Введение
Проблема взаимодействия поколений, отцов и детей, которая во все времена была достаточно острой и актуальной проблемой, приобретает новое звучание в условиях современных вызовов информационного общества и глобальных трансформаций мирового сообщества. Тревожные сущностные трансформации, связаны с геополитическим противостоянием двух ядерных держав – США и России, с осложнением и, похоже, завершением периода политико-экономического доминирования США и переходом к отношениям стран на основе многополярности мирового сообщества. Стимулирование развязывания войн недружественными странами, поддержка ими преступных режимов радикального толка, продвижение воинствующих сил в нарушение «красных линий» нашей страны, насаждение и поддержка сети спящих ячеек терроризма в соседних странах, поддержка и финансирование сети биолабораторий в странах, разрабатывающих смертоносное токсинное оружие и пр. явились главной причиной нынешнего глобального переустройства мира.
Анализ научной и методической литературы по проблеме, анализ социокультурного контекста и образовательной практики, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Непринятие факта успешности России усиления ее влияния на мировой арене и несогласие с ее возрастающей ролью на мировой арене, побуждает коллективный Запад откровенно вредить нашей стране, оказывая санкционное давление на нее, направляя на страну потоки лжи и ложных обвинений и, предпринимая в соседних с Россией странах различного рода провокационные шаги экстремистского содержания, которые не способствуют становлению дружеских и партнерских отношений между странами Запада и Россией, способствуют установлению политического и военного их противостояния, а также обостряют обстановку в мире в целом.
Западные «партнеры» на пути сдерживания развития России, развернули глобальную войну в медиополе, понимая, что этим самым они работают и с населением страны сегодня, а главное – с нашим будущим, с нашей молодежью, пытаясь, в числе прочих воздействий, нанести удар по стране изнутри. В результате применения стратегий гибридной войны (информационные атаки, кибертехнологии, открытые акты лести, лжи, обмана, террора, открытого противостояния и угроз и пр.), реализуется главная задача западных служб по отношению к молодому поколению – сыграть на неопытности и тщеславии молодежи, вывести ее из-под влияния старшего поколения и сделать ее более безликой, разрозненной, уязвимой, а значит – более управляемой.
Основной упор в стратегии работы с молодежью изнутри делается на разрыв взаимосвязи молодого и старшего поколений нашей страны через забвение и переписывание истории народа, искажение исторических фактов, принижение чувства патриотизма, через глумление над гуманистическими традициями, верой и миссией русского народа и пр. Становится совершенно очевидным, что в такую стратегию коллективного Запада заложена глубинная «бомба» с далеко идущими последствиями для нашей страны, а именно: направленность на разрушение механизма передачи опыта от старших поколений страны к младшим, с чем напрямую связано образование и воспитание молодежи. Необходимо лишить молодое поколение позитивной картины опыта прошлой истории страны, лишить возможности размышлять над этим опытом, анализировать и работать с позитивной информацией о стране. И в этом направлении главный удар рассчитан на уничтожение положительного опыта подготовки молодого поколения к жизни, который многие годы успешно развивался в учреждениях образования страны, обеспечивая возможность приоритетной конкуренции России в области образования и других сфер развития общества.
Молодежи во все века было присуще стремление ко всему новому, к ярким картинкам и преобразованиям. Ее во все времена интересовало то, что будоражит эмоции, воображение, что дает, как им кажется, веру в ситуацию успеха, в удачу, дает быстрое получение денег и прибыли. В силу того, что у подростков не хватает знаний и опыта, они принимают свою ложную веру красивым психологически подготовленным контентам за правду, за искреннее желание запада помочь им и, поэтому, с доверием реагируют на яркие картинки и образы, на ложь и «фейки». Этим наиболее широко и пользуются апологеты западных прагматических ценностей.
Кроме того, большинство подростков и молодых людей стремятся показать свою ложную солидарность с такими же, как они, выразить желание «потусоваться» и «похайповать» всем вместе. И большинству из них неважно, под какими лозунгами эти тусовки происходят.
Слабое знание и представление молодежи о некоторых периодах истории своей страны, победоносных фактах патриотизма русского народа, незнание и недооценка важнейших периодов научных открытий, успехов школы и образования страны, достижений развернутого строительства и др., способствует тому, что подростки и молодежь поколения Z, склонны давать в целом неадекватную оценку всего исторического прошлого России, делать ложные выводы и верить, что ничего хорошего и по-настоящему значимого в прошлом ее не было. И в этом вина нашего старшего поколения, поколения политиков и историков, управленцев и педагогов, деятелей культуры и СМИ, которые допустили и недооценили пагубность проникновения в массовое сознание нашего подрастающего поколения западной идеологии прагматизма.
