Взаимодействие ДОО и семьи в процессе подготовки детей к школе

Авторы
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
14-22
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье затронута одна из актуальных проблем дошкольного образования подготовка старших дошкольников к школьному обучению. Рассмотрен вопрос взаимодействия дошкольной организации с семьей в процессе подготовки детей к школе. Представлен план мероприятий агитпоезда «Дошколёнок» с целью создания единого образовательного пространства «Ребенок – детский сад – семья» и повышения имиджа ДОО.
Ключевые слова
взаимодействие, педагог, семья, дошкольники, учебная деятельность, готовность к школе, формы работы.
Полный текст HTML

Введение. Сегодня к детям, поступающим в первый класс, предъявляются достаточно высокие требования к уровню их психофизического развития. Это связано с усложнением содержания и средств обучения в начальной школе. Современный первоклассник должен быть, в первую очередь, готов к освоению учебной деятельности со стороны развития интеллектуальной, социальной и личностной сфер. В связи с этим одной из актуальных проблем дошкольного образования стала эффективная подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, формирование у них необходимых видов готовности: физической, педагогической и психологической.

Необходимость проведения целенаправленной работы по подготовке старших дошкольников к обучению в школе указана и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования[1] (ФГОС ДО). В нем среди главных задач современного дошкольного образования указано обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, что позволит детям наиболее эффективно сформировать необходимую готовность к учебной деятельности.

Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования изучалась и анализировалась практика МБДОУ детский сад № 169. Использовались методы: постановки учебных задач, анализ данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В научных исследованиях многих ученых (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин) определено, что готовность к школе старших дошкольников является сложным и многокомпонентным образованием. При этом успешность начала обучения ребенка во многом связана с уровнем психологической готовности, представляющей собой комплекс интеллектуально-личностных и социальных качеств. Именно данные показатели имеют наименьшие уровни развития у старших дошкольников.

Разрешение задач по подготовке детей к школьному обучению во многом зависит от эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Значимость этого аспекта связана с тем, что именно семья в период дошкольного детства играет одну из главных ролей в развитии личности ребенка, в становлении его качеств и интересов. Недаром в ФГОС ДО указано на обязательную организацию сотрудничества с семьями воспитанников, для создания единого эффективного образовательного пространства. Большинство родителей (законных представителей) воспринимают готовность ребенка к обучению в школе умением читать, писать и считать. Задача педагогического коллектива объяснить родителям, что интерес и готовность к школе могут быть сформированы и при отсутствии этих умений и навыков.

В связи с этим педагогический коллектив дошкольной организации выстраивает работу с семьями воспитанников согласно следующим задачам:

  • научить родителей (законных представителей) осуществлять поддержку и сопровождение своего ребенка при поступлении в школу;
  • повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);
  • укреплять партнерские отношения между ДОО, родителями (законными представителями) и иными представителями педагогического сообщества.

Взаимодействие с семьей – это важнейшее направление деятельности специалистов ДОО. Его эффективность во многом определяется формами и методами организации работы с родителями (законными представителями), которые используются педагогами.

Любая форма работы с родителями (законными представителями) должна быть направлена на установление доверительных отношений между всеми субъектами педагогического процесса, на объединение их в единую команду, на развитие стремления выстраивать отношения друг с другом по вопросам воспитания и обучения детей в период подготовки к школе.

В практике работы ДОО к настоящему времени имеется ряд форм работы с семьями воспитанников, которые носят устойчивый характер, не изменяемый уже на протяжении многих лет. Они относятся к разряду традиционных форм. Специфика, классификация, методика проведения описана многими исследователями, в т.ч. Е.П. Арнаутовой [1], Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой, Е.В. Пономаревой.

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Традиционные формы используются при организации взаимодействия с родителями (законными представителями) по следующим направлениям:

1 направление – работа с семьями воспитанников внутри ДОО;

2 направление – работа с семьями воспитанников за пределами ДОО, в окружающем социальном пространстве.

В качестве главной особенности нетрадиционных форм работы с родителями, по мнению Е.Н. Реневой, выступает перестройка традиционных основ взаимодействия с семьей в сторону партнерского участия [2].

Сегодня существует достаточно большое разнообразие видов нетрадиционных форм работы с родителями (законными представителями), которые подразделены Т.В. Кротовой на несколько групп:

1 группа – информационно-аналитические формы;

2 группа – познавательные формы;

3 группа – досуговые формы;

4 группа – наглядно-информационные [3].

