Введение
Под адаптацией понимают – процесс целенаправленного приспособления живых организмов ко всему разнообразию условий их функционирования, как внешних, так и внутренних, а также активное освоение природной и социальной среды.
Начало обучения в ВУЗе – является важным этапом в жизнедеятельности молодого человека: усиливается эмоциональное напряжение, увеличивается интенсивность учебной нагрузки, снижается двигательная активность индивида. Полностью меняется подход к обучению, уходит контроль со стороны родителей, школьных педагогов. Все это приводит к стрессовым ситуациям, снижению уровня работы иммунной системы, и, как следствие, проблемам физического и психического здоровья. В этот период многие студенты нуждаются в психологическом консультировании и дополнительном внимании социальных педагогов и психологов.
Именно поэтому адаптация студентов к обучению в ВУЗе является актуальной проблемой в современном высшем образовании.
Методы
Анализ научной и методической литературы по проблеме, анализ социокультурного контекста и образовательной практики, педагогическое наблюдение, обобщение.
Результаты
Данным вопросом занимаются специалисты различных областей: социологи, психологи, педагоги, врачи.
Цель адаптации в вузе – формирование положительных и благоприятных условий для самореализации личности первокурсника, в результате чего он приспособится к новым и изменяющимся требованиям.
Существуют ряд факторов, влияющих на процесс адаптации первокурсников к обучению, снижающих эффективность обучения:
- недостаточный уровень знаний школьной программы, необходимой для образования в ВУЗе;
- отсутствие навыков тайм-менеджмента и планирования деятельности;
- отсутствие навыков работы с большим объемом новой информации;
- отсутствие контроля и опеки со стороны родителей, учителей.
Помимо этого, на процесс адаптации оказывают влияние:
- экологическое воздействие (высокий объем времени у компьютера, частое использование гаджетов, присутствие в плохо проветриваемом помещении);
- социальное воздействие (межличностные отношений «студент-студент», «студент-преподаватель»);
- физиологическое воздействие (дефицит времени, гиподинамия, нарушение режима питания, сна).
Все эти факторы играют «тормозящую» роль в адаптации первокурсника.
Совокупность этих факторов вызывает перенапряжение физической и психической сферы студента, что может привести к дезадаптации.
Дезадаптация – процесс, противоположный по своей сути процессу адаптации.
В настоящее время принято выделять несколько видов адаптации:
- Психологическая адаптация.
- Социальная адаптация.
- Физиологическая адаптация.
Психологическая адаптация связана с необходимостью использовать в процессе обучения более высокий, чем в школьной программе, уровень памяти, мышления. Социальная адаптация связана с расширение круга контактов (однокурсники, преподаватели). Физиологическая адаптация необходима в связи с увеличением умственной нагрузки при низкой физической нагрузке.
Все три вида адаптации взаимодействую друг с другом и должны реализовываться в комплексе.
В данной работе мы рассмотрим роль физических упражнений в адаптационном периоде.
Ученый Е.П. Гора в своем учебном пособии «Экология человека» отмечает: «Мышечные нагрузки у студентов из-за большого объёма учебных часов понижаются. Исследования ученых показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период занятий составляет всего лишь 56–65 процентов, а во время экзаменов 39–46 процентов от ее уровня. Таким образом, наблюдается значительный дефицит движений у большинства студентов в течение 80 процентов времени учебного процесса. Суточные энергозатраты составляют при этом 10,0–11,7 МДж (2400–2000 ккал в течении суток). Для них характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.» [1, с. 140].
Для студентов, находящихся в условиях гипокинезии, имеет большое значение двигательная активность. Отрицательное влияние гипокинезии значительно заметно в сочетании с постоянным нервно-психическим напряжением и преизбыточным режимом питания. Физические упражнения способствуют созданию адаптивных механизмов и улучшению психического состояния студентов.
Для эффективного процесса адаптации необходимо:
- Проводить занятия по физической культуре на свежем воздухе;
- Организовывать гимнастику в ходе учебного дня;
- Проводить просветительскую работу с первокурсниками о влиянии физической активности на здоровье и работоспособность;
- Организовать дробный приём пищи (4–5 раз в день);
- Соблюдать водный режим (от 1,5 до 3 л воды, в зависимости от массы тела).
От того, как пройдет адаптация на первом курсе обучения в ВУЗе, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы обучения. При поступлении на человека влияет спектр факторов: новый коллектив, новый преподавательский состав, изменение режима дня, изменение статуса в обществе, изменение взаимоотношений в социуме [2, с. 110].
Нами было проведено анкетирования студентов первого курса. Результаты данного анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
- 95% опрошенных студентов испытывают психологический дискомфорт;
- 81% опрошенных студентов отмечают снижение работоспособности по сравнению с выпускным классом школы;
- 75% опрошенных студентов отмечают появление бессонницы, проблем с жкт, головные боли.
Все это свидетельствует о проблемах в период адаптации.
Среди студентов первого курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарский государственный технический университет (102 человека) была выбрана экспериментальная группа в количестве 30 человек, с которой в период с сентября по декабрь 2022 г. была реализована дополнительная программа физических упражнений:
- Дополнительный час физической культуры на свежем воздухе.
- Ежедневная пятнадцатиминутная физическая пауза во время учебных занятий.
- Обязательное посещение секций в ВУЗе по выбору студентов (волейбол, футбол, баскетбол).
- Пешие вечерние прогулки не менее 40 минут.
- Волонтерские беседы на тему «О пользе физических упражнений в адаптации к обучению в ВУЗе».
