факторов, так и может быть управляемым процессом и иметь конкретные цели и задачи. Это происходит в условиях целенаправленного, дидактически организованного, планомерного процесса, осуществляемого в интересах общества, к которому принадлежит индивид. Именно такой управляемый процесс необходимо сделать доминантой в процессе социализации.
Система вузовского образования является не только центром науки и подготовки высококвалифицированных специалистов, но и пространством, в котором созданы условия для удовлетворения потребности личности в профессиональном, культурном и нравственном саморазвитии, в свободной реализации творческих возможностей. Задача вуза – создать условия для целенаправленного комплексного профессионального и социально-психологического становления, т.е. обеспечить социализацию личности студента для успешной профессиональной и научной деятельности.
Если проблемы профессионального становления специалиста в достаточной мере успешно решаются в рамках учебно-воспитательного и научного процесса и являются традиционными для высшей школы, то вопросы социально-психологического развития личности и, особенно ее социализации, требуют особого внимания. Социализация студентов в вузе принципиально отличается от соответствующего процесса в общеобразовательной школе. Это связано с возрастными особенностями объекта социализации: наличие сформированных моральных и социальных принципов, устойчивость психики, наличие имеющегося опыта. Кроме того, у студента более высок объём багажа социального опыта, который является отправной точкой в социализации студентов. Результатом социализации считают изменения и адаптации, происходящие в их поведении, мышлении и отношениях в результате взаимодействия с социальной средой, в которой они находятся, в данном случае – учебной средой высшего учебного заведения.
Несмотря на большое количество исследований социализации студентов, одной из ведущих проблем начала обучения в вузе является вхождение в новый социум, знакомство с его правилами, принципами. Многие студенты, особенно в период первого курса, нуждаются в психологическом консультировании, работе с социальными педагогами и психологами. В данной работе мы рассмотрим роль физической культуры в социализации студенческой молодежи.
Обзор литературы
Изучение социализации молодежи включает в себя различные теоретические концепции, которые помогают объяснить и понять процесс социализации и его влияние на развитие молодых людей. Рассмотрим некоторые из них:
- Теория социального научения, которая утверждает, что социализация происходит через наблюдение, моделирование и подражание другим людям. Эта теория подчеркивает роль обучения и опыта в формировании поведения и ценностей молодежи [2, с. 220].
- Теория статусных ролей. Ее основоположник Р. Мертон утверждал, что социализация молодежи связана с принятием и осуществлением социальных ролей, которые общество ожидает от них. Молодежь стремится соответствовать ожиданиям и нормам, связанным с их статусом в обществе. А.Н. Леонтьев проводил исследования, в которых исследовал роль статусных ролей в психологическом развитии личности и социализации. Он разрабатывал идеи о том, как социальные роли влияют на формирование личности и взаимодействие человека с окружающим миром [3].
- Теория идентичности предполагает, что социализация молодежи связана с развитием идентичности и самосознания. Молодые люди проходят через различные этапы развития личности, где они определяют свои ценности, убеждения и роли в социальной среде [4].
- Также социализация рассматривается также в рамках социального конструкционизма, согласно ему реальность не предопределяется объективными факторами, такими как биология или физическая среда, а вместо этого развивается посредством постоянного взаимодействия между людьми. Эти взаимодействия включают язык, рассказывание историй, общее понимание символов и представлений и ряд других коммуникативных практик, которые формируют то, как мы воспринимаем наш мир [5].
Социализация студенческой молодежи – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, «процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [6, с. 24].
Социализация в вузе осуществляется в два этапа.
- Первый этап. 1-2 курс. Адаптация к специфике образовательной деятельности в высшей школе, его нормам и правилам.
- Второй этап. 3-5 курс. Доминанта профессиональной специализации, благодаря практическим занятиям, началу профессиональной деятельности, общению со специалистами выбранного профиля и погружению в профессиональную среду.
Деление на данные этапы индивидуальны и зависят от совокупности различных причин (подбор студентов, преподавательский состав, географическое расположение вуза, традиции данного учебного заведения).
