Стиль руководства как элемент администрирования в государственных органах управления

Авторы
Луганский государственный университет имени Владимира Даля
Луганский государственный университет имени Владимира Даля
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
128-137
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Рассмотрены основные стили руководства и проведен анализ факторов, влияющих на стиль руководителя государственного органа управления. Проанализировано влияние стиля руководства на результаты деятельности органа управления. Предложена методика выбора стиля руководства в государственных органах управления, в зависимости от степени воздействия различных факторов.
Ключевые слова
стиль, руководство, методика, выбор, руководство, государственный орган, управление.
Полный текст HTML

Введение. На современном этапе развития общества, большое внимание уделяется стилям руководства, как основным элементом управления в государственных и муниципальных учреждениях. Любая успешная работа нуждается в согласованных действиях всех ее участников, это возможно только при условии единого руководства и единства сотрудников в достижении общей цели. Однако, данное единство не может возникнуть случайно: его необходимо спланировать, организовать и активизировать, особенно, это необходимо для деятельности отдельного сотрудника или группы сотрудников. В связи с этим, актуальным вопросом является определение оптимального стиля руководства для того, чтобы установить эффективное взаимодействие руководителя и подчиненных в муниципальных учреждениях. На сегодняшний день значительной проблемой, которую решают множество теоретиков и практиков управления, является проблема повышения качества управления в муниципальных учреждениях. В условиях перемен, которые проявляются ускорением глобальных процессов, современные государственные органы управления особенно остро нуждаются в квалифицированном руководстве, постоянном усовершенствовании управления для достижения максимальной результативности деятельности в перспективе. Очевидной становится проблема выбора оптимального стиля руководства в зависимости от сложившейся ситуации в государственных органах управления.

Основной целью статьи является определение новых способов совершенствования выбора стилей руководства для оптимизации управленческой деятельности и повышения эффективности работы государственных органов управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать основные стили руководства, которые могут использоваться в деятельности государственных органов управления;
  • оценить факторы, которые оказывают влияние на стиль руководства и на управление в государственных органах;
  • предложить методику выбора стиля руководства в государственных органах управления.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы принципы системно-функционального и структурного анализа, метод сравнения, анализа причинно-следственных связей и методика выбора стиля управления в государственных органах управления.

Обзор литературы. В ходе изучения проблемы, относительно стиля руководства в государственных органах управления, учеными было предложено множество различных определений стиля руководства. Данной тематикой занимались такие ученые как: Кен Бланшард [1], Виктор Врумм, Курт Левин, Дуглас МакГрегор, Ричард Манн, Фред Фидлер, Поль Херси [2]. Однако, ими не выявлено взаимосвязи стиля руководства и конкретной ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение. В связи с динамикой внутренней и внешней среды государственных органов управления, профессиональное применение стиля руководства, его вариантов современными руководителями, содействует эффективному функционированию и развитию учреждения, усиливают его конкурентоспособность, улучшают социально-психологический климат, помогают предусмотреть и минимизировать кризисные ситуации, находят оптимальные пути выхода из кризиса, а также способствуют внедрению инноваций.

В итоге повышается социальная, имиджевая и экономическая эффективность в муниципальных учреждениях. В процессе управления людьми, руководители всё чаще стараются уделять внимание проблемам, связанные с мотивацией и стимулированием сотрудников, в то же время, правильно выбранный стиль руководства помогает эффективно использовать потенциал всех сотрудников государственного органа управления. С помощью определённых стилей менеджмента руководители достигают удовлетворённости работой и повышения производительности труда персонала в целом [3].

Стиль руководства является одним из важнейших элементов администрирования в государственных органах управления.

Стиль управления в сфере государственной службы способен не только разрешить сложные проблемы, возникающие в современном мире, но и мотивировать государственных служащих к самосовершенствованию, повышению уровня профессионального мастерства. Именно от правильно подобранного стиля руководства будут зависеть результаты деятельности государственного органа управления (рисунок 1).

Таким образом, некоторые показатели стиля руководства, такие как гибкость руководителя в разных ситуациях, личностные качества, социально-психологические характеристики руководителя, оказывают особенное влияние на результаты деятельности муниципального учреждения, в которые входят: уровень управления персоналом, качество управления персоналом, производительность труда сотрудников.

85

Рис. 1. Влияние стиля руководства на результаты деятельности

Fig. 1. The impact of leadership style on performance

 

Однако, различные виды стилей руководства будут отражаться на управление в государственных органах управления индивидуально. Каждый из них будет иметь свои недостатки и преимущества. Наиболее часто выделяют три стиля руководства:

  • автократический;
  • демократический;
  • попустительский.

Грамотно подобрать стиль руководства можно путем рассмотрения и анализа основных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на него.

К данным факторам можно отнести [2]:

  • уровень зрелости коллектива;
  • характер поставленных задач;
  • сложившаяся обстановка в органах государственного управления;
  • тип взаимоотношения руководства государственных органов управления с подчиненными.

