Введение
Жестокое обращение с детьми – это серьезная проблема, затрагивающая все слои общества и имеющая глубокие корни в истории. Отсутствие адекватной реакции на проявления насилия и игнорирование потребностей детей создают долгосрочные последствия для их психического и физического здоровья, а также для развития всего общества в целом. Эта проблема проявляется в различных формах, от физического и сексуального насилия до эмоционального и психологического, а также пренебрежения потребностями ребенка. Статистика показывает, что в мире и в России происходит увеличение числа случаев жестокого обращения с несовершеннолетними. Это угрожает физическому, психологическому и социальному благополучию детей, формируя у них травмы и негативные последствия на всю жизнь. Рассмотрим факторы социальной обусловленности данной проблемы:
1. Факторы индивидуального уровня:
дети с низкой самооценкой, проблемами с поведением, отклонениями в развитии могут стать жертвами жестокого обращения.
дети с агрессивным поведением, эмоциональными проблемами, отсутствием эмпатии, потенциально могут стать агрессорами и искать жертву.
2. Факторы семейного уровня:
насилие в семье: Дети, воспитанные в семьях, где происходит насилие, с большей вероятностью сами будут агрессивными или станут жертвами жестокого обращения в школе.
неблагоприятные условия жизни: Бедность, отсутствие жилья, отсутствие поддержки со стороны родителей могут вести к агрессии и депрессии у детей, что увеличивает риск жестокого обращения.
3. Факторы общественного уровня:
социальная неравенство: Социальная неравенство, дискриминация и отсутствие социальной защиты увеличивают риск жестокого обращения с детьми.
культурные нормы: В некоторых культурах насилие считается приемлемым способом воспитания, что увеличивает вероятность жестокого обращения с детьми в школе.
медиа-культура: Постоянное насилие в фильмах, играх и новостях может десенсибилизировать детей к жестокости и увеличить риск агрессивного поведения.
отсутствие профилактических программ, направленных на предотвращение жестокого обращения с детьми в школе, увеличивает вероятность его проявления.
Многие школьные работники не обладают достаточными знаниями о причинах и последствиях жестокого обращения с детьми, а также не имеют четких протоколов действия в случаях его выявлении. Поэтому в настоящее время проблема жестокого обращения с детьми именно в школе является одной из актуальных.
Исследование психологических аспектов жестокого обращения учителя с детьми обусловлено важностью научного анализа данного феномена как вида социально-психологического воздействия, влекущего ряд последствий для психического и физического развития обучающихся. Для формирования оптимальных психолого-педагогических условий развития, обучения и воспитания обучающихся важно понимать психологические факторы школьного насилия, которые касаются личностных и профессиональных качеств педагогов. Поэтому мы считаем важным рассмотреть психологическую сущность феномена жестокого обращения учителя с детьми, выявить виды и формы психологического воздействия, их предпосылки и последствия, а также меры по предотвращению серьёзных физических и психических нарушений обучающихся.
Материалы и методы
В настоящем исследовании применялся комплекс методов, включающий: теоретические методы: анализ научной литературы, синтез, моделирование. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Отметим, что жестокое обращение с детьми – это одна из форм насилия, так как подразумевает некое «принудительное воздействие на ребёнка с использованием физических и эмоциональных насильственных действий» [1, c. 314]. В исследованиях Е.И. Поповой указывается, что данное воздействие может быть физическим, психическим и социальным [2], при этом его результатом может стать угроза физическому или психическому здоровью личности обучающихся.
В нашем исследовании для определения сути жестокого обращения с детьми мы будем использовать трактовку О.Н. Богомягковой, согласно которой, жестокое обращение – это «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей или других людей (в т.ч. педагогов), которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка» [3, c. 31].
Жестокое обращение учителя с детьми имеет ряд последствий, в том числе, «физическую травматизацию, психические нарушения, тяжёлые депрессии» [4, c.119]. Психологические последствия жестокого обращения будут зависеть от уровня его проявления. Так, по П.А. Сорокину выделяется три уровня: от минимального до критического [5, c. 4]. При этом, уже на среднем уровне вероятность серьёзных социально-психологических последствий достаточно высока, а на критическом уровне может достичь нарушения психического здоровья ребёнка с угрозой суицида.
