Проектная деятельность как средство формирования этнической толерантности воспитанников Омского кадетского военного корпуса

Авторы
ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
65-70
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Необходимость формирования этнической толерантности имеет давние истоки и связана с различными историческими, социальными и культурными факторами. В статье выделен ряд предпосылок: исторические конфликты, мультикультурность общества, необходимость в сотрудничестве и взаимопонимании между различными этническими и культурными группами, все это акцентирует внимание на толерантности и уважении к различиям. Особое место отводится этнической толерантности, которая важна для поддержания гармоничных отношений в обществе, предотвращения конфликтов, создания мультикультурной среды и построения мирного и равноправного общества. Определены блоки этнической толерантности: уважение культурных различий, взаимопонимание и диалог, уважение прав и свобод, ненасилие и мирное сосуществование, эмпатия и понимание. Выделены компоненты структуры этнической толерантности: когнитивный, эмоциональный, деятельностный, уточнено понятие «этническая толерантность». Представлены опыт работы по формированию этнической толерантности в Омском кадетском военном корпусе, включающий формирование каждого компонента этнической толерантности в рамках игрового мероприятия «Многонациональный народ РФ». Реализация мероприятия «Многонациональный народ РФ» в Омском кадетском военном корпусе был представлен четырьмя блоками: обществоведческим, географическим, историческим, этнологическим. Результаты эксперимента по исследованию изменений когнитивного компонента этнической толерантности, проведенного в рамках проектной деятельности воспитанников и преподавателей, показали положительную динамику.
Ключевые слова
этническая толерантность, компоненты этнической толерантности, социальное поведение, национальная идентичность, проектная деятельность
Полный текст HTML

Введение

Российская Федерация – многонациональное государство, основной закон которого, согласно Конституции РФ, провозглашает равноправие и самоопределение народов, живущих в нем как необходимое условие государственной целостности. Сегодня численность жителей России оценивается в 145 миллионов человек. Около 80% из них составляют русские, остальные 20% являются представителями 180 народов, которые говорят на разных языках, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В такой обстановке происходит активное взаимопроникновение культур, выстраивание сложных специфических взаимоотношений, которые имеют как позитивные, так и негативные последствия. 

Формирование этнической толерантности должно начинаться в семье и продолжаться в образовательных учреждениях, где обучающиеся становятся членами многонационального коллектива. В Омском кадетском военном корпусе сегодня обучаются буряты, калмыки, кыргызы, казахи, татары, немцы, евреи и представители других малочисленных народов. Особенности возрастного этапа развития личности кадетов связаны с интенсивной социализацией, формированием системы ценностей, освоением моделей поведения в социуме. В связи с возрастными особенностями кадетов, в условиях обучения в закрытом образовательном учреждении, гендерной однородности состава класса, а также продолжительным пространственно-временным взаимодействием в указанной среде актуальными становятся проблемы гармонизации межличностных взаимоотношений, формирования этнической толерантности. 

Материалы и методы

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования. Теоретические методы: анализ литературы, теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

Обзор литературы 

В научной литературе нет единого подхода к понятию «толерантность». Ряд исследователей, по умолчанию, используют терпимость и толерантность как тождественные понятия, но это не одно и тоже [1]. Быть толерантным не означает терпеть противоречащие собственным взглядам идеи и поступки, быть равнодушным к любым действиям. Считаю, что достаточно полное определение дано в Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., в статье 1, п. 1.2. определено: «Толерантность означает уважение, признание и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [2].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ позиций разных авторов показывает, что толерантность характеризуют такие основные компоненты, как: понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение. Наиболее важной характеристикой межэтнических отношений является этническая толерантность – «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [3]. Этническая толерантность, по мнению Н.М. Лебедевой, – это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [4, с. 67].

Этническая толерантность проявляется в поступках, но формируется под воздействие ряда этнокультурных факторов: мегафакторов (этносоциальные), мезофакторы (этнокультурные), в. т.ч. этнос, этническая культура, этническая среда референтная группа с моделями социально одобряемого поведения, микрофакторы (этнопсихологические). Выделенные факторы воздействуют на этнокультурную социализацию в своей совокупности, при этом макрофакторы (этносоциальные) выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы (этнопсихологические) – внутренних регуляторов [5, с. 166].

Все авторы сходятся во мнении, что этническую толерантность можно рассматривать как уважительное, дружелюбное и поддерживающее отношение к людям, принадлежащим к различным этническим группам. Она подразумевает уважение и понимание культурных, языковых, религиозных и традиционных особенностей других этнических групп. Этническая толерантность также включает в себя способность мирно сосуществовать и взаимодействовать с людьми независимо от их этнической принадлежности. Этническая толерантность включает в себя несколько ключевых блоков, которые формируют ее структуру:

  • Уважение культурных различий: включает в себя признание и уважение культурных, языковых, религиозных, традиционных и иных особенностей различных этнических групп, понимание и осознание ценности многообразия внутри общества.

