Введение
Сегодня ведется гибридная война многочисленных зарубежных западных служб против России, и направлена она не только на сдерживание стабильности и созидательного развития нашей страны, но и на выхолащивание православных основ, традиций российской культуры и образования, забвение исторической памяти народа, на полное уничтожение русской российской цивилизации.
В стратегии работы с молодым поколением основной упор делается на разрыв многовековых связей молодого и старшего поколений нашей страны через переписывание истории народа, искажение исторических фактов, принижение чувства патриотизма, через глумление над гуманистическими традициями, духовностью, верой и миссией русского народа и пр. Особую угрозу формированию ценностных ориентаций молодежи сегодня представляет деятельность экстремистских и террористических организаций недружественных нам стран. А ведь именно ценностные ориентации определяют степень духовности и нравственности поведения личности в различных жизненных ситуациях, определяют характер взаимодействия с окружающим миром, составляют основу мировоззрения человека.
Материалы и методы
В ходе исследования были применены следующие методы: теоретические – анализ, синтез, объяснение, сравнение, обобщение, прогностические методы. Эмпирической базой исследования являются школьные и студенческие сообщества, социальные группы, представленные поколением молодежи и взрослыми поколениями, то есть дифференцированные по возрасту в зависимости от социокультурных и цифровых феноменов изменяющейся реальности. Использовались данные исследований актуальной тематики последних пяти лет политологов, философов, психологов, педагогов, социологов, в которых объектами исследований выступали проблемы взаимодействия и взаимопонимания поколений, а также межпоколенческие связи и ценностные ориентиры современного поколения школьников и студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Общеизвестным императивом является то, что традиционные ценности сохраняются при условии их воспроизведения подрастающими поколениями, то есть при наличии и активном функционировании механизма преемственности, передачи опыта из поколения в поколение. Этот механизм требует принятия и социумом, и конкретной личностью, как исторического прошлого страны и народа, так и самих традиционных российских ценностей. Новые гибридные стратегии запада нацелены на разрушение механизма передачи опыта от старших поколений нашей страны к младшим, с чем напрямую связано образование и воспитание молодежи.
Противостоять деструктивной идеологии и тревожным вызовам можно через организацию воспитательной работы, формируя духовно-нравственные установки личности с учетом ориентации на традиционные общечеловеческие ценности. В связи с этим, новейшая доктрина российской образовательной политики ориентирована на восстановление духовно-нравственного компонента воспитания детей и подростков, в том числе и на основе религиозных традиций.
Почему же наша новая образовательная доктрина, взоры большинства членов образовательного сообщества нашей страны обращены сегодня на традиционные ценности? Почему сегодня так ценна и важна для воспитания личности историческая память народа?
Слово «традиция» в филологии означает «передача», отметил в своем Рождественском интервью Святейший Патриарх Кирилл 7 января 2024 года. Передача этих ценностей во все века сопутствовала развитию человечества. «Традиционные ценности – это то, что переходило от поколения к поколению, от культуры к культуре. Это – вечные ценности, требующие внимательного отношения к ним… И главное, что их нельзя отождествлять только с прошлым, …важно, чтобы молодежь это понимала. Традиционные ценности – это то, что принадлежало истории, принадлежит истории и что идет в будущее» .
В нашем контексте слово «традиционные» обозначает те ценности, которые заложены в природу человека, которые существовали всегда и передаются из поколения в поколение. Именно потому что традиционные ценности вбирают в себя все лучшее в духовной практике и реальной жизни человеческого сообщества, поскольку определяют основные каноны и особенности взаимодействия членов общества, они выступают основой стабильности, взаимодействия и взаимопонимания поколений, фундаментом развития механизма преемственности опыта, межпоколенческих связей и, что особенно важно, созидательных взаимосвязей народов и культур.
Традиционные ценности составляют основу национального характера, но в свою очередь, определяются менталитетом этноса и входят в его структуру; они формируются и развиваются в культурной среде социума, что может способствовать трансформациям национального характера и социального менталитета. Понятые, принятые и переданные молодому поколению традиционные ценности определяют его социальное сознание и социальную идентификацию личности. Именно поэтому сегодня особую актуальность приобретают исследования, связанные с изучением проблемы рисков и причин разрыва механизма взаимосвязи поколений, преемственности и передачи опыта, с анализом цифровых и социально-психологических истоков противостояния молодых и старших поколений.
