Введение
Понимание механизмов формирования и развития профессиональных интересов помогает создавать эффективные системы профессионального образования и подготовки кадров, позволяет эффективнее планировать карьеру, выбирать направления для профессионального роста и развития. Выбор профессии, соответствующей профессиональным интересам, значительно снижает риск профессионального выгорания и повышает устойчивость к стрессам. Профессиональный интерес играет ключевую роль в формировании профессиональных навыков, личной мотивации (внутренней или внешней) и удовлетворенности от работы. В период обучения в школе у детей закладывается мотивация к учению, которую можно рассматривать как потребность в познании нового, получении определенных положительных эмоций, а также интересов к своей будущей профессиональной сфере.
Развитие профессионального интереса – это процесс, в котором человек осознает свои предпочтения, способности и цели, что позволяет ему максимально реализовать свои профессиональные возможности. Данная статья представляет обзор основных подходов к пониманию и формированию профессионального интереса, включая взгляды отечественных и зарубежных исследователей.
Материалы и методы
В исследовании использовались такие методы научного исследования, как анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, сравнение. Теоретический анализ литературы позволил выявить сущность понятия «Профессиональный интерес».
Результаты и обсуждение
Для того, чтобы определить сущность понятия «профессиональный интерес», считаем немаловажным изучить понятие «интерес» и «познавательный интерес» отечественных и зарубежных авторов.
Советские психологи и философы такие как С.Л. Рубинштейн [1], А.Н. Леонтьев [2] рассматривали интерес с позиции сосредоточенности и активности личности по отношению к определенному предмету, явлению или детальности, который связан с положительным эмоциональным состоянием.
Л.С. Выготский считает интерес важной частью формирования личности, подчеркивая его социальную природу. Он отмечает, что интересы человека формируются и развиваются в процессе социализации и связаны с деятельностью, значимой для человека. В работах Л.С. Выготского рассматриваются интересы как промежуточный результат взаимодействия между индивидом и его социальной средой [3].
Советский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии В.А. Крутецкий рассматривает интерес в образовательной среде как «устойчивую мотивационную направленность, связанную с процессом познания». Он подчеркивает, что интерес в обучении – это активное стремление учащегося к пониманию и исследованию предмета, что способствует формированию устойчивых познавательных потребностей [4].
Американский философ, психолог и педагог Д.И. Дьюи определяет интерес как «внутреннюю мотивацию, которая побуждает человека к активному исследованию окружающего мира. Он считает интерес важным элементом процесса обучения, который помогает глубже понять материал и способствует развитию критического мышления» [5].
Американский психолог Г. Олпорт рассматривает интерес как «устойчивую склонность к определенному виду деятельности, которая формируется в процессе социализации и взаимодействия с окружающими» [6]. М. Селигман определяет интерес как позитивное эмоциональное состояние, способствующее мотивации и оптимизму. Он рассматривал интерес в рамках позитивной психологии и подчеркивал, что интерес ведет к формированию устойчивых предпочтений и способствует улучшению качества жизни, мотивируя на активное освоение нового.
Таким образом, ученые рассматривают интерес как сложное и многогранное явление, связанное с мотивацией, потребностями и познавательной активностью личности. В взрослой жизни зарождение интереса часто связано с профессиональной деятельностью. Это может быть увлечение конкретной областью знаний, желание решить сложную задачу, стремление к самосовершенствованию. Профессиональный интерес – это мощный двигатель развития, который дает энергию и направляет человека в его деятельности. Зарождение интереса – это уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов: генетической предрасположенности, воспитания, опыта, взаимодействия с окружающим миром. Но независимо от причин, он всегда приносит с собой радость открытия, чувство удовлетворения и побуждает к дальнейшему познанию.
Интерес можно рассматривать как многогранное психологическое явление, которое классифицируется на различные виды: познавательный, социальный, профессиональный, эстетический и практический. Такое разделение позволяет более подробно понять его влияние на личность и мотивацию. Для формирования профессионального интереса ключевую роль играет познавательный интерес, который направлен на обучение и когнитивное развитие личности и выступает внутренней мотивацией для познания.
Б.Г. Ананьев определяет познавательный интерес как форму направленности личности на область знаний, которая вызывает активное внимание и создает условия для развития когнитивных способностей. Он считает, что познавательный интерес связан с потребностью в информации, которая ведет к дальнейшему расширению кругозора [7].
