Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры

Авторы
Самарский государственный технический университет
Самарский государственный технический университет
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
144-150
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматриваются понятие, этапы и роль процесса социализации студентов высших учебных заведений. Рассмотрены ряд теорий, которые образуют основу понимания социализации: теория социального научения, теория статусных ролей, теория идентичности, теория социального конструкционизма. Определено, что социализация студентов вуза является следствием взаимодействия с различными средами и аспектами жизни высшего учебного заведения, такими как учеба, социальная среда, культурные события, коллективы. Подчеркивается, что результатом социализации являются изменения в поведении и мышлении человека. Результаты социализации студента вуза могут быть индивидуальными и зависят от множества факторов, таких как личные особенности студента, его участие в различных мероприятиях, в том числе физкультурного характера. Авторы описывают такое эффективное средство социализации как совокупность форм и методов физической культуры и спорта. Роль физической культуры в социализации студентов доказана во первых средствами педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования экспериментальной группы студентов, во вторых – организацией комплекса мероприятий физкультурного характера. Доказывается, что физическая культура способствует успешной социализации студента, влияет на приобретение им социальных навыков, знаний, ценностей, идентичностей, необходимых молодым людям. Материалы статьи будут интересны студентам, их родителям, преподавателям, психологам высших учебных заведений, а также социальным работникам.
Ключевые слова
социализация молодежи, адаптация студентов, физическая культура, модель социализации студентов, уровень социализированности личности
Полный текст HTML

Ведение

Социализация в высшей школе является наиболее значимым звеном в системе образования. «Социализация студенческой молодежи в период обучения в высшем учебном заведении – это процесс познания, освоения и усвоения студентом специфических социально-профессиональных ролей, норм и ценностей, выработанных и принятых в обществе, в конкретном высшем учебном заведении, необходимых для выполнения будущих социальных и профессиональных функций специалиста и формирование на этой основе определённого социального типа личности как системы её социально и профессионально-важных качеств» [1, с. 114]. Под социализацией принято понимать процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Данный опыт существенно необходим в общении с различными социальными группами, в учебной и профессиональной деятельности. Социализация может происходить как в условиях неуправляемого воздействия на личность различных событий его жизни, имеющих характер разнонаправленных факторов, так и может быть управляемым процессом и иметь конкретные цели и задачи. Это происходит в условиях целенаправленного, дидактически организованного, планомерного процесса, осуществляемого в интересах общества, к которому принадлежит индивид. Именно такой управляемый процесс необходимо сделать доминантой в процессе социализации.

Система вузовского образования является не только центром науки и подготовки высококвалифицированных специалистов, но и пространством, в котором созданы условия для удовлетворения потребности личности в профессиональном, культурном и нравственном саморазвитии, в свободной реализации творческих возможностей. Задача вуза – создать условия для целенаправленного комплексного профессионального и социально-психологического становления, т.е. обеспечить социализацию личности студента для успешной профессиональной и научной деятельности.

Если проблемы профессионального становления специалиста в достаточной мере успешно решаются в рамках учебно-воспитательного и научного процесса и являются традиционными для высшей школы, то вопросы социально-психологического развития личности и, особенно ее социализации, требуют особого внимания. Социализация студентов в вузе принципиально отличается от соответствующего процесса в общеобразовательной школе. Это связано с возрастными особенностями объекта социализации: наличие сформированных моральных и социальных принципов, устойчивость психики, наличие имеющегося опыта. Кроме того, у студента более высок объём багажа социального опыта, который является отправной точкой в социализации студентов. Результатом социализации считают изменения и адаптации, происходящие в их поведении, мышлении и отношениях в результате взаимодействия с социальной средой, в которой они находятся, в данном случае – учебной средой высшего учебного заведения.

Несмотря на большое количество исследований социализации студентов, одной из ведущих проблем начала обучения в вузе является вхождение в новый социум, знакомство с его правилами, принципами. Многие студенты, особенно в период первого курса, нуждаются в психологическом консультировании, работе с  социальными педагогами и психологами. В данной работе мы рассмотрим роль физической культуры в социализации студенческой молодежи.

Обзор литературы

Изучение социализации молодежи включает в себя различные теоретические концепции, которые помогают объяснить и понять процесс социализации и его влияние на развитие молодых людей. Рассмотрим некоторые из них:

