Введение
Подростковый возраст является одним из самых непростых и неоднозначных из всех возрастных периодов. В связи с этим, он становится предметом исследования таких наук как педагогика и психология. Старшеклассник находится на специфической стадии развития становления ключевых черт и качеств. Данная стадия находится на границе детства и взрослого возраста. Личность старшеклассника в это время еще недостаточно сформирована, для того, чтобы иметь устойчивую рефлексивную позицию и осознанное отношение к учебе. Но вместе с тем развита способность осознанно вступать во взаимоотношения с окружающими людьми и обуславливать свои поступки и действия нормами и правилами, имеющимися в обществе. Собственно, в подростковом возрасте, а именно у обучающихся старшего звена происходит формирование акцентуаций черт характера.
Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов, однако проблема влияния акцентуации на формирование личности остается изученной не до конца до сих пор. В связи с этим, актуальность работы заключается в том, что акцентуации характера – это что-то среднее между психопатией и нормой. Акцентуации могут способствовать появлению отклоняющегося поведения подростков, увеличению уровня тревожности, неврастеничности, эмоциональной неуравновешенности, которые могут влиять на процессы обучение и посещаемости занятий студентами.
В связи с этим можно выделить проблему влияния акцентуаций характера на показатели успешности в процессе обучения старшеклассников.
Целью работы стало изучение особенности взаимосвязи акцентуаций характера и показателей успеваемости и посещаемости, обучающихся ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса».
Для достижения поставленной выше цели, мы определили следующие задачи:
- провести теоретический анализ по проблеме акцентуаций характера в современной психологической литературе;
- определить диагностический инструментарий для проведения исследования;
- провести исследование особенностей акцентуации характера и показателей успеваемости и посещаемости студентов ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса»;
- разработать рекомендации по корректировке акцентуаций характера старшеклассников.
Объектом исследования являются акцентуации характера старшеклассников.
Предметом исследования являются особенности взаимосвязи акцентуации характера и показателей успеваемости и посещаемости у обучающихся ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса».
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют особенности взаимосвязи акцентуации характера и показателей успеваемости и посещаемости у обучающихся ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса».
Материалы и методы
В исследовании были использованы следующие методы: Опросник Шмишека – личностный опросник, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности, опубликованный Г. Шмишеком в 1970 г, который является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда», а также был использован метод анализа документов. Метод анализа документов – метод сбора информации в процессе реализации исследований, базирующийся на применении данных, которые могут быть зафиксированы в письменной или печатной форме. В исследовании были проанализированы табели посещаемости и успеваемости старшеклассников, которые ранее прошли психологическую диагностику.
Исследование проводилось с января по март 2023 года на базе ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса». Всего выборку составило 124 обучающихся на факультете «Дизайна и сервиса».
Полученные в ходе данные были подвергнуты математическому анализу при помощи программы «STATISTICA 12». Для изучения особенностей взаимосвязи акцентуаций характера и показателей успеваемости и посещаемости был применен коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретико-методологической базой исследования является подход изучения акцентуаций личности К. Леонгарда, С. Шмишека, Е.Н. Личко.
К. Леонгард писал: «… человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении». Таким образом, на данный момент, понятие акцентуации не является определяющим патологические феномены. Акцентуации – это крайне выраженные черты характера и темперамента [1].
Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда «акцентуированная личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность – термин, который гораздо более сложно определить, чем характер. Личность может включать в себя интеллект, способности, наклонности, направленность, мировоззрение и так далее. В интерпретациях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера.
Акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья и так далее [2].
В 1964 году немецкий ученый и психиатр Карл Леонгард, занимавшийся исследованием методов диагностики личности, опубликовал научную работу «Нормальные и патологические личности». В работе была предложена концепция «акцентуированных личностей», в соответствии с которой можно выявить основные особенности личности, составляющие её стержень, определяющие развитие, процессы адаптации, психическое здоровье [3].
К. Леонгардом выделены десять типов акцентуированных личностей, которые можно разделись на две группы:
1. акцентуации характера, в эту группу входят: 1.1.демонстративный тип – такие люди отличаются демонстративностью поведения, эмоциональной активностью, артистизмом; 1.2. педантичный тип – в поведении таких людей можно отметить точность и аккуратность, особенно в соблюдении формальных правил или деталей; 1.3. застревающий тип (аффективно-застойный) – эта акцентуация личности характеризуется тем, что у таких лиц сравнительно надолго задерживаются аффекты; 1.4.возбудимый тип – человек с таким типом акцентуации отличается повышенной импульсивностью, плохо контролирует свои влечения и желания.
2. Вторая группа – это акцентуации темперамента сюда входят 2.1. гипертимический тип – личности с этим типом акцентуации всегда бодры, энергичны, жизнерадостны, у них высокая работоспособность; 2.2. дистимический тип – лица данного типа личности и, у которых часто бывает подавленное настроение; 2.3. тревожно-боязливый тип – такие люди отличаются склонностью к беспокойству и тревоге по различным ситуациям; 2.4. циклотимический – данный тип акцентуации характеризуется сменой фаз настроения и поведения; 2.5. аффективно-экзальтированный – этот тип акцентуации свойственен необычайно широкий диапазон эмоциональных состояний, причем часто их реакция на некий внешний раздражитель куда сильнее, чем у других типов; 2.6. эмотивный – это тип лиц, котором свойственны глубокие чувства и излишняя эмоциональность [4].