  • Взаимопонимание и диалог.

  • Уважение прав и свобод: компонент включает в себя уважение прав и свобод всех этнических групп, включая право на свободу вероисповедания, выражения мнения, участие в общественной жизни.

  • Ненасилие и мирное сосуществование: компонент, который предполагает отказ от насилия и способствует разрешению конфликтов мирным путем. Компонент подчеркивает важность солидарности и сотрудничества между различными этническими группами.

  • Эмпатия и понимание.

В Омском кадетском военном корпусе воспитание этнической толерантности осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Педагоги корпуса используют игровые и тренинговые формы работы, проводят тематические классные часы, этнографические, географические, исторические, обществоведческие и искусствоведческие занятия, праздники. 

Нововведением в образовательном процессе стал педагогический эдутон «Памяти моей исток», в рамках которого педагоги разрабатывали для кадетов электронные материалы, освящающие вопросы быта и традиций малочисленных народов. 

Большой воспитательный потенциал в вопросе формирования этнической толерантности содержит проектная деятельность, в рамках которой кадетами и преподавателями по истории и обществознанию был проведен эксперимент. Воспитанникам предлагалось определить уровень толерантности кадетов 7-8 классов и 10 классов, используя современные методики. Далее, на основе анализа данных – разработать сценарий и провести мероприятие, способствующее формированию этнической толерантности. Предварительно, автор данного исследования на основе работ Н.А. Асташовой выделила компоненты этнической толерантности: «когнитивный – знания человека, его представления о толерантности и ее роли в жизни; эмоциональный – ценностное отношение к окружающим, мнению другого, этническим вопросам, собственным чувствам; деятельностный – готовность к тому или иному типу социального поведения» [6]. 

На констатирующем этапе эксперимента (сбор первичной информации об уровне сформированности этнической толерантности кадетов) был выбран инструментарий для диагностики: 

  1. Анкета для диагностирования знаний и представлений подростков об этнической толерантности. Получение данной информации свидетельствовало о содержании когнитивного компонента этнической толерантности.

  2. «Методика изучения толерантности» Доминика Де Сент Марса. Она представлена тремя сериями, которые отражают отношение кадета к другим национальностям, что является критерием эмоционального компонента этнической толерантности.

  3. Методика «Сломанный карандаш» включала задание, при выполнении которого респондент демонстрировал свой путь действий, свое поведение в конкретной ситуации, что соответствовало поведенческому компоненту этнической толерантности. 

В анкетировании принимали участие 149 кадетов 7-8 классов и 55 кадетов 10 классов. 

Результаты анкетирования в 7 и 8 классах показали, что большинство кадетов не знают информации о народах, проживающих на территории РФ; присутствуют ли среди них кадеты других национальностей. Это свидетельствует о слабо развитом когнитивном компоненте. В 7 и 8 классах имеются кадеты с низким уровнем сформированности поведенческого и эмоционального компонентов этнической толерантности, что может послужить почвой для возникновения конфликтов на национальной основе.

В 10 классах большинство кадетов знают о народах, проживающих на территории РФ; представители каких национальностей присутствуют в их классе и знакомы с некоторыми традициями малочисленных народов, что говорит о достаточно высоком уровне осведомленности и развитии когнитивного компонента. Высокие показатели когнитивного компонента связаны с тем, что кадеты уже получили основное общее образование, имеют накопленный багаж знаний за период обучения по всем предметам. 

В 10 классах кадеты имеют высокие и средние показатели уровня сформированности поведенческого и эмоционального компонентов, что объясняется психологическими особенностями данного возрастного периода: в отличие от младшего подросткового возраста, кадеты менее импульсивны, способны сдерживать и контролировать себя в действиях, эмоциях, сосредоточены на принятии взвешенных решений. В экспериментальной группе сохранялся небольшой процент кадетов с низким уровнем этнической толерантности. 

Для полного исключения или уменьшения низких показателей уровня сформированности этнической толерантности, расширения знаний о малочисленных народах, населяющих нашу Родину, кадетами и преподавателями было разработано внеурочное мероприятие «Многонациональный народ РФ». Формой мероприятия стала игра, что объясняется возрастными особенностями и удовлетворяет потребности в товариществе, активности, азарте младших подростков, а также обеспечивает командную работу, соревнование, интеллектуальную закалку, удовлетворение потребностей в личностной реализации старшеклассников. 

Цель игры: формирование представлений кадетов о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации обучающихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Ход игры «Многонациональный народ РФ» был представлен четырьмя блоками: 

  • обществоведческим; 

  • географическим;

  • историческим;

  • этнологическим. 

В каждом блоке кадетам предлагалось выполнить творческие задания. Элементы содержания сценарного плана были в разной степени направлены на развитие каждого из компонентов этнической толерантности. 