Работа педагога и семьи будущего первоклассника по формированию готовности к школе включает следующие составляющие:

  • формирование представления об учебной деятельности (на основе этого качества будущий первоклассник активно ведет себя на образовательных мероприятиях, проявляет усидчивость и внимание, выполняет инструкции взрослого, действует по образцу);
  • развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости, старательности (данные качества помогают ребенку проявлять стремление овладевать знаниями и умениями);
  • формирование сочувствия, отзывчивости, эмпатии, справедливости, коллективизма (данные качества помогают выстраивать дружеские отношения, взаимодействовать в коллективе сверстников);
  • развитие в ребенке любознательности, произвольного внимания, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, инициативности (на основе данных качеств дошкольники быстрее овладевают знаниями, достигают положительных результатов в ученой деятельности).

Педагоги отмечают, что сейчас современные родители неохотно выходят за пределы своих стереотипов о взаимодействии с ДОО в процессе подготовки к школьному обучению и об этом свидетельствуют проведенные исследования О.Л. Зверевой. Позже эти же данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой. В связи с этим задача педагогического коллектива подобрать формы и методы общения с семьями воспитанников таким образом, чтобы способствовать созданию единого образовательного пространства, в котором будет возможно благоприятное проживание ребенком предшкольного периода жизни [4].

В нашем дошкольном учреждении МБДОУ детский сад №169 составляется перспективный план работы с родителями (законными представителями) будущих первоклассников, куда обязательно входят родительские собрания (1 раз в квартал), консультации для родителей (ежемесячно – 9 консультаций в год), а также консультации специалистов по запросу родителей (законных представителей), оформляются папки-передвижки и 2 раза в год организуются образовательные мероприятия в рамках агитпоезда «Дошколёнок» с целью создания единого образовательного пространства «Ребенок – детский сад – семья» и повышения имиджа ДОО (таблица 1).

43

Для успешного взаимодействия с семьей в данном направлении мы разрабатываем содержание совместной работы с учетом принципов индивидуального подхода, доверия и поддержки, системности, последовательности и единства требований. При этом важным является применение комплекса различных форм и методов взаимодействия, способствующих установлению доверительных и положительных отношений с целью обмена информацией и умениями, эмоциями и чувствами, раскрытию воспитательных способностей, как родителей, так и педагогов.

Заключение. Грамотно выстроенная совместная работа педагогов с семьями воспитанников помогает достигать хороших результатов в процессе подготовки к школьному обучению. Это связано с тем, что в дошкольном детстве пример взрослого является главной силой, воздействующей на развитие личности, на становление способностей ребенка. Дети с поддержкой взрослых приобретают не только элементарные знания, умения и навыки, но и свой первый жизненный опыт об окружающей действительности. Именно эти качества дают уверенность детям на пороге школы.

Список литературы

Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М.: Владос, 2008. 213 с.

Ренева Е.Н., Быкова С.С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 3. С. 81-85. URL: https://e-koncept.ru/2016/16055.htm (дата обращения: 10.10.2021).

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации. М.: Сфера, 2019. 112 с.

Стожарова М.Ю. Лекции и практические занятия по спецкурсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников»: учебное пособие. Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2009. 132 с.

References

Arnautova EP. Praktika vzaimodeistviya sem'i i sovremennogo detskogo sada. Moscow: Vlados Publ.; 2008. 213 p. (In Russ.).

Reneva EN, Bykova SS. Semeinyi klub kak forma organizatsii sotsial'nogo partnerstva doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii i sem'i. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2016;(3):81-85. (In Russ.). Available from: https://e-koncept.ru/2016/16055.htm [Accessed: 10th October 2021

Zvereva OL, Krotova TV. Obshchenie pedagoga s roditelyami v DOO. Moscow: Sfera Publ.; 2019. 112 p. (In Russ.).

Stozharova MIu. Lektsii i prakticheskie zanyatiya po spetskursu: “Formirovanie shkol'noi zrelosti doshkol'nikov”. Ulyanovsk: Ilya Ulyanov State Pedagogical University Publ.; 2009. 132 p. (In Russ.).

Для цитирования

Ершова О.А., Стожарова М.Ю. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе подготовки детей к школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 14-22. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_14

For citation

Ershova OA, Stozharova MIu. Interaction between preschools and families in the process of preparing children for school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):14-22. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_14

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_5_14

EDN

NFCBHA