Материалы и методы
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирического уровня: педагогический эксперимент.
Процедура начального этапа исследования
Для стимулирования социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде следует использовать модель, основанную на личностно-ориентированном подходе. Модель успешной социализации студентов вуза должна предоставлять систематическую и целенаправленную поддержку, которая помогает студентам успешно интегрироваться в учебную и социальную среду, достигать своих академических и личностных целей и развиваться в полной мере.
Данная модель состоит из нескольких составляющих:
- социокультурная среда образовательного учреждения (нравственно-психологической атмосфера, воспитательно-образовательная деятельность, поведение педагогов и студентов);
- содержание образования, актуализирующее принципы ответственного поведения студентов и расширяющее спектр осваиваемых социальных ролей;
- активные формы и методов обучения, где проявляется субъектная позиция студентов.
Таким образом, формы физической культуры также выступают средством социализации. Для эффективного процесса социализации с использования форм физической культуры необходимо:
- формировать положительный имидж здорового образа жизни;
- освещать спортивные мероприятия в социальных сетях и СМИ вуза;
- создавать в вузе пространство для занятия физической культурой не только в рамках учебных занятий, но и индивидуальных занятий (секции, спортивные сообщества);
- организовывать физические упражнения в ходе учебного дня;
- проводить просветительскую работу со студентами о влиянии физической активности на здоровье и работоспособность.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проходило в Самарском государственном техническом университете в октябре 2022 года. Участники – студенты первого курса, 108 респондентов.
Для выявления уровня социализированности была использована анкета М.И. Рожкова, предназначенная для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом данного исследования является тестирование. В соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования проводится интерпретация результатов.
Обработка полученных данных тестирования свидетельствует о том, что лишь 19% респондентов имеют высокую степень социализированности, 54% – среднюю степень, 27% – низкую степень.
Среди студентов первого курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарский государственный технический университет была выбрана экспериментальная группа в количестве 28 человек. Результаты тестирования данной группы были среднестатистические по курсу. С данной группой в период с октября 2022 года по апрель 2023 г. была реализована дополнительная программа физической культуры, которую мы назвали: «Мой друг – физкультура!». Авторами и организаторами данной программы стали студенты – волонтёры 3 курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарского государственного технического университета. Программа включает в себя следующие направления работы:
- Трекинги по Самарскому региону (гора Стрельная, Молодецкий курган, с. Ширяево, Лысая гора и др.).
- Сплав по реке Сок.
- Ежедневный студенческий танцевальный флешмоб, проводимый волонтёрами.
- Участие в секциях, проводимых непосредственно в ВУЗе (теннис, волейбол, футбол, баскетбол, хоккей).
- Совместные и индивидуальные прогулки не менее 30 минут в день.
- Коллективные формы работы на уроках физической культуры.
Авторы статьи сопровождали экспериментальную группу студентов, организовывали с ними системные встречи, на которых в общих и индивидуальных беседах определяли ход и эффективность предложенной программы.
Кроме того, преподаватели физической культуры использовали в ходе занятий в экспериментальной группе коллективные формы физических упражнений, в которых необходимо взаимодействие и взаимопомощь.
По завершению данной программы в апреле 2023 года было проведено повторное тестирование всех первокурсников.
Результаты анкеты экспериментальной группы показывают эффективность физической культуры и здорового образа жизни в процессе социализации.
В экспериментальной группе 25% респондентов показали высокую степень социализированности, 71% – среднюю степень, и лишь 4% – низкую степень. В целом по курсу эти показатели составили: 20% респондентов показали высокую степень социализированности, 57% – среднюю степень, и лишь 23% – низкую степень.
Исходя из этого, необходимо сделать выводы о эффективном влиянии физической культуры на процесс социализации студентов высшего учебного заведения. В процессе физкультурной деятельности молодой человек вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям окружающей среды. Физкультурная деятельность вовлекает студентов в целый спектр социальных отношений, формирует адекватные поведенческие нормы поведения.
