Введение
Дошкольный возраст – важный период развития ребенка, поскольку на данном этапе происходит первичная социализация, закладываются основы личности. Наиболее понятной и органичной для воспитанника формой организации его жизнедеятельности является игра, в которой ребенок легко ориентируется и проявляет себя [1]. Поэтому реализация игровых технологий в детском саду является актуальным направлением для реализации [2].
Игровые технологии – это способы и приемы, с помощью которых воспитатель организует жизнедеятельность дошкольников. Реализация игровых технологий – это последовательный, многогранный процесс, включающий несколько этапов (отбор, разработка, подготовка игр, непосредственное осуществление игры и включение в нее каждого ребенка, подведение итогов) [3, c. 55]. В качестве основ реализации игровых технологий выступают следующие положения: используемые приемы, создающие условия для совместной игровой деятельности должны побуждать ребенка к активной деятельности; для воспроизведения игры используется общее содержание, сюжет и персонажи [4].
Целью игровой технологии при этом выступает создание мотивационной основы для развития навыков и умений деятельности детей в зависимости от уровня их развития [5, c. 63].
Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей реализации игровых технологий в дошкольном учреждении.
Материалы и методы
В исследовании использованы взаимодополняющие и обуславливающие друг друга методы: теоретические (систематизация опыта, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности).
Результаты исследования и их обсуждение
Среди исследователей, занимавшихся вопросами развития игровой деятельности детей Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.А. Короткова. Все ученые сходятся во мнении, что игровые технологии применяются с раннего возраста для формирования доверия ребенка и сохранения эмоционального контакта. Важной особенностью игровых технологий по мере роста ребенка становится включение игровых моментов во все виды деятельности. Для детей с 3-х лет возможны игры на восприятие, включение соревновательных моментов.
Игровые технологии используются в двух широких направлениях: для реализации игры как деятельности для ребенка и как средство его воспитания и становления детского коллектива [6, c. 72]. Воспитатель формирует способность ребенка к ролевому поведению.
Игра для ребенка является инструментом, который учит его: выделять какие-либо признаки предметов, характеристики, сравнивать и сопоставлять их, обобщать [7]. Игры воспитывают умение быстро реагировать на ситуацию, развивают смекалку [8]. Игровые технологии позволяют сформировать наблюдательность, внимательность, инициативность, самостоятельность, развивают уверенность в ребенке [9]. В процессе игры ребенок учится математическим приемам (складывать, вычитать, делить, умножать), решают логические задачи в соответствии с возрастом [10]. Также реализация игровых технологий нацелена на развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей, критического мышления, решение задач нестандартными способами.
Реализация игровых технологий основывается на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Среди функций игры выделяют: коммуникативная (освоение приемов общения); игротерапевтическая (преодоление трудностей, которые возникают в обычной жизни); диагностическая (проверка наличия отклонений развития от нормы; функция социализации (включение ребенка в отношения с другими детьми, воспитателями, субъектами воспитательного процесса). В процессе игры ребенок знакомится с нормами поведения, с границами других воспитанников, включается в общение и понимает каким образом выстраивать взаимодействие легче.
Игре присущи следующие черты: свобода действий (ребенок сам принимает решение вступать ли ему в ту или иную деятельность, он добровольно принимает это решение); творческий характер деятельности (ребенок может привносить свои идеи, которые не отвергаются воспитателем и другими детьми); положительный эмоциональный настрой (воспитатель организует атмосферу принятия друг друга, даже при условии состязательности момента); соблюдение правил (ребенок должен знать, что в игровой атмосфере есть правила, которых необходимо придерживаться и за нарушение которых могут быть применены соответствующие меры со стороны воспитателя).
Воспитатель погружает детей в искусственно сформированную ситуацию, где решаются задачи разного характера, в том числе и психологические и познавательные [11].
Среди способов построения игры выделяют: имитацию реального предметного действия с помощью игрушек (может быть использовано в раннем и младшем дошкольном возрасте) [12]; ролевое поведение (имитация действий, характерных для конкретного персонажа), (подходит для среднего дошкольного возраста); сложение сюжета (ребенок самостоятельно и с помощью воспитателя выстраивает отдельные элементы сюжета как целостное событие), (старший школьный возраст).
Главное отличие педагогической игры от обычной – наличие четко поставленной цели. Творческая игра имеет определенные законы развития для каждого возраста.
Постепенное усложнение деятельности позволяет пройти путь от предметно-игровых действий до речевых, воображаемых.
Через предметно-игровую среду взрослый определенным образом воздействует на самостоятельность ребенка, на процесс овладения им опытом, получаемом в игре, на уровень его развития. Согласно современным требованиям игровая среда должна быть предметно-насыщенной (иметь необходимое оборудование, материалы и приспособления); трансформируемой (возможность изменения пространственной среды); полифункциональной (необходимо наличие предметов, которые не закрепляет за собой жесткой функции использования, к примеру природные материалы); доступной (игрушки, пособия и материалы предназначенные для детей должны быть в свободном доступе для них); безопасности (обеспечение надежности и безопасности использования предметов, предназначенных для детей).
В игровой форме дети усваивают материал быстрее и проще. К примеру, игра «Важные номера» для детей дошкольного возраста подготовительной группы. Дети делятся на две команды по 5 человек. Каждому из членов команды необходимо добежать до телефона, набрать «101», сообщить о пожаре, назвать свое имя, фамилию и адрес. Игра продолжается по второму кругу, где ребята набирают номер «102», вызывая полицию, и «103», вызывая скорую помощь.