  • Теория социального научения, которая утверждает, что социализация происходит через наблюдение, моделирование и подражание другим людям. Эта теория подчеркивает роль обучения и опыта в формировании поведения и ценностей молодежи [2, с. 220].
  • Теория статусных ролей. Ее основоположник Р. Мертон утверждал, что социализация молодежи связана с принятием и осуществлением социальных ролей, которые общество ожидает от них. Молодежь стремится соответствовать ожиданиям и нормам, связанным с их статусом в обществе. А.Н. Леонтьев проводил исследования, в которых исследовал роль статусных ролей в психологическом развитии личности и социализации. Он разрабатывал идеи о том, как социальные роли влияют на формирование личности и взаимодействие человека с окружающим миром [3].
  • Теория идентичности предполагает, что социализация молодежи связана с развитием идентичности и самосознания. Молодые люди проходят через различные этапы развития личности, где они определяют свои ценности, убеждения и роли в социальной среде [4].  
  • Также социализация рассматривается также в рамках социального конструкционизма, согласно ему реальность не предопределяется объективными факторами, такими как биология или физическая среда, а вместо этого развивается посредством постоянного взаимодействия между людьми. Эти взаимодействия включают язык, рассказывание историй, общее понимание символов и представлений и ряд других коммуникативных практик, которые формируют то, как мы воспринимаем наш мир [5].

Социализация студенческой молодежи – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, «процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [6, с. 24].

Социализация в вузе осуществляется в два этапа.

  • Первый этап. 1-2 курс. Адаптация к специфике образовательной деятельности в высшей школе, его нормам и правилам.
  • Второй этап. 3-5 курс. Доминанта профессиональной специализации, благодаря практическим занятиям, началу профессиональной деятельности, общению со специалистами выбранного профиля и погружению в профессиональную среду.

Деление на данные этапы индивидуальны и зависят от совокупности различных причин (подбор студентов, преподавательский состав, географическое расположение вуза, традиции данного учебного заведения).

Материалы и методы

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирического уровня: педагогический эксперимент.

Процедура начального этапа исследования

Для стимулирования социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде следует использовать модель, основанную на личностно-ориентированном подходе. Модель успешной социализации студентов вуза должна предоставлять систематическую и целенаправленную поддержку, которая помогает студентам успешно интегрироваться в учебную и социальную среду, достигать своих академических и личностных целей и развиваться в полной мере.

Данная модель состоит из нескольких составляющих:

  • социокультурная среда образовательного учреждения (нравственно-психологической атмосфера, воспитательно-образовательная деятельность, поведение педагогов и студентов);
  • содержание образования, актуализирующее принципы ответственного поведения студентов и расширяющее спектр осваиваемых социальных ролей;
  • активные формы и методов обучения, где проявляется субъектная позиция студентов.

Таким образом, формы физической культуры также выступают средством социализации. Для эффективного процесса социализации с использования форм физической культуры необходимо:

  • формировать положительный имидж здорового образа жизни;
  • освещать спортивные мероприятия в социальных сетях и СМИ вуза;
  • создавать в вузе пространство для занятия физической культурой не только в рамках учебных занятий, но и индивидуальных занятий (секции, спортивные сообщества);
  • организовывать физические упражнения в ходе учебного дня;
  • проводить просветительскую работу со студентами о влиянии физической активности на здоровье и работоспособность.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проходило в Самарском государственном техническом университете в октябре 2022 года. Участники – студенты первого курса, 108 респондентов.

Для выявления уровня социализированности была использована анкета М.И. Рожкова, предназначенная для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом данного исследования является тестирование. В соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования проводится интерпретация результатов.

Обработка полученных данных тестирования свидетельствует о том, что лишь 19% респондентов имеют высокую степень социализированности, 54% – среднюю степень, 27% – низкую степень.

 Среди студентов первого курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарский государственный технический университет была выбрана экспериментальная группа в количестве 28 человек. Результаты тестирования данной группы были среднестатистические по курсу. С данной группой в период с октября 2022 года по апрель 2023 г. была реализована дополнительная программа физической культуры, которую мы назвали: «Мой друг – физкультура!». Авторами и организаторами данной программы стали студенты – волонтёры 3 курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарского государственного технического университета. Программа включает в себя следующие направления работы:

  1. Трекинги по Самарскому региону (гора Стрельная, Молодецкий курган, с. Ширяево, Лысая гора и др.).
  2. Сплав по реке Сок.
  3. Ежедневный студенческий танцевальный флешмоб, проводимый волонтёрами.
  4. Участие в секциях, проводимых непосредственно в ВУЗе (теннис, волейбол, футбол, баскетбол, хоккей).
  5. Совместные и индивидуальные прогулки не менее 30 минут в день.
  6. Коллективные формы работы на уроках физической культуры.

Авторы статьи сопровождали экспериментальную группу студентов, организовывали с ними системные встречи, на которых в общих и индивидуальных беседах определяли ход и эффективность предложенной программы.

Кроме того, преподаватели физической культуры использовали в ходе занятий в экспериментальной группе коллективные формы физических упражнений, в которых необходимо взаимодействие и взаимопомощь.

По завершению данной программы в апреле 2023 года было проведено повторное тестирование всех первокурсников.

Результаты анкеты экспериментальной группы показывают эффективность физической культуры и здорового образа жизни в процессе социализации.