А.Н. Леонтьев видит познавательный интерес как мотив, непосредственно связанный с познавательной деятельностью и развитием мышления. Леонтьев подчеркивает, что познавательный интерес возникает в результате осознания дефицита знаний и ведет к развитию целенаправленного мышления и познавательных навыков [2].
Г.И. Щукина считает, что на основе познавательного интереса у человека формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания [8].
Зарубежные ученые, такие как Э. Декей и Р. Райан разработали теорию самодетерминации, в которой познавательный интерес рассматривается как один из ключевых факторов, способствующих внутренней мотивации. Они утверждают, что познавательный интерес возникает, когда человек чувствует автономию в процессе обучения и находит активное вовлечение в образовательные задачи [9].
Проанализировав понятия отечественных и зарубежных ученых, можно прийти к выводу, что познавательный интерес – это потребность в познании новой информации в процессе обучения, а также личностное развитие личности. Познавательный интерес носит мотивационную направленность, которая влияет на увеличение вовлеченности в учебный процесс, а также формирование стремления к самообразованию личности. Познавательный интерес является основой для формирования внутренней мотивации и создает условия для более детального и эффективного познания профессиональной сферы деятельности через формирования профессионального интереса.
Рассмотрим подробнее сущность понятия «профессиональный интерес» разными отечественными и зарубежными авторами (табл. 1).
Таблица 1
Сущность понятия «профессиональный интерес» зарубежными и отечественными исследователями
Table 1
The essence of the concept of «professional interest» by foreign and domestic researchers

Итак, интерес к профессии определяется рядом личностных факторов, таких как склонности, способности, ценности и мотивация. Согласно теории интереса А.Н. Леонтьева, профессиональный интерес формируется под влиянием объективных факторов, в первую очередь содержанием и значимостью деятельности [2]. Важно также отметить теорию самоактуализации А. Маслоу, в которой профессиональный интерес рассматривается как один из этапов личностного роста и саморазвития [13].
Формирование профессионального интереса у школьников – это поэтапный процесс, который помогает обучающимся осознать свои склонности, развить мотивацию к учёбе и определиться с будущей карьерой. Формирование профессионального интереса проходит ряд этапов:
Пробуждение интереса. На данном этапе возникает начальный интерес к конкретной деятельности, часто связанный с внешними факторами, такими как общение с окружающими людьми, первые успехи или положительный опыт. Данный этап приходиться на начальную школу.
Пробуждение познавательного интереса. Данный этап приходиться на средние классы (5-8 класс) и характеризуется тем, что у обучающихся начинает проявляться интерес к конкретным предметным областям и направлениям (как основа более углубленного интереса к профессиональной деятельности).
Формирование мотивации и осознание значимости профессии. На этом этапе у обучающихся появляется осознание связи между успехом в учебе и возможностью достижения карьерных целей, а также происходит формирование внутренних мотивов, связанных с профессиональным самоопределением. Данный этап характеризует обучающихся подросткового возраста, приходящиеся на 8-9 класс.
Самоопределение и выбор профессиональных предпочтений. Этот этап приходиться на старшие классы (10-11 класс), когда старшеклассники начинают определять свои профессиональные предпочтения более осознанно, сравнивают личные способности с требованиями различных профессий.
Закрепление профессионального интереса и подготовка к профессиональному выбору. Здесь обучающийся должен осознавать свои сильные и слабые стороны и уметь соотносить их с требованиями выбранной профессии. Этот этап включает окончательное самоопределение и подготовку к поступлению в учебные заведения.
Заключение
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы считаем, что профессиональный интерес – это психологическая форма, которая носит устойчивое стремление и внимание личности к определенной профессиональной деятельности или сфере (внутреннюю мотивацию), которое сопровождается желанием развиваться (саморазвитие), обучаться и применять свои знания, умения и навыки в данной области. Изучение профессионального интереса – это не просто академическая задача. Это практический инструмент, важный как для индивидуального самоопределения, так и для социально-экономического развития общества. Понимание его природы, механизмов формирования и факторов, на него влияющих, помогает создавать более эффективные системы профориентации и управления кадрами.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2020. 720 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стереот. М.: Академия, 2005. 352 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Академия, 2005. Т. 4. 432 с.
Божович Л.И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.: АПН РСФСР, 1955. Вып.73. С. 3-8.