Размышляя в целом о системе рисков, об истоках разрыва молодых и старших поколений, о том, как важно сохранить скрепляющий механизм передачи и преемственности знаний и опыта, играющий ключевую роль в передаче традиционных ценностей, отметим, что исходным инструментарием в исследованиях будет анализ возрастных, психологических, психофизиологических особенностей личности, обусловленных естественными процессами развития, а также социально-личностных качеств, детерминированных социальной средой и воспитанием.
Одним из рисков роста взаимного непонимания и разрыва поколений является наблюдаемое сегодня снижение ценности образования, значимости научных достижений для молодого поколения. Причины потери значимости научной информации и научных достижений связаны со стремительно развивающимися содержательными и технологическими возможностями информационного пространства, при этом становится очевидным такой нежелательный факт, что формальная система разработки содержания образования на всех его уровнях, в нарастающих темпах отстает от требований обучающихся и их окружения, от потребностей общества.
Не способствует взаимопониманию и взаимосвязи «отцов» и «детей» существующий достаточно значимый цифровой разрыв молодых и зрелых поколений, о котором идет широкий дискурс и который способствует разделению целей, интересов и жизненных стратегий различных поколений. Молодые, в меру «продвинутые» люди, очень часто дети не видят взрослых, за которыми нужно следовать, которым можно подражать.
В результате, усугубление проблем взаимодействия и отсутствие взаимопонимания поколений ведет к снижению ценности связи поколений, девальвации уважительного и почтительного отношения молодежи к старшим, и часто из-за случаев лицемерия и фальши взрослых, ведет к снижению роли родителей и взрослого окружения в воспитании. Именно лицемерие приводит к тому, что ученик, однажды уличивший учителя или родителей в лукавстве, перестает верить им. Эта специфика поколения Z также порождает сложности передачи, освоения и принятия ими традиционных ценностей, исторически принадлежащих прошлому, настоящему и определяющих человечность и созидательную роль человека в будущем.
В этом контексте логично остановиться на влиянии информационной среды на систему ценностей поколения, выросшего в сетях Интернета. Что с ними происходит под влиянием цифровой реальности? Когда молодой человек широко использует сети в повседневной жизни и в ответ реагирует на разнообразие трактовок жизненных ситуаций, в его сознании отражаются и свободно уживаются достаточно противоречивые с точки зрения здравого смысла ценностные установки, которые он реализует в различных ситуациях. Эти ситуации нравственного выбора, взятые из Интернета, оцениваются личностью как равнозначные между собой, среди них нет ведущих ценностей, нет самых главных, наиболее значимых, менее значимых. Личность обучающегося принимает все их многообразие, но управлять этим разнообразием ценностных ситуаций не имея широкого опыта оценки, достаточно сложно.
Что происходит в сознании подростка на пути освоения разнообразия ценностного пространства Интернета? В условиях многообразия жизненных ситуаций в сетях, широко представлены в их числе и ситуации ценностного выбора, то есть ценности. Их много и в зависимости от условий ценностные установки могут меняться, как файлы в компьютере, которые можно формировать, переименовать, убрать из них информацию и пр. Следствием этого является формирование у подростка «файлового» типа сознания, как «собрания файлов или клипов», которое зачастую провоцирует произвольный и даже случайный характер поступков личности. Какой файл открылся – такой поступок и реализован. Открылся ложный файл – совершен негативный поступок! В результате сознание подростков делает «выбросы» поведения в виде стрессовых реакций на ситуацию, негативов, неадекватных поступков, которые абсолютно непредсказуемы и, зачастую, непонятны родителям, взрослым, окружению.
Сегодня идет широкий научный дискурс педагогов и психологов на эту тему и приводит он к констатации того, что в сознании личности подростка размываются границы реального и виртуального. Реальные последствия поступка сливаются с виртуальными. Снимается (точнее – не осознается) ответственность за совершаемые действия и поступки, осуществляемый человеком выбор. Подросток реально не понимает и не осознает последствий некоторых своих действий, не несет ответственности за свои поступки.