Эксперты выделяют такие психологические предпосылки жестокого обращения с детьми у педагога, как личностное своеобразие черт характера и специфику его поведения, обусловленную, в том числе, «профессиональной деформацией, девиацией, деструкциями и жёстко-ролевым поведением» [4, c. 121].
В учебнике А.Э. Симановского указаны типы профессиональной деформации педагога [6]. Охарактеризуем те, которые могут стать причиной деструктивного взаимодействия с обучающимися:
Общепедагогические – это деформации, которые обусловлены длительным стажем работы, наличием признаков профессионального выгорания, неудовлетворенностью статусом и т.д. Жестокое обращение с детьми проявляется через авторитарный стиль, в котором сочетается, «отсутствие гибкости, самоуверенность и догматичность» [6, c. 179].
Типологические деформации, которые касаются индивидуальности педагога, наличия в ее структуре определённой акцентуации характера, обуславливающей появление заметных эмоциональных всплесков, несдержанности, предвзятого отношения и т.д. Так, например, при доминировании возбудимого типа акцентуации возможно формирование «социально-отрицательного развития» личности с проявлениями «недостаточной управляемости поведения, неконтролируемых побуждений, импульсивных поступков» [7, c. 604], чрезмерная раздражительность и требовательность педагога стимулирует страхи, тревожность обучающихся. При вспышках аффекта возможны и проявления рукоприкладства педагога.
На рисунке 1 представлена психологическая специфика профессиональных деформаций педагога.
Анализ ряда научных исследований по изучаемой проблеме позволил нам сформулировать следующие проявления жестокого обращения педагога с детьми в школе, имеющие характер психологического насилия:
применение угроз, разных форм изоляция обучающихся;
буллинг, как демонстрацию отрицательного отношения к ученику;
шантаж и настраивание коллектива против одного ученика, травля и постоянная необоснованная критика;
унижение ученика, оскорбление его чувств, неуважение к ценностям, уничижительное сравнение, давление и предъявление невыполнимых требований;
формирование реакции страха перед ошибкой и повышение тревожности от ожидаемых резких, импульсивных реакций педагога.
В настоящее время одной из ярко выраженных форм жестокого обращения является буллинг, который может носить как физический, так и психологический характер. В отношениях педагог-обучающийся преобладает эмоциональный буллинг с проявлением «вербальных унижений, непринятия, презрительного отношения» [8, c. 114].
В результате изучения психологических аспектов жестокого обращения педагога с детьми мы смогли определить его основные виды, формы, а также социально-психологические последствия (Таблица 1).
Подводя итог исследованию, отметим, что в рамках профилактики проявлений жестокого обращения с детьми в школе необходимо работать со следующим спектром психологических проблем:
Деятельность по профилактике профессионального выгорания и формированию нервно-психической устойчивости и психологической культуры педагога.
Постоянное совершенствование профессиональных качеств, в том числе, психолого-педагогических компетенций учителя: понимание сути психологического возраста обучающихся, работы с кризисными проявлениями, владение конструктивными способами решения конфликтов в образовательной среде и так далее. Педагоги, психологи, административный персонал должны пройти обучение по темам жестокого обращения с детьми, методам его распознавания и предотвращения.
Личностный рост педагога, как понимание слабых сторон индивидуальности, совершенствование индивидуального стиля деятельности, коррекция проявлений ригидности, недостаточной саморегуляции, негативных качеств акцентуации характера, становления эмпатии. Особое внимание следует уделить тренингу коммуникативных и социальных навыков, стрессоустойчивости, профилактике тревожности.
Для минимизации проблемы жестокого обращения с детьми в образовательной организации должно быть обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение педагогов на разных этапах профессионализации, позволяющее своевременно определить объективные и субъективные причины деструктивных взаимоотношений и принять эффективные меры со стороны руководства.