Таким образом, рассмотрим направления в выборе стилей руководства в зависимости от различных факторов [1].

Первое направление констатирует о том, что когда снижается уровень зрелости коллектива следует применять жесткое управление, то есть, следует переходить от либерального стиля к демократическому и т.д.

Второе направление связано со сменой характера задач, которые решают руководители и органы исполнительной власти. При повышении удельного веса творческих задач следует понижать жесткость в руководстве. Если данный аспект не будет выполнен, то успех деятельности руководителя не будет гарантирован.

Третье направление показывает взаимосвязь обстановки, которая сложилась на данный момент времени и стилей руководства. В нормальных условиях работы успешные руководители отдают предпочтение демократическому и либеральным стилям.

Четвертое направление определено при изучении взаимосвязи стилей руководства с ориентацией управленцев на выполнение задачи, либо на человеческий фактор. Значительное внимание руководителя к способам выполнения задачи и пренебрежение человеческим фактором ведет к переходу на авторитарный стиль управления. Но, если руководители пытаются прибегнуть к результату за счет использования человеческих ресурсов, то им следует переходить от авторитарного к демократическому, либо к либеральному стилю руководства.

Предложенная методика помогает оценить эффективность руководства в зависимости от типа личности руководителя (автократ (А), либерал (Л), демократ (Д)) и ключевых аспектов, которые характеризуют сложившуюся ситуацию:

  • уровень зрелости подчиненных;
  • тип взаимоотношений с подчиненными, выбранный руководителем;
  • характер задачи, решаемой органами исполнительной власти;
  • характер текущей обстановки.

При этом можно определить, что эффективность руководства характеризует себя тремя показателями: высокой результативностью (ВР); средней результативностью (СР), низкой результативностью (НР). Если взаимосвязь фактора и выбранного стиля руководства приводит к низкому результату (НР), то необходимо произвести замену руководителя, поскольку в данных условиях даже изменение стиля не приведет к достижению цели.

Следовательно, работа руководителей органов исполнительной власти будет проходить по четырем направлениям. На основании проанализированных выше факторов, влияющих на стиль руководства в государственных органах управления, предложена методика выбора стиля руководства в государственных органах управления, в зависимости от степени влияния различных факторов (рисунок 2).

Сущность данной методики и механизм ее применения можно трактовать следующим образом. В зависимости от наличия времени и эффективности решения задач руководителю необходимо использовать все четыре основных направления, которые проиллюстрированы на рисунке 2, либо отдать преимущество только одному из направлений. Поскольку, чем больше времени у руководителя и чем важнее цель, которую необходимо достичь, тем более эффективнее руководитель может оценить сложившуюся ситуацию.

89

Рис. 2. Методика выбора стиля руководства в государственных органах управления в зависимости от степени влияния различных факторов

Fig. 2. Methodology for choosing a leadership style in public administration, depending on the degree of influence of various factors

Заключение. Во-первых, нет в современном мире оптимального стиля руководства, который можно было применять в любой ситуации и добиваться максимального результата. Существует неопределённое множество ситуаций, в ходе которых и либерал, и автократ, которых существенно недооценивают, могут действовать намного эффективнее, чем руководители, которые прибегают к использованию демократического стиля руководства.

Во-вторых, необходимо учитывать, что в нормальных условиях, наибольшей эффективности можно достичь с помощью стилей руководства, которые ориентированы на творческий потенциал сотрудников органов исполнительной власти, благодаря которому он может не только функционировать на определенном уровне, но и дает возможность развиваться и повышать уровень выполнения поставленных задач. Поэтому, можно определять то, что стратегия поведения руководителей государственного управления должна способствовать созданию нормальных условий для работы сотрудников.

Список литературы

Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. М.: Агропромиздат, 1992. 62 с.

Павлов В.П. Проблема формирования нового стиля управления в менеджменте // Креативная экономика. 2011. № 12. С. 3-7.

Кузнецов И.Н. Эффективный руководитель: учебно-практическое пособие. 5-е изд. М.: Дашков и К, 2018. 596 с.

References

Lyubinova NG. Menedzhment – put' k uspekhu = Management is the way to success. Moscow: Agropromizdat Publ.; 1992. 62 p. (In Russ.).

Pavlov VP. Problem of New Management Style Development in Russian Management. Creative economy. 2011;(12):3-7. (In Russ.).

Kuznetsov IN. Effektivnyi rukovoditel = Effective leader. 5th ed. Moscow: Dashkov i K Publ.; 2018. 596 p. (In Russ.).

Для цитирования

Ульяницкая О.В., Закутаева Д.А. Стиль руководства как элемент администрирования в государственных органах управления // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 128-137. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_128

For citation

Ulyanitskaya OV, Zakutaeva DA. Management style as an element of administration in state governance bodies. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(2):128-137. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_128

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_128

EDN

IHTVRL