В сознании современного молодого человека, находящегося под воздействием огромного числа информационных потоков (часто это ложный, неблагоприятный контент, в котором преобладают ложно либеральные ценности, а иногда и ценности экстремистской направленности), постепенно формируется иллюзорная реальность, видимость реальности, иллюзия-мираж, дающая следующую картинку жизни: в мировом пространстве существует неограниченное множество отличных друг от друга и при этом равноправных способов жизни, жизненных стратегий, культурных и социальных форм организации жизни. Из этой иллюзорной картины способов жизни и разнообразия ценностных ситуаций, которые представлены в цифровом мире, молодому человеку нужно выбрать свою собственную стратегию развития.
А поскольку такая иллюзия виртуального мира рождает у человека устойчивое представление о том, что нет ничего постоянного, реальность изменчива, любая действительность переменчива и расплывчата, то вывод напрашивается сам собой: такая переменчивость в процессе перехода сознания от ценностей к целям способствует системному сбою в процессе целеполагания личности. Ведь если в мире нет ничего постоянного, нет вечных основ мироздания, значит нет никаких вечных ценностей, нет опоры на цель и смысл жизни, а значит пропадает необходимость формирования собственных ценностно-смысловых и деятельностных установок: зачем это делать, если на смену им сразу приходят другие, внешне более эффектные и эффективные?
В результате молодое поколение видит, что существует множество способов, полей реализации своей жизнедеятельности, начиная от уровня ценностно-смысловых норм и заканчивая стратегией целеполагания и деятельности, и каждое поле реализации не является единственно возможным. Все очень подвижно с позиции ценностно-смысловых норм, многоразово и изменчиво в зависимости от условий, а это ведет к неизбежной девальвации ценностно-смыслового контекста самореализации личности. У подростков под влиянием неблагоприятного контента информационной среды, девальвирует потребность в принадлежности к культурным традициям, к своему народу и его обычаям, поскольку для них традиционные ценности становятся формальными «штампами».
Опыт наблюдений и результаты исследовании показали, что осознанно или неосознанно молодой человек, подверженный влиянию неблагоприятных информационных потоков, скорее автоматически переходит от одного «файла – способа жизни» к другому, беспомощно блуждает по многообразию этих «картинок», будучи уверенным в том, что этот процесс ему «компенсирует» отсутствие собственной настоящей ниши жизни и «дома», отсутствие привязанности к традициям и обычаям своего народа, своего родного очага.
Психологи, оценивая данную ситуацию, отмечают, что подросток, блуждая по Интернету, частично осознавая собственное состояние «бездомности» и «беспризорности», с одной стороны, ощущает свое одиночество и заброшенность, а с другой – успокаивает себя тем, что перед ним открыт широкий выбор вариантов жизни и в этой множественности он может прожить не одну, а несколько жизней в виртуальном смысле. Наличие иллюзии того, что существует безграничное количество способов проживания, в итоге с необходимостью «убеждает» подростка в ограниченности и неполноценности любого человека.
Обозначенные выше риски, связанные с деструктивным воздействием на молодежь ложной информации и фейков глобальной сети Интернет, порождающие у человека состояние бездомности, отсутствие привязанности к своему роду, племени, народу, его истории, провоцируют деструктивный сбой в формировании механизма самоидентификации личности. А ведь механизм самоидентификации есть не что иное, как механизм защиты массового сознания от полного размывания смыслов и ценностей, от появления людей без рода, племени и без веры в добро, справедливость. Самоидентификация людей есть принадлежность к какой-либо культуре, несущей и отражающей сущностный механизм самобытности народа в виде: традиций, ценностей, жизненных целей и смыслов, стратегий деятельности. Наряду с возникающими проблемами самоидентификации личности, обозначенные выше риски способствуют «размыванию» в постановке главной цели в жизни личности, провоцируют сбой целеполагания, рождают расплывчатость и беспомощность в определении личностью собственных целей и стратегий саморазвития.
Вывод следующий: широкое и бесконтрольное освоение информационного пространства подростками, восприятие его ими как многоразового и изменчивого, открывающего широкий выбор вариантов жизни, возможность принятия многообразия ценностей и целей, традиций и смыслов, может способствовать девальвации ценностных ориентаций личности и сбоям в ее самоидентификации сегодня. Направленные на нашу молодежь гибридные информационные стратегии Запада с их неблагоприятным и фейковым контентом, провоцируют социальный, культурный и цифровой разрыв поколений, ведут к разрушению механизма преемственности, как механизма передачи исторического опыта и традиционных ценностей от старших поколений страны к младшим, с чем напрямую связана сфера образования и воспитания молодежи.