В личной беседе студенты экспериментальной группы указывают на то, что программа «Мой друг - физкультура!» положительно отразилась на уровень их социализации не только в рамках вуза, но и в их личном социальном пространстве (семья, друзья, знакомые). Они меньше испытывают затруднений в установлении контактов с другими индивидами, проявляют толерантность, отмечают появление эмпатии в своём поведении, заинтересованность в участии в социальных проектах, многие изъявили желание заняться волонтерской деятельностью. Все это положительным образом сказывается и на качестве образовательного процесса.
К условиям эффективности социализации в процессе физических занятий относят:
- соответствие особенностей педагогического воздействия и внутренних особенностей личности учащегося;
- формирование мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания;
- положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека;
- создание адекватного самоанализа и самооценки студентов [7, с. 31].
Заключение
Социализация студентов – сложный многоуровневый процесс, связанный с изменениям в потребностях, интересах личности, в социальном опыте. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе выделены факторы, определяющие эффективность процесса социализации студентов, включенных в физкультурную деятельность. Соответственно формы физкультурной деятельности носят направленный социализирующий характер. Предложена совокупность направлений физкультурной деятельности, механизмы и организационно-педагогические условия необходимые для успешной социализации студентов в соответствии с современными требованиями и на перспективу. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области профессионального образования.
Эррера Л.М. Стимулирование социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде (личностно-ориентированный подход) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 8. № 4. С.55-60. EDN: OOUHXB
Власенко Е.А. Диспозиционный подход к доверию в социальной психологии // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 219-228. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-219-228 EDN: PYRFOH
Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл. 2012. 950 с.
Hakola R., Erik H. Erikson’s identity theory and the formation of early Christianity // Journal of Beliefs & Values. 2009. Vol. 30. Issue 2. Р. 5-15. https://doi.org/10.1080/13617670902784501
Burningham К., Cooper G. Being Constructive: Social constructionism and the environment // Sociology. 1999. Vol. 33. Issue 2. Р. 297-316. https://doi.org/10.1017/S0038038599000188
Сокова М.С. Теоретические основы исследования социализации студенческой молодежи в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 21-25. EDN: OODIPP
Турбина Е.Г, Маркин А.В. Физические упражнения как средство адаптации студентов первого курса высших учебных заведений // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 1. С. 28-32. EDN: FQLWVS
Ehrrera LM. Stimulirovanie sotsializatsii studencheskoi molodezhi v sotsiokul'turnoi obrazovatel'noi srede (lichnostno-orientirovannyi podkhod) = Stimulating socialisation of student youth in a socio-cultural educational environment (person-centred approach). Russian Journal of Education and Psychology. 2011;8(4):55-60. (In Russ.). EDN: OOUHXB
Vlasenko EА. Dispositional approach to trust in social psychology. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2022;(205):219-228. (In Russ.). https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-219-228 EDN: PYRFOH
Leontev AA. Evolyutsiya, dvizhenie, deyatel'nost' = Evolution, movement, activity. Moscow: Cmysl Publ.; 2012. 950 p. (In Russ.).
Hakola R, Erik H. Erikson’s identity theory and the formation of early Christianity. Journal of Beliefs & Values. 2009;30(2);5-15. https://doi.org/10.1080/13617670902784501
Burningham K, Cooper G. Being constructive: Social constructionism and the environment. Sociology. 1999;33(2):297-316. https://doi.org/10.1017/S0038038599000188
Sokova MS. Teoreticheskie osnovy issledovaniya sotsializatsii studencheskoi molodezhi v protsesse podgotovki k professional'noi deyatel'nosti = Theoretical bases for the study of socialisation of student youth in the process of preparation for professional activity. Vestnik Voennogo universiteta. 2011;(2):21-25. (In Russ.). EDN: OODIPP
Turbina EG, Markin AV. Physical exercises as a means of adaptation of first-year students of higher educational institutions. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):28-32. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS
Костромина О.В., Авдеева Д.А. Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 4. С. 144-150. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144 EDN: FYMFNA
Kostromina OV, Avdeeva DA. Socialization of students of higher educational institutions by means of physical culture. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(4):144-150. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144 EDN: FYMFNA