Почему же Запад достаточно успешен в работе с молодежью? А потому, что изначально они рассматривают нашу молодежь, равно как и молодежь стран бывшего Советского Союза, стран «оранжевых революций», не как важный ресурс, требующий внимания и уважения, а как покупаемый продукт. Обманывая молодых заранее отработанным и приготовленным для них специальным способом, а именно: покупая подростков на красивой упаковке, картинке, которая молодежи нравится, запад работает с поколением молодых как с перспективным потребителем. Наши западные «партнеры» находят, чем завоевать симпатии и лояльность молодежи: мнимая свобода самовыражения, всеобъемлющее братство и толерантность, нескончаемые обещания помощи в получении достойной работы и жилья, быстрого профессионального роста, дешевые продукты и потребительские товары, стильная, брендовая одежда и обувь и пр.
А главная их цель – противопоставить поколения страны, разорвать их взаимосвязь, насытить ложным контентом незрелое сознание молодых людей и, тем самым, «прикормить» их с прицелом на будущее предпочтение западного образа жизни. Когда же старшее поколение нашей страны делает попытки им что-то объяснить, молодые люди, вкусившие информацию медиапространства и доверяющие западным телеграмм-каналам, встречают это с протестом, при этом утверждая, что старшее поколение их на самом деле не понимает.
Как видим, проблема противостояния поколений и ее решение здесь высвечивается еще с одной стороны, со стороны необходимости поиска средств компенсации взаимного непонимания молодых и старших членов общества, поиска механизмов психологического сближения поколений.
Отметим еще важный момент. Под воздействием сетевой реальности высвечивается новая ситуация развития личности подростка, проявляющаяся в изменении высших психических функций (память, мышление, внимание), направленности и механизмов формирования личности, форм взаимоотношений и коммуникации личности, способов поведения, стратегии деятельности и пр. Данные изменения порождают возникновение новых психологических феноменов: электронной зависимости, многозадачности, приватности и др. Мы наблюдаем тот факт, что подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно-, Интернет- и мобильно-зависимым [1; 2].
Такая зависимость пугает многих родителей, учителей, общественность и вызывает закономерную тревогу в связи с возникающими дополнительными рисками, связанными с непониманием сути цифрового противостояния «отцов и детей», сложностью поиска точек сближения, нежеланиями и даже невозможностью такого сближения из-за растущей утраты доверия молодых к миру взрослых [3].
Вышеназванные вводные, их можно назвать рисками разрушения связи поколений, позволяют сделать вывод о том, что в результате существования этих рисков возникает реальная проблема социального, психологического, цифрового разрыва молодого и старшего поколений, приводящая к разрушению механизма передачи опыта, механизма преемственности поколений – главного скрепляющего механизма, обеспечивающего стабильное созидательное развитие общества.
Социально-психологическое противостояние молодого и старшего поколения как негативное явление общественной жизни приобретает в последние годы социально-опасные формы. Направлениями исследовательского поиска в рамках обозначенной проблемы социального, психологического, цифрового разрыва молодого и старшего поколений являются: разработка моделей решения задачи преодоления противостояния поколений; исследование гибридных стратегий воздействия на молодое поколение и определение возможностей образования в рамках противостояния последним; проектирование и изучение механизмов реализации перспективных моделей управления образованием с целью преодоления разрыва и противостояния поколений через расширение сферы возможного для молодежи и старших поколений в соответствии с их потребностями; изучение особенностей и причин разнонаправленности в расстановке жизненных приоритетов младших и старших поколений сегодня, а также обоснование путей и механизмов сближения их жизненных интересов и стратегий; исследование ожиданий разных поколений от образования и возможностей развивающего образования в течение всей жизни человека и пр.
Сегодня, чтобы выстроить взаимодействие молодых и взрослых поколений с позиций созидания, на пути актуализации и восстановления механизма преемственности опыта поколений, нужно осмыслить и заново понять, под каким углом зрения должно идти обновление образования, какие важнейшие аспекты нужно учесть в процессе воспитания, как выстроить эту «педагогику сотрудничества». Важно осмыслить, что происходит в «зоне актуального развития», в «зоне ближайшего развития» обучающегося, как придать образованию характер развивающего и развивающегося [4].
Трансформация образования в направлении развивающего в течение всей жизни человека, а не «обрезающего» образования – это важнейшая стратегическая линия, ведущая к сближению, к пониманию ожиданий и возможностей разных поколений людей. Ведь мы столкнулись сегодня с несоответствием и даже противоречием, с одной стороны – ожиданий субъектов образовательного процесса от системы образования, с другой стороны – возможностей, которыми обладают подрастающие и старшие поколения, поколение Z и учителя, родители, взрослые. Разрешение противоречия видится нами в разработке ключевых методологических акцентов развития личности как высшей ценности, где свободно развертывается ее природа, ее самость [5; 6], а также в развитии образования и реализации воспитательного потенциала взаимодействующих семьи, школы и социальной среды.