Коробова А.Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпретация в отечественной педагогической теории и практике 20 - 30-х годов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2000. 145 с.
Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова: сб. ст. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. № 265. Вып. 6. С. 41-60.
Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с. EDN: SXVMIR
Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Ломоносов – 2001: материалы VIII Междунар. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам, секция «Психология», Москва. М.: МГУ, 2001.
Житникова К.Д. Познавательный интерес как психолого-педагогическое понятие // Modern Science. 2020. № 12-2. С. 368-372. EDN: QGNKSJ
Maslow A.H. Self-actualization and beyond // Challenges of humanistic psychology / (ed.) J.F.T. Bugental. New York: McGraw-Hill, 1967.
Rubinstein SL. Osnovy obshchei psikhologii = Fundamentals of General Psychology. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2020. 720 p. (In Russ.).
Leontiev AN. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activity. Consciousness. Personality. 2nd ed. Moscow: Akademiia Publ.; 2005. 352 p. (In Russ.).
Vygotsky LS. Sobranie sochinenii = Collected Works. Moscow: Akademiia Publ.; 2005. Vol. 4. 432 p. (In Russ.).
Bozhovich LI. Poznavatel'nye interesy shkol'nikov i puti ikh izucheniia = Cognitive interests of schoolchildren and ways of studying them. In: Poznavatel'nye interesy i usloviia ikh formirovaniia v detskom vozraste = Cognitive interests and conditions of their formation in childhood. Moscow: APN RSFSR Publ.; 1955. Issue 73. P. 3-8. (In Russ.).
Korobova AE. Pedagogicheskie idei Dzhona D'iui i ikh interpretatsiia v otechestvennoi pedagogicheskoi teorii i praktike 20 - 30-kh godov = Pedagogical ideas of John Dewey and their interpretation in Russian pedagogical theory and practice of the 20s - 30s. Abstract of PhD dissertation. Saratov; 2000. 145 p. (In Russ.).
Allport G. Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy = Formation of personality. Moscow: Smysl Publ.; 2002. 462 р. (In Russ.).
Ananyev BG. Poznavatel'nye potrebnosti i interesy = Cognitive needs and interest. In: Uchenye zapiski Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.A. Zhdanova = Cientific Notes of Leningrad State University named after A.A. Zhdanova. Leningrad: Leningrad University Publ.; 1959. No. 265. Issue 6. p. 41-60 (In Russ.).
Shchukina GI. Problemy poznavatel'nogo interesa v pedagoge = Problems of cognitive interest in pedagogy. Moscow: Pedagogika Publ.; 1971. 352 p. (In Russ.).
Matyukhina MV, Mikhalchik TS, Prokina NF. Vozrastnaia i pedagogicheskaia psikhologiia = Age and educational psychology. Gamezo MV. (ed.). Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1984. 256 p. (In Russ.).
Kon IS. Sotsiologiia lichnosti = Sociology of personality. Moscow: Politizdat Publ.; 1967. 383 p. (In Russ.). EDN: SXVMIR
Dergacheva OE. Osnovnye polozheniia teorii samodeterminatsii E. Desi i R. Raiana = Basic provisions of the theory of self-determination of E. Deci and R. Ryan. In: Lomonosov – 2001: materialy VIII Mezhdunar. konf. studentov i aspirantov po fundamental'nym naukam, sektsiia «Psikhologiia» = Lomonosov - 2001: materials of the VIII International. conf. students and postgraduate students in basic sciences, section “Psychology”, Moscow. Moscow: MGU Publ.; 2001. (In Russ.).
Zhitnikova KD. Poznavatel'nyi interes kak psikhologo-pedagogicheskoe poniatie = Cognitive interest as a psychological and pedagogical concept. Modern Science. 2020;(12-2):368-372. (In Russ.). EDN: QGNKSJ
Maslow AH. Self-actualization and beyond. In: Bugental JFT. (ed.). Challenges of humanistic psychology. New York: McGraw-Hill; 1967.
Безродная Е.А., Шимлина И.В. Понятие «профессиональный интерес» в контексте психолого-педагогических исследований // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1. С. 8-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_1_8 EDN: DCQJNE
Bezrodnaya ЕА, Shimlina IV. The concept of “professional interest” in the context of psychological and pedagogical research. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1):8-13. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_1_8 EDN: DCQJNE