В экспериментальной группе 25% респондентов показали высокую степень социализированности, 71% – среднюю степень, и лишь 4% – низкую степень. В целом по курсу эти показатели составили: 20% респондентов показали высокую степень социализированности, 57% – среднюю степень, и лишь 23% – низкую степень.

Исходя из этого, необходимо сделать выводы о эффективном влиянии физической культуры на процесс социализации студентов высшего учебного заведения. В процессе физкультурной деятельности молодой человек вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям окружающей среды. Физкультурная деятельность вовлекает студентов в целый спектр социальных отношений, формирует адекватные поведенческие нормы поведения.

В личной беседе студенты экспериментальной группы указывают на то, что программа «Мой друг - физкультура!» положительно отразилась на уровень их социализации не только в рамках вуза, но и в их личном социальном пространстве (семья, друзья, знакомые). Они меньше испытывают затруднений в установлении контактов с другими индивидами, проявляют толерантность, отмечают появление эмпатии в своём поведении, заинтересованность в участии в социальных проектах, многие изъявили желание заняться волонтерской деятельностью. Все это положительным образом сказывается и на качестве образовательного процесса.

К условиям эффективности социализации в процессе физических занятий относят:

  • соответствие особенностей педагогического воздействия и внутренних особенностей личности учащегося;
  • формирование мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания;
  • положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека;
  • создание адекватного самоанализа и самооценки студентов [7, с. 31].

Заключение

Социализация студентов – сложный многоуровневый процесс, связанный с изменениям в потребностях, интересах личности, в социальном опыте. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе выделены факторы, определяющие эффективность процесса социализации студентов, включенных в физкультурную деятельность. Соответственно формы физкультурной деятельности носят направленный социализирующий характер. Предложена совокупность направлений физкультурной деятельности, механизмы и организационно-педагогические условия необходимые для успешной социализации студентов в соответствии с современными требованиями и на перспективу. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области профессионального образования.

Список литературы

Эррера Л.М. Стимулирование социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде (личностно-ориентированный подход) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 8. № 4. С.55-60. EDN: OOUHXB

Власенко Е.А. Диспозиционный подход к доверию в социальной психологии // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 219-228. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-219-228 EDN: PYRFOH

Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл. 2012. 950 с.  

Hakola R., Erik H. Erikson’s identity theory and the formation of early Christianity // Journal of Beliefs & Values. 2009. Vol. 30. Issue 2. Р. 5-15. https://doi.org/10.1080/13617670902784501

Burningham К., Cooper G. Being Constructive: Social constructionism and the environment // Sociology. 1999. Vol. 33. Issue 2. Р. 297-316. https://doi.org/10.1017/S0038038599000188

Сокова М.С. Теоретические основы исследования социализации студенческой молодежи в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 21-25. EDN: OODIPP

Турбина Е.Г, Маркин А.В. Физические упражнения как средство адаптации студентов первого курса высших учебных заведений // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 1. С. 28-32. EDN: FQLWVS

References

Ehrrera LM. Stimulirovanie sotsializatsii studencheskoi molodezhi v sotsiokul'turnoi obrazovatel'noi srede (lichnostno-orientirovannyi podkhod) = Stimulating socialisation of student youth in a socio-cultural educational environment (person-centred approach). Russian Journal of Education and Psychology. 2011;8(4):55-60. (In Russ.). EDN: OOUHXB

Vlasenko EА. Dispositional approach to trust in social psychology. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2022;(205):219-228. (In Russ.). https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-219-228 EDN: PYRFOH

Leontev AA. Evolyutsiya, dvizhenie, deyatel'nost' = Evolution, movement, activity. Moscow: Cmysl Publ.; 2012. 950 p. (In Russ.).

Hakola R, Erik H. Erikson’s identity theory and the formation of early Christianity. Journal of Beliefs & Values. 2009;30(2);5-15. https://doi.org/10.1080/13617670902784501

Burningham K, Cooper G. Being constructive: Social constructionism and the environment. Sociology. 1999;33(2):297-316. https://doi.org/10.1017/S0038038599000188

Sokova MS. Teoreticheskie osnovy issledovaniya sotsializatsii studencheskoi molodezhi v protsesse podgotovki k professional'noi deyatel'nosti = Theoretical bases for the study of socialisation of student youth in the process of preparation for professional activity. Vestnik Voennogo universiteta. 2011;(2):21-25. (In Russ.). EDN: OODIPP

Turbina EG, Markin AV. Physical exercises as a means of adaptation of first-year students of higher educational institutions. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):28-32. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS

Для цитирования

Костромина О.В., Авдеева Д.А. Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 4. С. 144-150. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144 EDN: FYMFNA

For citation

Kostromina OV, Avdeeva DA. Socialization of students of higher educational institutions by means of physical culture. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(4):144-150. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144  EDN: FYMFNA

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_4_144

EDN

FYMFNA