Зададимся вопросом, почему ценности считаются одним из ключевых компонентов саморазвития и самореализации личности? Связано это с тем, что система ценностей определяет мотивы деятельности и поведения, как в детском, так и во взрослом возрасте и отражает его отношение к семье, к друзьям, к работе, к миру и пр. Накопленный обществом опыт личность усваивает избирательно, ориентируясь на собственные ментальные установки и определенную систему ценностей. Ценностные ориентации определяют тот или иной тип поведения личности, определяют смысл поведения, поступков. К познанию реальности развивающуюся личность побуждают: угол зрения ее оценочных стереотипов, система ее ценностных идеалов, морально-нравственные установки поведения. И все вместе это является тем рычагом, который детерминирует мотивацию личности к развитию, становлению ее профессиональных и личностных качеств, ведет ее в направлении активной самореализации.
Для того чтобы у молодежи в современных условиях сформировались такие духовно-нравственные ценности как любовь к Родине, защита Отечества, честь, долг, семья, дом, равенство людей по рождению, ответственность за судьбу народа, необходимо, чтобы в обществе существовали четкие духовные ориентиры, чтобы отсутствовал процесс дискредитации традиционных российских ценностей, чтобы в социальной жизни человека не преобладал духовный вакуум, обостряющий социально-экономические, культурные, национальные противоречия. Важно, чтобы в мировом сообществе наметилось четкое созидательное решение геополитических, экономических, социальных, культурных, образовательных, экологических и других проблем.
Широкий педагогический дискурс сегодня показал, что у современной молодежи и подростков преобладают преимущественно индивидуальные, личностно-значимые ценности, но достаточно слабо выражены общегуманитарные, общечеловеческие и общественные (социальные) ценности – свобода, демократия, патриотизм, экологические ценности.
В то же время, если обратиться к нормативным требованиям к становлению личности учащегося, обозначенным во ФГОС, то в соответствии с ними, у обучающихся должна сформироваться готовность к саморазвитию, личностному самоопределению, целенаправленной познавательной деятельности, а также совокупность значимых социальных и межличностных отношений ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Следовательно, для того чтобы общечеловеческие и общественные (социальные) ценности, чтобы традиционные вечные ценности стали естественной и логической характеристикой той или иной личности, принадлежностью ее характера, они требуют глубокой и кропотливой работы с ними. Принятые и понятые человеком ценности – это не просто примеры из книг, экранов, не логические словесные интерпретации нравственных ситуаций, это – глубокие переживания, сомнения человека, духовные искания растущей личности. Сегодня в условиях реализации стратегий гибридной войны, это в дополнение, еще и жесткая борьба с антиценностями либерализма и фашизма, которыми изобилует неблагоприятный контент западных информационных каналов.
Чтобы ценность стала духовным заделом личности и вошла как часть в ее нравственную конфигурацию, важно собственно чувственное ее понимание, некое внутреннее понимание ее содержания, личное убеждение в ее правильности. Собственная трактовка, нечто должное, то от чего невозможно отказаться. Будучи принятыми и пережитыми личностью, ценности начинают ориентировать ее выборы, принимаемые решения, поведение и планы, то есть становятся ценностными ориентациями.
Именно обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования личностные результаты направлены на становление ценностных ориентаций учащихся, и основные методологические проблемы заключаются в разработке механизмов формирования ценностных ориентаций молодежи, утверждении жизненного проекта по отношению к собственному жизненному пути, выявлении социальных установок, определяющих суть и направленность социального поведения.
Технологически процесс воспитания ценностных ориентаций в духе сохранения и укрепления традиционных российских ценностей может успешно осуществляться как в рамках учебной (урочной) деятельности, так и во внеурочное время. Для решения этой воспитательной проблемы современная педагогическая наука обладает достаточно мощным арсеналом, способствующим формированию ценностных ориентаций в рамках аксиологического, системного, личностно-ориентированного и проектного подходов, в том числе с применением инновационного педагогического инструментария, информационных технологий и возможностей искусственного интеллекта.