Преимущественное внимание было уделено когнитивному компоненту. Когнитивный компонент формировался через актуализацию знаний и усвоение понятий «этнос», «род», «племя», нация», народность»; картографическую работу с указанием субъектов РФ, в которых проживают малочисленные народы; исторические вспоминания о героях-панфиловцах, защитниках Дома Павлова, подвиге Николая Францевича Гастелло и т.д. 

Сопровождение игры стихами, патриотическими видеосюжетами, живое общение с представителями различных народностей – кадетами ОКВК, напутственное послание, игра на варгане и свадебная песня телеутов вызвали огромный интерес к мероприятию и эмоциональный подъем. В рамках игры кадеты проявляли доброжелательность по отношению к друг другу. Несмотря на многонациональный состав команд, задания выполнялись оперативно, в сотрудничестве.

На заключительном этапе экспериментальной работы было проведено повторное исследование, цель которого – проверка эффективности игры «Многонациональный народ РФ». Использовался комплекс методик, что и в констатирующем эксперименте. 

В 7, 8 классах количество подростков с низким уровнем сформированности когнитивного компонента сократилось на 32 человека. Это говорит о том, что в результате проведения игры в большинстве своем кадеты усвоили материал об этносах, которые проживают в нашей стране, об особенностях их культуры. 

Количество подростков, у которых уровень сформированности эмоционального компонента низкий, уменьшилось. Несмотря на это, у четырех человек данный показатель по-прежнему стабилен. Это можно объяснить тем, что формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающим, мнению другого сложный процесс, требуемый большого количества времени.

Количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровни сформированности когнитивного компонента этнической толерантности значительно увеличилось. 

Количество подростков, у которых уровень сформированности когнитивного компонента этнической толерантности низкий – сведен к нулю. Показатели сформированности эмоционального компонента в целом остаются стабильными. Это говорит о готовности подростков к дружественным и приятельским отношениям с представителями других национальностей среди старшеклассников. Увеличилось число кадетов с высокими показателями сформированности поведенческого компонента этнической толерантности.

Заключение

На основании полученных данных по сравнительному анализу опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что, несмотря на краткосрочность, реализуемые целевые активные виды деятельности имеют высокую эффективность в воспитании этнической толерантности у подростков. Такие игры и виды деятельности не просто нейтрализуют негативные этнические стереотипы и установки, но и формируют устойчивую этническую толерантность в личностном общении со сверстниками. Для дальнейшей работы по данному вопросу необходимо планировать комплекс мероприятий, направленных на формирование этнического самосознания и этнической идентичности умений гармоничного взаимодействия с представителями различных национальностей.

Список литературы

Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 4. № 2. С. 300-310. EDN: PDPRIL

Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс] // Московская Школа Конфликтологии. URL: https://conflictmanagement.ru/deklaratsiya-printsipov-tolerantnosti/ (дата обращения: 10.04.2024).

Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 124 с.

Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. М.: МАКС Пресс, 2011. 191 с.

Шаманова Т.А., Тюкавкина Н.В. Компоненты и факторы этнокультурной социализации младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 8. С. 164-167. EDN: RTWJOX

Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 19-22. EDN: RTEEAP

References

Chebykina ОА. System analysis of the approaches to the notion of “tolerance”. Psychological-Educational Studies. 2012;4(2):300-310. (In Russ.). EDN: PDPRIL

Declaration of Principles of Tolerance. Moskovskaia Shkola Konfliktologii. (In Russ.). https://conflictmanagement.ru/deklaratsiya-printsipov-tolerantnosti/ [Accessed: 12th April 2024]

Khotinets VYu. Etnicheskaia identichnost' i tolerantnost' = Ethnic Identity and Tolerance. Yekaterinburg: Ural University Publ.; 2002. 124 p. (In Russ.).

Lebedeva NM. Etnicheskaia i kross-kul'turnaia psikhologiia = Ethnic and cross-cultural psychology. Moscow: MAKS Press Publ.; 2011. 191 p. (In Russ.).

Shamanova TA. Tyukavkina NV. Сomponents and factors of ethnocultural socialization of younger school students. International Journal of Experimental Education. 2013;(8):164-167. (In Russ.). EDN: RTWJOX

Astashova NA. Tolerantnost' kak uslovie samorealizatsii lichnosti = Tolerance as a condition for personal self-realization. The Bryansk State University Herald. (1):19-22. (In Russ.). EDN: RTEEAP

Для цитирования

Белявская Д.П. Проектная деятельность как средство формирования этнической толерантности воспитанников Омского кадетского военного корпуса // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 65-70. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_65 EDN: XIXPWF

For citation

Beliavskaia DP. Project activity as a means of formation of ethnic tolerance of pupils of the Omsk Military Cadet Corps. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):65-70. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_65 EDN: XIXPWF

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2024_5_3_65

EDN

XIXPWF