Подавляющее большинство старшеклассников справляются с различными жизненными трудностями, однако есть часть обучающихся, с определенными типами акцентуаций, которые могут испытывать сложности и не могут адаптироваться к ситуации. В таком случае молодой человек может выбрать более простой вариант, необходимый для защиты собственной психики, а именно, прекратить контактировать с новой окружающей обстановкой или пытаться влиться в нее. Иными словами, такой старшеклассник может прекратить посещать занятия, и в результате начнет испытывать проблемы с успеваемостью и получением знаний и практического опыта в освоении новой профессии или специальности. Однако, возможен и обратный эффект, при котором личность пустит все свои силы на попытки приспособиться и привыкнуть к новым условиям, пожертвовав ради этой успеваемости, а при некоторых условиях и посещаемостью. В связи с выше изложенным, можно говорить о том, что изучение акцентуаций характера во взаимосвязи с успеваемостью и посещаемостью будет необходимо, для того, чтобы понимать механизмы построения моделей поведения старшеклассников.
Итак, были получены следующие результаты – значимая положительная связь между педантичной акцентуацией и успеваемостью (0,43) данные достоверны на уровне значимости p<,0500, однако между этой же акцентуацией и посещаемостью была зафиксирована обратная отрицательная связь, что говорит о том, что старшеклассник, который стремится к педантизму во всем предпочитает иметь хорошие оценки, но при этом может пропускать занятия.
Также значимая обратная корреляция была установлена между показателем возбудимости и посещаемости, т.е. старшеклассник для которого характерно ярко реагировать на ситуации в учебной деятельности посещает лучше, чем тот, кто склонен к педантизму. Низкая посещаемость старшеклассников с педантичной акцентуацией может быть интерпретирована, через стремление этого типа расставлять приоритеты в жизни, так как многие молодые люди на сегодняшний день заняты формированием и развитием собственной карьеры.
Однако, в исследовании был выявлен высокий показатель по циклотимности у обучающихся, что приводит к выводу о том, что эмоциональная нестабильность приводит к положительному результату по успеваемости.
Исходя из анализа результатов описательной статистики можно отметить, что в колледже чаще всего обучаются лица, обладающие демонстративной, застревающей, экзальтированной, эмотивной и циклоидной акцентуациями. Это означает, что психологический портрет старшеклассника можно описать, как личность, желающую привлечь внимание к себе, возможно, именно в этом отражается несоблюдение дресс-кода колледжа, а также систематические опоздания на занятия, что может подтверждать наличие демонстрационного поведения. Однако, обучающиеся колледжа обладают повышенной работоспособностью и оптимистичностью, поэтому всегда готовы что-либо делать, для того чтобы иметь интересный досуг и активную студенческую жизнь. Стоит отметить, что наличие циклоидной акцентуации говорит, о том, что стремление что-либо делать, а именно ходить на занятия и учиться носит не долговременный характер. Также обучающийся ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса» зависим от своих личных переживаний, о чем свидетельствует наличие эмотивной и экзальтированной акцентуаций характера.
Заключение
В процессе анализа результатов были сформулированы рекомендации для педагогов колледжа, с целью эффективного взаимодействия с обучающимися, которые обладают разными акцентуациями. Для акцентуированных старшеклассников необходимо со стороны педагога постоянно осуществлять контроль и руководство учебной деятельностью, а также должно быть понимание, того, что помощь в организации познавательной деятельности необходимо осуществлять при помощи родительской поддержки и контроля. Также необходимо проводить тренинги обучения техникам сдержанного поведению. Педагогу следует создавать условия для старшеклассников по получению высокой оценки путем поэтапного выполнения заданий с увеличением степени сложности. Отметим, что при выставлении оценок необходимо доброжелательное аргументирование результатов старшеклассников, т.е. обязательным является наличие обратной связи со стороны педагога [5].
Таким образом, проведенное исследование показало, что можно говорить о наличии особенностей взаимосвязи акцентуаций характера и показателей успеваемости и посещаемости обучающихся в ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса». Подтвержденная гипотеза говорит о необходимости разработки программы по коррекции акцентуаций характера старшеклассников ГБПОУ «Пермского колледжа предпринимательства и сервиса» и перспективах дальнейшего изучения данной тематики.
Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 358 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Знание, 1975. 304 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. Проспект, 2012. 458 с.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2020. 304 с.
Плеханова В.В. Взаимосвязь акцентуаций и межличностных отношений у студентов // Вестник магистратуры. 2022. № 3-2 (126). С. 73-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-aktsentuatsiy-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-studentov EDN: VSTKKG (дата обращения: 11.04.2023).
Leongard K. Aktsentuirovannye lichnosti = Aktsentuirovannye lichnosti. Moscow: Eksmo-Press Publ.; 2002. 358 p. (In Russ.).
Leontiev AN. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Znanie Publ.; 1975. 304 p. (In Russ.).
Stolyarenko LD. Osnovy psikhologii = Fundamentals of psychology. Moscow: Prospekt Publ.; 2012. 458 p. (In Russ.).
Lichko AE. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov = Psychopathy and character accentuation in adolescents. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2020. 304 p. (In Russ.).
Plekhanova VV. Vzaimosvyaz' aktsentuatsii i mezhlichnostnykh otnoshenii u studentov = Interrelation of accentuations and interpersonal relations among students. Vestnik magistratury. 2022;(3-2):73-79. (In Russ.). https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-aktsentuatsiy-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-studentov EDN: VSTKKG
Костарева К.Д. Особенности взаимосвязи акцентуаций характера и показателей успеваемости и посещаемости старшеклассников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 3. С. 114-118. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_114 EDN: JULYNE
Kostareva KD. Features of the relationship between accentuations of character and indicators of academic performance and attendance of high school students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(3):114-118. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_114 EDN: JULYNE