Заключение
Таким образом, важнейшими средствами компенсации негативного опыта развития подрастающего поколения являются образование, воспитание, культура. Возможности взаимодействия молодых и старших поколений находятся в этом широком предметном поле – в развивающем личность и развивающемся образовании. В нашем исследовании выявлены причины и обозначены реальные возможности противостояния деструктивной идеологии и тревожным вызовам современного мира, через организацию воспитательной работы с подрастающими поколениями через формирование духовно-нравственных установок личности с учетом ориентации на фундаментальные знания и традиционные ценности. Формирование у молодого поколения ориентации на традиционные духовно-нравственные ценности и внимательное отношение к ним – основная задача образования, главная цель воспитания сегодня. Следует обозначить необходимость адаптировать традиционные ценности к изменяющимся условиям, что порождает задачу поиска новых моделей поведения, адекватных происходящим социальным переменам и обеспечивающим успешное функционирование личности и общества сегодня.
В этом контексте, стратегическим направлением реализации нового педагогического мышления, видения траектории развития личности как субъекта образовательного процесса, является линия на самоопределение и самореализацию каждого человека. Исследование подтвердило, что именно механизм передачи опыта поколений и межпоколенческого взаимодействия является одним из ключевых механизмов становления ценностных систем человека, налаживания смыслового и ценностного пространства целеполагания в воспитании личности сегодня.
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1» [Электронный ресурс] // Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6091171.html (дата обращения: 16.01.2024)
Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений как смысловой контекст самореализации личности // Педагогика. 2022. Т. 86. № 10. С. 38-45. EDN: AEFWJZ
Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в контексте смыслов развивающегося образования // Научное наследие. 2022. № 84 (84). Т. 4. С. 20-24. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2022-84-4-20-24 EDN: QNRGEI
Дети не хотят жить со взрослыми, за которыми нет будущего [Электронный ресурс] // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego (дата обращения: 16.01.2024).
Родионов П.В., Павлов А.С., Пискун А.А. Зашита от воздействия и влияния на подрастающее поколение информационного потока, включая неконтролируемые со стороны системы образования средств массовой информации, видеорынка и интернета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 11. EDN: STRKTV
Бермус А.Г. Основы моделирования программ гуманитарного образования // Исследовано в России. 2000. Т. 3. С. 615-656. EDN: MISUZJ
Белова С.С., Лаптева Е.М., Шепелева Е.А. Личностные результаты образования в позиции психологической науки // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 1 (41). С. 20-33. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-20-33 EDN: YTOYRC
Patriarchia.ru. Rozhdestvenskoe interv'iu Sviateishego Patriarkha Kirilla telekanalu «Rossiia 1» = Christmas interview of His Holiness Patriarch Kirill to “Rossiya 1” TV channel. (In Russ.). http://www.patriarchia.ru/db/text/6091171.html [Accessed 16th January 2024].
Groholskaya OG. Interaction of generations as a semantic context of personal self-realization. Pedagogika. 2022;86(10):38-45. (In Russ.). EDN: AEFWJZ
Groholskaya OG. Interaction of generations in the context of the meanings of developing education. The Scientific Heritage. 2022;(84):20-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/9215-0365-2022-84-4-20-24 EDN: QNRGEI
Education News. Deti ne khotiat zhit' so vzroslymi, za kotorymi net budushchego = Children don't want to live with adults who have no future behind them. (In Russ.). https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego [Accessed 16th January 2024].
Rodionov PV, Pavlov AS, Piskun AA. Exposure and influence on the younger generation of information flows, including uncontrolled educational system by the media, and the internet video market. Modern Problems of Science and Education. 2024;(4):11. EDN: STRKTV
Bermus AG. Osnovy modelirovaniia programm gumanitarnogo obrazovaniia = Fundamentals of Modeling Humanitarian Education Programs. Issledovano v Rossii. 2000;3:615-656. (In Russ.). EDN: MISUZJ
Borisenkova VP, Levitskii ML. (eds.) Tsennostnye osnovy razvitiia rossiiskogo obrazovaniia: teoriia i praktika = Value bases for the development of Russian education: theory and practice. Moscow: MAKC Press Publ.; 2023. 544 p. (In Russ.).
Belova SS., Lapteva EM, Shepeleva EA. Personal results of education from the positions of psychological science. Psikhologiia obrazovaniia v polikul'turnom prostranstve. 2018;(1):20-33. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-20-33 EDN: YTOYRC
Грохольская О.Г. Взаимосвязь поколений в становлении ценностных систем обучающихся // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 71-77. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_71 EDN: OJEZXQ
Grokholskaya O.G. Intergenerational interactions in the formation of learners value systems. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):71-77. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_71 EDN: OJEZXQ