Отличается российское общество в целом и, прежде всего, наше образование ценностным подходом. Там где западные партнеры неправду сделали принципом жизни, ложь инструментом манипуляции с людьми, там русский человек, условно говоря, задумается над тем, принять это или не принять. У человека русской культуры вызывает отторжение то, что вроде по закону, но не по правде, не по-людски… И в большинстве своем этого не приемлет старшее поколение нашей страны, не верит двойным стандартам и ложно демократическим устоям, толерантным установкам западного общества, не принимает идею бездумного подражания «цивилизованному» Западу.
Заключение
Итак, среди важнейших методологических посылов, играющих важную роль в позитивном обновлении отечественного образования и придающих новый смысл процессу взаимодействия поколений, на наш взгляд, следует выделить с одной стороны – актуализацию и восстановление механизма преемственности опыта поколений, механизма передачи знаний и опыта через выстраивание взаимодействия молодых и взрослых поколений с позиций созидания нового общества; с другой – важность изменения расстановки приоритетов в образовательном процессе, а именно: уход от тезиса «ученик – главное лицо в образовательном процессе», и реализация посыла: «учитель – центральная и авторитетная фигура» в процессе образования личности; с третьей – обновление нравственно-ценностной направленности образовательного процесса как нормы организации окружающего пространства развития личности.
Сегодня важнейшими средствами компенсации негативного опыта являются образование, воспитание, культура. Возможности взаимодействия молодых и старших поколений тоже находятся в этом широком предметном поле – в развивающем личность и развивающемся образовании. Развивающееся образование – это пространство развития возможностей молодых и старших поколений, и нельзя не согласиться со сказанным о том, что «развитие образования, в том числе, за пределами образования – единственное, в чем оно сегодня может сохраниться» [4].
Несомненно, в рамках реализации ожиданий субъектов образовательного процесса от системы образования и воспитания остается надежда, что слушая правду, а не ложь, видя истинные картины и зная реальную историю страны, политику и идеологию, реальную жизнь страны, определенная часть молодежи поймет, примет и «поумнеет». Воспитывая молодежь, им сегодня надо говорить правду, а не то, что им нравится. Задача старшего поколения – помочь им найти и понять эту правду.
Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38. EDN: WYOTYV
Грохольская О.Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве школы // Педагогика. 2020. № 7. С. 61-66. EDN: OLGYJS
Кудрявцев В. Дети не хотят жить со взрослыми, за которыми нет будущего [Электронный ресурс] // Вести образования. 4 февраля, 2021. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego (дата обращения: 08.04.2022).
Кудрявцев В. Архимед образования [Электронный ресурс] // Вести образования. 28 ноября, 2020. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/11/28/edpolitics/15794-arhimed_obrazovaniya (дата обращения: 08.04.2022).
Грохольская О.Г. Инновационная траектория развития дидактической системы // Педагогика. 2021. Т. 85. № 4. С. 37-46. EDN: LPRRAI
Грохольская О.Г. Методологические акценты обновления дидактической системы гуманистической направленности // Сибирский учитель. 2019. № 1. С. 5-12. EDN: HVXXRZ
Grokholskaya O.G. Humanistic orientation of education's development strategy. Pedagogika. 2016;(8):31-38. (In Russ.). EDN: WYOTYV
Grokholskaya O.G. Methodological features of the implementation blended learning in the renovated space of the school. Pedagogika. 2020;(7):61-66. (In Russ.). EDN: OLGYJS
Kudryavtsev V. Deti ne khotyat zhit' so vzroslymi, za kotorymi net budushchego = Children do not want to live with adults who have no futur. Vesti obrazovaniya. February 4 2021. (In Russ.). https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduscheg [Accessed 08th April 2022].
Kudryavtsev V. Arkhimed obrazovaniya = Archimedes education. Vesti obrazovaniya. November 28 2020. (In Russ.). https://vogazeta.ru/articles/2020/11/28/edpolitics/15794-arhimed_obrazovaniya [Accessed 08th April 2022].
Grokholskaya O.G. The innovative path of development of the didactic system. Pedagogika. 2021;85(4):37-46. (In Russ.). EDN: LPRRAI
Grokholskaya O.G. The methodological focus of the teaching system humanistic orientation. Siberian Teacher. 2019;(1):5-12. (In Russ.). EDN: HVXXRZ
Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в условиях новых рисков мировой трансформации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 155-165. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155
Grokholskaya OG. Interaction of generations in the context of new risks of global transformation. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):155-165. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155