Воспитатель тем самым организует предметно-пространственную среду, мотивирует и активизирует позицию ребенка.
Игры организуются с предметами, без предметов, используются настольные игры. Реализуются как в помещении, так и на воздухе. Каждая игра развивает игровой опыт: сначала идет развитие и усложнение содержания, затем игровых действий, развитие взаимоотношений с партнером, формирование самостоятельности и творческой позиции. Особенности выбора игры заключаются в следующем. Воспитатель ориентируется на конкретные воспитательные задачи, которые необходимо решить в данный момент и соотносит их с потребностями детей. Воспитатель предлагает ребенку игру, создавая игровую проблему, объясняя игровые задачи и правила, в соответствии с которыми реализуется игра. Игровое оборудование соответствует содержанию игры. Стоит отметить, что ни один ребенок не принуждается к игре, он вступает в процесс добровольно и открыто. При завершении игры воспитатель поощряет своих воспитанников за активное участие и озвучивает каких результатов достигла группа.
Заключение
Итак, опираясь на все вышесказанное, можем сделать вывод о том, что реализуемые в воспитательном процессе игровые технологии нацелены на подготовку ребенка к школе. Таким образом он изучает новые процессы и закрепляет уже знакомые действия. Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении позволяет ребенку расширить диапазон своих навыков и умений, научиться взаимодействовать в коллективе и решать возникающие задачи в соответствии с возрастом.
Игровые технологии опираются, главным образом, на принцип активности ребенка, его мотивацию и включенность в игровой процесс, способствуют разностороннему развитию ребенка, его обучению и воспитанию. Игровые технологии позволяют развивать его чувства, фантазию, трудолюбие и много других качеств. Использование игр в воспитательном процессе стимулирует развитие нескольких сфер личности ребенка: потребностно-мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, нравственную.
Булаева М.Н., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 220-231. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-20 EDN: VBLWDV
Булаева М.Н., Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 13-17. EDN: HQXJYY
Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815-817. EDN: VSDHWD
Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0072 EDN: ZAHZIL
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982.
Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175. EDN: YSTYEN
Лапшова А.В., Колдина М.И. Коммуникативная компетентность педагога: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во Мининского ун-та, 2016. 81 с. EDN: VNCEOZ
Лапшова А.В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 4. С. 31-35. EDN: SCEXJN
Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 185-187. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0047 EDN: XFMRJY
Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Разработка фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 138-141. EDN: ZISRPB
Лапшова А.В., Булаева М.Н., Леонова В.Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 47-50. EDN: XRADCP
Булаева М.Н., Лапшова А.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 30-36. EDN: ZWZUVL
Bulaeva MN, Lapshova AV, Petrov YuN. Project-based learning in professional educational organizations in the management of corporate adult education. Russian Journal of Education and Psychology. 2015;(10):220-231. (In Russ.). https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-20 EDN: VBLWDV
Bulaeva MN, Vaganova OI, Ilyashenko LK. Designing educational technologies for teaching students of a professional educational organization. Problems of Modern Pedagogical Education. 2019;(63-3):13-17. (In Russ.). EDN: HQXJYY
Vaganova OI, Hizhnaya AV, Kostyleva EA, Kostylev DS. Portfolio as a tool for evaluation of student achievement. International Journal of Applied And Fundamental Research. 2016. № 4-4. С. 815-817. (In Russ.). EDN: VSDHWD
Gladkov AV, Vaganova OI, Prokhorova MP. Modern pedagogical technologies as a means of increasing educational motivation. Baltic Humanitarian Journal. 2019;8(1):274-276. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0072 EDN: ZAHZIL
Mendzheritskaya DV. Vospitatelyu o detskoi igre = Educator about children's play. Markova TA. (ed.) Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1982. (In Russ.).
Malceva SM, Vaganova OI, Aleshugina EA. Integrated module approach to development of the content of professional education. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(58-3):172-175. (In Russ.). EDN: YSTYEN
Lapshova AV, Koldina MI. Communicative competence teacher. Nizhny Novgorod: Minin University Publ.; 2016. 81 p. (In Russ.). EDN: VNCEOZ
Lapshova AV. Prospects of the educational process in the modernization of education. Scientific-Methodological Electronic Journal “Koncept”. 2014;(4):31 - 35. (In Russ.). EDN: SCEXJN
Aleshugina EA, Vaganova OI, Kutepov MM. Designing of individual trajectories of training with the use of online courses. Baltic Humanitarian Journal. 2019;8(1):185-187. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0047 EDN: XFMRJY
Gladkov AV, Kutepov MM, Trutanova AV. Development of assessment funds in conditions of implementation of the competent. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017;6(3):138-141. (In Russ.). EDN: ZISRPB
Lapshova AV, Bulaeva MN, Leonova VN. Teacher of preschool education. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(59-4):47-50. (In Russ.). EDN: XRADCP
Bulaeva MN, Lapshova AV. Substantial foundations of professional education of students. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017;(57-5):30-36. (In Russ.). EDN: ZWZUVL
Абросимова М.А. Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 144-154. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_144
Abrosimova MA. Implementation of game technologies in a preschool institution. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):144-154. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_144