Также необходимы профилактические и интервенционные меры на уровне школы.
Профилактические:
Разработка и внедрение программ по предупреждению жестокого обращения, которые должны быть направлены на формирование у детей навыков самозащиты, развития эмоционального интеллекта, предотвращения буллинга, повышения самооценки.
Создание позитивной и поддерживающей атмосферы в школе.
Организация школьных мероприятий, направленных на сплочение коллектива, создание условий для безопасного и уютного пребывания детей в школе.
Создание механизма обратной связи, например создание "Ящик доверия", анонимный звонок на горячую линию, специальные сайт или платформа для сообщений.
Интервенционные меры:
В случае выявления фактов жестокого обращения необходимо провести полное и непредвзятое расследование.
Оказание психологической помощи: жертвам жестокого обращения необходимо оказать психологическую помощь для преодоления травмы и восстановления психологического здоровья.
Привлечение правоохранительных органов.
Заключение
В целом отмечаем, что проблема жестокого обращения с детьми имеет сложную диагностику. А непосредственно жестокое обращение может проявляться в разных формах, от физического насилия до психологического и кибербуллинга. Это делает его трудным для не только для диагностики, но и для предотвращения.
Жестокое обращение с детьми в школе – это многогранная проблема, которая требует комплексного подхода к решению. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на ее проявление, и разрабатывать эффективные профилактические и интервенционные программы, направленные на предотвращение жестокого обращения с детьми и создание безопасной и здоровой школьной среды.
Шарапов А.О., Пчелкина Е.П., Шех О.И. Кризисная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2019. 538 с.
Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 6. С. 1-7.
Богомягкова О.Н. Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 27-37. EDN WEZVED
Митин Г.В. Школьное насилие: роль учителя // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. С. 119-123. EDN: WILZFX
Сорокин П.А. Школьная среда и проблемы насилия над детьми. М.: Астрель, 2016. 198 с.
Симановский А.Э. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2024. 259 с.
Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во Московского ун-та. 1982. 320 с.
Потапова Л.В. Насилие в школе как социальная проблема // Таврический научный обозреватель. 2016. № 6 (11). С. 113-116. EDN: WCKMSF
Sharapov AO, Pchelkina EP, Shekh OI. Krizisnaia psikhologiia = Crisis psychology. 2th ed. Moscow: Iurait Publ.; 2019. 538 p. (In Russ.).
Popova EI, Pchelintseva IV. Spetsifika zhestokogo obrashcheniia s det'mi v shkol'noi srede = Specifics of child abuse in the school environment. Scientific-Methodological Electronic Journal “Koncept”. 2014;(6):1-7. (In Russ.).
Bogomyagkova ON. Abuse of children in the educational system and family. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psixologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2016;(1):27-37. (In Russ.). EDN WEZVED
Mitin GV. School violence: the teacher's role. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika». 2016;(2):119-123. (In Russ.). EDN: WILZFX
Sorokin PA. Shkol'naia sreda i problemy nasiliia nad det'mi = School environment and child abuse issues. Moscow: Astrel Publ.; 2016. 198 p. (In Russ.).
Simanovskii AE. Pedagogicheskaia psikhologiia = Pedagogical psychology. 3th ed. Moscow: Iurait Publ.; 2024. 259 p. (In Russ.).
Gippenreiter IuB, Romanov VIa. Psikhologiia individual'nykh razlichii = Psychology of individual differences. Moscow: Moscow University Publ.; 1982. 320 p. (In Russ.).
Potapova LV. Nasilie v shkole kak sotsial'naia problema = School violence as a social problem. Tavricheskii nauchnyi obozrevatel'. 2016;(6):113-116. (In Russ.). EDN: WCKMSF
Черномор М.А. Социально-педагогические проблемы жестокого обращения с детьми: факторы возникновения и предупреждение // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 180-185. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_180 EDN: XSNEWU
Chernomor MA. Sensory integration method as a factor of socialization of preschool children with disabilities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):180-185. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_180 EDN: XSNEWU