Авторы статьи курировали данную группу студентов, проводили с ними еженедельные встречи, на которых в общих и индивидуальных беседах выявляли успехи и неудачи процесса адаптации.
Волонтеры – кураторы третьего курса подготовили и провели День здоровья с выездном в лесную зону Самарской области.
Ежедневные дополнительные физические упражнения проводились также волонтерами – кураторами под современную позитивную музыку. Необходимо отметить, что музыка один из дополнительных факторов процесса адаптации. Волонтерам – кураторами в совместной игровой деятельности удалось сплотить экспериментальную группу.
Один раз в неделю группа вместе выходила на пешие прогулки на набережную реки Волги.
По завершению данной программы было проведено повторное анкетирование всех первокурсников.
Результаты анкеты экспериментальной группы показывают эффективность физической культуры и здорового образа жизни в процессе адаптации:
- Число опрошенных студентов экспериментальной группы, испытывающих психологический дискомфорт снизилось до 58% (результат по остальным 89%);
- Число опрошенных студентов экспериментальной группы, отмечают снижение работоспособности по сравнению с выпускным классом школы снизилось до 43% (результат по остальным 70%);
- Число опрошенных студентов экспериментальной группы, испытывающих психологический дискомфорт снизилось до 58% (результат по остальным 89%);
- Число опрошенных студентов экспериментальной группы, отмечают появление бессонницы, проблем с жкт, головные боли снизилось до 29% (результат по остальным 59%).
Кроме того, в личной беседе, студенты экспериментальной группы отметили, что физические упражнения, занятия спортом, день здоровья, пешие прогулки благоприятно отразились на эмоциональном состоянии в период адаптации.
Особенно понравились такие формы взаимодействие, как выполнение физических упражнений с музыкальным сопровождением.
Таким образом, можно сделать выводы об эффективном влиянии физических упражнений на процесс адаптации студентов первого курса высшего учебного заведения. В процессе физкультурной деятельности молодой человек вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям окружающей среды. Адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к новым требованиям в процессе учебы, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые для успехов в дальнейшей учебной деятельности [3, с. 679].
Наблюдается прямая зависимость между успешностью первокурсников на уроках физкультуры и его социальным статусом в группе однокурсников. Физкультурная деятельность вовлекает первокурсников в целый спектр социальных отношений, формирует адекватные поведенческие нормы поведения. Значительная роль физической культуры, к сожалению, используются не в полном объёме. Это происходит прежде всего с имеющимися противоречиями между целевой установкой, что физические упражнения играют роль только в развитии физической силы человека, и не затрагивают психологические аспекты деятельности.
Физические упражнения не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и положительно влияют на процесс социально-психологической адаптации. Это происходит за счёт включения студентов в групповую контактную деятельность (игры, используемые на занятиях по физической культуре; секции, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, дни здоровья), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности [4, с. 159].
К условиям эффективности адаптации в процессе физических занятий относят:
- Соответствие особенностей педагогического воздействия и внутренних особенностей личности учащегося.
- Формирование мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.
- Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.
- Создание адекватного самоанализа и самооценки студентов.
Заключение
Адаптация первокурсников – сложный многоуровневый процесс, связанный с включением личности в систему поведения, потребности, интересы, усвоением социального опыта. Физическое воспитание позволяет сохранить и укрепить здоровье, формирует всесторонне гармоническую личность, положительно влияет на качество учебного процесса и способствует успешной адаптации к процессу обучения в высшем учебном заведении. Физическое воспитание позволяет сохранить и укрепить здоровье, формирует всесторонне гармоническую личность, положительно влияет на качество учебного процесса и способствует успешной адаптации к процессу обучения в высшем учебном заведении. Однако только одна внутренняя мотивация вряд ли будет поддерживать долгосрочную регулярное участие в физкультуре, и поддержка физически активного образа жизни требует больших усилий молодых людей. Совместные физические упражнения, и в т.ч. прогулки отождествляются с удовольствием, собственной значимостью, социальным статусом, а значит, становятся источником внутренней мотивации. Такой тип физической активности способствует не только успешной адаптации, но и долгосрочной нацеленности на улучшение самочувствия и жизненный тонус.
Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры: учебник. М.: Советский спорт, 2013. 300 с.
Удалова Е.П., Кокурина Е.Н., Лихоманов Е.А. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 679-681. EDN: YLNUMT
Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. 576 с.
Gora EP. Ekologiya cheloveka = Human ecology. Moscow: Drofa Publ.; 2007. 540 p. (In Russ.).
Karpushin BA. Pedagogika fizicheskoi kul'tury = Pedagogy of physical culture. Moscow: Sovetskii sport Publ.; 2013. 300 p. (In Russ.).
Udalova EP, Kokurina EN, Likhomanov EA. Zanyatiya po fizicheskoi kul'ture kak sredstvo sotsial'noi adaptatsii studentov-pervokursnikov = Physical culture classes as a means of social adaptation of first-year students. Molodoj ucenyj. 2017;(15):679-681. (In Russ.). EDN: YLNUMT
Nemov RS. Psikhologiya = Psychology. Moscow: VLADOS Publ.; 2013. 576 p. (In Russ.).
Турбина Е.Г, Маркин А.В. Физические упражнения как средство адаптации студентов первого курса высших учебных заведений // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 1. С. 28-32. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS
Turbina E.G., Markin A.V. Physical exercises as a means of adaptation of first-year students of higher educational institutions Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):28-32. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS